Знакомьтесь: Леди Мэри Монтегю - мать современной вакцинации.
Вы скажете: "Ну что ты такое говоришь, все знают, что отец вакцинации - Эдвард Дженнер!"
Подождите. Я расскажу вам удивительную историю.
Мэри Пьермонт была очень везучей. Она родилась в богатой английской семье, любила читать и в ее доме часто бывали самые ясные умы Англии 18 века.
Она вышла замуж не по расчёту, а по любви - за начинающего политика Эдварда Вортли-Монтегю. Даже после замужества она продолжала писать стихи и рассказы. Карьера мужа шла вверх - он быстро оказался в парламенте - а потому приходилось публиковаться анонимно. Мало ли что?
В это время Англию буквально раздирала эпидемия оспы. Оспой заболевает брат Мэри - и умирает, не дожив до 20 лет. Сама Мэри заболевает оспой во время командировки мужа в Европу. Она пережила тяжелейшую форму оспы и выжила. У нее остались шрамы на лице и веках, но художники благородно исправили их в портретах.
Вскоре после болезни Мэри, Лорд Монтегю получает свое главное повышение: звание посла Соединенного Королевства в Османской империи. Мэри с сыном и мужем переезжают в Стамбул. В Стамбуле, где царят мусульманские порядки, Мэри оказалась вовлечена в "женской мир": она могла приходить в гаремы и бани, общаться с жёнами самых высоких чиновников. Очень скоро Мэри заметила: турецкие женщины не имеют шрамов от оспы. Как такое возможно? После долгих распросов, ей показали странный ритуал, который проводят турецкие знахарки.
Когда детям исполняется 7 лет, им делают небольшой разрез на руке и втирают туда соскоб с кожи больного оспой. Через 3 дня у детей появляется небольшая сыпь и температура, но уже на следующий день они полностью здоровы. После этого дети не болеют оспой.
Леди Мэри поражена, но английские коллеги ей не верят. Варварские ритуалы Османской империи никого не интересуют. Срок службы мужа подходит к концу и время возвращаться в Англию, где бушует оспа. А у Мэри - шестилетний сын. В отчаянии она уговаривает посольского врача, Роберта Мейтленда, привить ее сына. Мейтленд не верит, но под давлением Мери и под присмотром турецких знахарок, он соглашается провести процедуру. Все проходит по плану. Сын Мэри сначала переносит сыпь, потом температуру, а потом полностью поправляется.
Мэри возвращается в Англию с Миссией: рассказать всем, что Оспа, которая унесла больше жизней, чем все войны вместе взятые, может быть побеждена.
До Мэри несколько врачей уже писали о турецком ритуале. Но никто из них не смог убедить коллег. Мэри тоже поднята на смех.
Чему варвары могут научить Англию?
Чему женщина может научить образованных мужей?
Кем она себя возомнила?
Казалось бы, все потеряно. Но на помощь приходит женская дружба. Да, та самая, в которую нам предлагают не верить, потому что она вся про мужиков. ;) Леди Мэри была очень дружна с самой образованной женщиной Букингемского дворца, принцессой Каролиной. Каролина потребовала у короля Георга, чтобы ее дети были привиты "по-турецки". Ожидаемо, Король сказал: Нет. Тогда Каролина и Мэри решились на крайние меры: дочь Мэри, которой только что исполнилось три года, будет привита публично. Процедура собрала весь цвет Лондонской аристократии. По требованию Каролины, за прививанием наблюдал и придворный врач. Процедура прошла успешно.
Этот вечер изменил все. После публичного прививания, Король приказал провести испытания на сиротах и заключённых. Все они были успешными. Тогда Георг приказал сначала привить девочек королевской семьи (их не жалко!), а впоследствии, когда все прошло хорошо, были привиты и наследники. Прививки "по-турецки" широко распространились среди богатых семей. За считанные годы они стали обычным делом. Так в 18 веке женская дружба победила оспу и предрассудки.
А что же леди Мэри? Леди Мэри проживёт полную приключений жизнь, влюбится в Венецианского Графа, разочаруется в нем, организует светский дом во Франции, который будут посещать все знатные особы. Она умирает в 1762 году и завещает опубликовать свой дневник и летопись своей жизни. Но нет. Ее дочь к этому моменту замужем за английским министром. Скандальный дневник о том, как женщина изменяет историю медицины, никак нельзя публиковать. Рукописи прячут, и они две сотни лет ждут своего часа. Дождались. Время леди Мэри пришло - 200 лет спустя.
Нет, погодите, а как же Эдвард Дженнер? Сейчас расскажу, но сначала давайте поговорим про английского фермера. В 1774 году (12 лет после смерти леди Мэри), английский фермер Бенджамин Джести узнал о практике вакцинации от друзей. Но он не мог позволить себе ни дорогого врача, не процедуры. В это время в деревнях ходило поверье, что молочницы не болеют оспой, потому что часто заражаются "коровьей оспой" от коров. Эта коровья оспа вызывает небольшую сыпь, но быстро проходит.
Джести сложил 2+2. Он решил сам привить свою семью оспой... от коров. И успешно провел процедуру! Джести чуть не закидали камнями (вакцинация считалась богохульством). Но через год эпидемия оспы жестоко прокатилась по деревне. В семье Джести не заболел никто.
Именно опыт фермера Джести 20 лет спустя опишет в своих трудах Эдвард Дженнер. И в 1790х годах мир обретёт слово "Вакцинация" (от латинского Vac - корова).
Так что у вакцинации было два папы и одна мама:
Очень упорная леди
Очень смелый фермер
И очень методичный учёный.
©
https://www.facebook.com/femunity.org/photos/a.328338884008258/1630594567116010/?type=3