К каждому придет Счастье! Не обязательно в феврале или в июле. Но обязательно, вдруг...

Sep 29, 2020 19:20

На этой неделе я получила книгу, которую заказала еще год назад (!!!). Книга до меня долетела и меня прямо разрывает от удовольствия - какое это чудо!!! И если вы еще не в курсе, то обратите на нее внимание обязательно!

Павел Бажов - Медной горы Хозяйка. Уральские сказы




Начну с комментария Hummingbird:
Когда-то в середине восьмидесятых наш четвёртый класс должны были повести в Дом-музей П.П. Бажова. Погода в тот день была неприветливой, и многие ребята не захотели куда-то ехать по холоду и слякоти... После экскурсии наша чудесная учительница откуда-то извлекла набор открыток с иллюстрациями к сказам П.П. Бажова и всем ребятам подарила по открыточке. Вот это был подарок! Открыточка в малахитовых тонах стала первой увиденной иллюстрацией к сказам. Она воплощала в себе именно то, что чувствовалось в сказах. И для меня эти иллюстрации по-прежнему воплощали дух любимых бажовских сказов с иллюстрациями Вячеслава В.М.Назарука. Очень впечатляет! В частности, оказалось, что при создании иллюстраций художник использовал свои многочисленные зарисовки спилов камня - уральских самоцветов, - которые он делал в Минералогическом музее. Эти зарисовки использовались им для иллюстраций как настоящий камень для инкрустации. Даже на моих любимых открытках эту «инкрустированность» не очень удаётся разглядеть, а в новой книге, она видна прекрасно. Ну и особое уважение вызвал факт, что цветокорректировку проводили в издательстве под руководством самого Вячеслава Михайловича Назарука.


Русский сказочник Павел Бажов, которого русская википедия характеризует как русского и советского революционера, писателя, фольклориста, публициста, журналиста, известен тем, что впервые литературно обработал уральские народные сказы, назвав их "Малахитовая шкатулка."

Красивый зеленый уральский поделочный камень малахит (гидрокарбонат меди)- главная цель поисков героя "Сказов" мастера Данилы.

Главный герой сказки П. Бажова в сказке «Хозяйка медной горы» Данила искал малахит, очень красивый поделочный камень зелёного холодного цвета с прожилками, непрозрачный. Как известно, в ходе поиска на него обратила внимание сама Хозяйка Медной горы - Малахитница. И потом подарила Даниле очень ценную малахитовую шкатулку с дорогими украшениями.

Первый сказ, где появляется Данила, будущий мастер, является "Каменный цветок". Именно в нем недокормыша берет на учение старый Прокопьич. Т.к. старик был знатным "резчиком" по малахиту, то и ученик его перенимал навыки работы именно с этим минералом. Когда Данила подрос, то ему страсть, как захотелось сделать каменную чашу "живой", вот юноша и ходил искал, то камешки подходящие, то веточки с травинками разглядывал, ища стоящий "материал" для своей задумки.


В сказе есть упоминание, что он и сам толком не знал какой именно камень ему нужен, однако, малахит для работы (как написано выше) был основным в данной местности у мастеров. Однажды ему удалось найти нужный кусок малахита для своей затеи (Хозяйка подкинула), но умения не хватило у Данилы воплотить ее в жизнь. Два неверных резка по чаше, и вся жизнь из нее ушла. Данила тогда шибко расстроился и расколотил свой дурман-цветок. Однако, его терзания на этом не закончились, его Хозяйка в горные мастера забрала, и лишь невесте удалось мастера обратно к людям вернуть.

Малахит - это основной карбонат меди, то есть дигидроксорбонат меди (научное название). Используется этот минерал для изготовления разных вещиц вроде шкатулок, ваз, бус, браслетов, а также для облицовки столов и стен.

Внешне книга как будто сделана из малахита, все прожилочки на обложке фактурные. Этот же эффект и внутри книги. В описании переплета указано: блинтовое (слепое) тиснение + отдельное тиснение серебряной фольгой. На деле же это выглядит так: очень частый блинт - он создает "прожилки" камня, этих прожилок много, они идут по всей породе, а на гребне этих прожилок тонкая линия серебра (фольга), идет она по рисунку блинта, по центру выпуклостей. Серебряная линия толщиной меньше миллиметра, а точнее 0,4 мм. Именно потому, что серебро "впечатано" в рельеф блинта, его видно не с каждой точки и под разным углом зрения рисунок складывается в разный узор, то становясь видимым, а то пропадая, то становясь толще, а то тоньше, незаметнее - там где его визуально перекрывает блинт.





Макросъемка с маленькой скрепкой для масштаба.



И получается вот так...
Разный узор с разных точек зрения...

Нам показалось, что именно этот рисунок, именно этот образ лучше всего говорит о самой Хозяйке на обложке. Это абсолютно сказочный персонаж - дух камня или дух горы, она стоит, разделяя людей, возвышаясь над ними: жесткая, опасная, при этом справедливая и, по своему, честная; она здесь не обыденная, не привычная, не "мирская", она здесь именно тот сказочный, легендарный персонаж.: "Она ведь Хозяйка"... Или "Сама", как ее уважительно именуют у Бажова.

Так сложилось, что эти четыре сказа объединены похожим сюжетом: в первых двух ("Медной горы Хозяйка" и "Малахитовая шкатулка") рассказывается история Степана, Настасьи и их семьи; во второй двойке ("Каменный цветок" и "Горный мастер") - история Данилы и Катерины. Эти истории внешне схожи, но финал - различный, как и различны герои. У Настасьи и Степана счастье в семье так и не сложилось ("Худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало"), а вот Катерина свое счастье буквально отвоевала... А может просто и Хозяйка стала другой.
Очень заметно, как меняется образ Хозяйки у Назарука: молоденькая смешливая девушка в "Медной горы Хозяйке", строгая странница спустя двадцать лет в "Малахитовой шкатулке" и совсем иная - старше - в "Горном мастере" и "Каменном цветке".



Малахит на корешке.





В книгу вошли:
• Медной горы Хозяйка
• Малахитовая шкатулка
• Каменный цветок
• Горный мастер.

Рисунки художника Вячеслава Назарука (даже страшно далекие от книг люди могут вспомнить его как мультипликатора - сага о коте Леопольде, "Мама для мамонтенка", "Крошка Енот"). Созданы рисунки к сказам Бажова были довольно давно - в начале 70-х гг и изначально предназначались для набора открыток издательства "Изобразительное искусство", но достаточно быстро стали издаваться как иллюстрации к книге.

Выходили они в разных издательствах, в разных вариантах, самый качественный по уровню полиграфии сделала Дрофа в нескольких изданиях. Специфика рисунков, созданных именно под открытки, отразилась и на книгах - иллюстрации не очень равномерно идут по тексту, чувствуется, что определенные моменты художнику более интересны, а какие-то нет. Всего рисунков 32, по 8 на каждую сказку. Так как они идут не равномерно, отсюда и несколько странная подача: у той же Дрофы несколько рисунков "уехали" в совсем другие сказки и получилось, что Данила с Катериной стали почему-то героями "Малахитовой шкатулке".



Дело в том, что все издания базировались на одной оцифровке изображений, то есть в основе печатаемых рисунков лежали не оригиналы, а некогда сделанные цифровые изображения. Дальше - у кого как получалось: всё зависело от издательств, типографий, печатных материалов.

Чтобы получить хорошо напечатанную книгу этот оригинал должен быть еще и хорошо оцифрован (сфотографирован, отсканирован). Если изначально файлы плохие, то никакие ваши знания фотошопа, никакая супертипография ни здесь, ни заграницей не вытянет книгу в целом. Да, очень многое можно подправить, вытащить, но возможности даже современной печати не безграничны. Это как фотография, "щелкнутая" на дешевый телефон против фотографии, сделанной приличной зеркалкой.

Наконец смогли убедить художника, что надо делать новую оцифровку, что не увидев работ, по ним нельзя работать. И это сделали!!! Именно поэтому это издание не похоже на все предыдущие по качеству воспроизведения работ.

По сравнению с предыдущими изданиями иллюстрации ярче, сочнее, четче, живее, смогли зацепить игру художника на контрастах света и тени, и, самое главное, передать красоту камня... Да-да, именно камня. Дело в том, что это не просто рисунки. Это инкрустация камнем. Да, камня. Просто этот камень - рисованный.





Как рассказывал сам художник, работа над этими иллюстрациями началась с похода в Минералогический музей, где он зарисовывал камень, много-много камня, пластины тех самых уральских самоцветов. Зарисовывал тщательно, передавая различными способами фактуру, оттенки, все многообразие камня. Потом эти рисованные пластины разрезались и, подобно каменным инкрустациям, вкладывались, вклеивались, вплетались в изображение: обрамление фигур, своды пещер, дворцовые интерьеры, горы и ущелья - они все нарезались из такого рисованного камня.







Цвета корректировали уже в издательстве, под руководством Вячеслава Михайловича Назарука на экране, что-то осветляли, что-то наоборот - затемняли, проведя несколько часов перед монитором, просматривая каждую иллюстрацию.
Очень много времени ушло на убирание бумажной пыли, видимо из-за подбора способов передачи фактуры камня рисунки плохо сохли, на них налипло много бумажной и прочей пыли. всякие соринки. Но было очень важно сохранить и передать фактуру рисунка, фактуру нарисованного камня, а отделить пыль от рельефа сложно, приходилось буквально расчищать и реставрировать по миллиметру, отдельными маленькими фрагментами, подбирая режим под каждый конкретный кусочек. Все это заняло уйму времени.













Просто развороты:





Книга вживую вышла потрясающей! Это тот вариант, когда сделать лучше вряд ли возможно, тот самый знаковый тираж, на который потом все последующие годы и издательства равняются....









Красота ! Чудо чудное!



Полезные ссылки, источники, оригиналы:
- http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1917196-kakoj-mineral-iskal-geroj-skazki-pbazhova-danila-u-hozjajki-mednoj-gory.html
- https://red-balls.livejournal.com/168947.html
- https://red-balls.livejournal.com/165606.html
- https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3222887
-

Простор_ЖЖ, Мои_коллекции, Развивалки, Открытки, Библиотека моя, Нужные вещи ;-}, Книги, Актюбинск

Previous post Next post
Up