Первые игры должны быть очень простые, понятные, чтобы всё было удобное, и не обидно, и очереди своей не слишком долго приходилось ждать. И первая задача этих настолок - научить ребёнка действовать по правилам. У нас пока нет задачи считать, кто выиграл. И нам не годятся игры на скорость, нам важны только правила и их соблюдение!
Кто-то начинает с игр на равновесие типа башни-дженги, пчелиного дерева и тп. Делаем, делаем, потом - бах! - всё рухнуло, ура, - начинаем сначала! Это тип игр, который помогает детям привыкнуть, что нельзя сделать идеально, рано или поздно всё рухнет...
Настольные игры по сути учат ребёнка договариваться о правилах.
Бывают игры с пешками,
Бывают игры с шашками,
С бочонками и кеглями,
Мячами и пятнашками.
Бывают игры с фишками,
Бывают игры с клюшками,
Ракетками и всякими
Другими финтифлюшками.
Бывают игры разные,
А правило одно.
Должно быть это правило
Во всем соблюдено:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ,
ВРЕДНИЧАТЬ
И ТОПАТЬ НОГАМИ,
ЕСЛИ ПРОИГРАЛ!
(с) Галина Дядина
1. "Плыви, маленькая рыбка" - полосочки - река, стартовая карточка с лодкой и финишная с морем, 4 разноцветные фигурки с рыбками и 2 с рыбаками. Кидаешь кубик, если выпал цвет рыбки, то именно эту рыбку двигаешь к морю, вперёд, на одну полоску. А если выпал цвет рыбака, то убираешь между лодкой и рыбками одну полоску - рыбаки начинают догонять рыбок. Мы обычно болеем за рыбок и хотим помочь им доплыть до моря. Отличная такая кооперативная игра ради процесса, без выигравших и проигравших (точнее, или рыбки победили, или рыбаки, но не кто-то из детей). Можно учиться соблюдать правила, ждать своей очереди, двигать рыбку только в свой ход...
Игра против поля, правила можно объяснить мгновенно, какой цвет на кубике выпал, ту фигурку и двигаем на 1 полоску ближе к морю. Выпала синяя рыбка - двигаем её вперёд. Выпал жёлтый цвет - двигается жёлтая рыбка. А вот если выпал цвет рыбака - красный или зелёный - то убираем одну полоску реки и двигаем лодочку вперёд на одну полосочку. И мы хотим помочь рыбкам доплыть до моря, пока рыбаки их не догнали...
Сейчас сойдет лед, и достанут мужики блесны, водичка мутновата будет, потому блесна - самое то. Хотя и яркий твистер, желтый или кислотно-оранжевый, тоже сгодится. И ведь навык за зиму не теряют: поводок на леску, джигу на силиконовую приманку. А если поверху пойдет? Тогда лучше воблер, не иначе. Ну и удача. Ее копили всю зиму, чтобы потом от души ухнуть всю разом в первую же поклевку, или наоборот, по горсточке, жалеючи. Удача на рыбалке следом за правильной приманкой по степени важности идет. Здесь все, как при покупке настолки наобум. Эту подцепили и выудили из моря больших ярких коробок. Особого повода для покупки не было, а праздника хотелось. Клюнули на нее, потому что породе Ravensburger доверяем безоговорочно, у них все рыбки (игры) хороши. Действуем сообща против игры. Цель спасти карасиков, вывести в море, где рыбаки Фритц и Фрида их уже не достанут. Поле состоит из 12 частей, но собирается в минуту. Рыбаков усаживаем в лодку, а рыбок кладем на специальную плашечку. Все по-честному: от рыбаков до рыбок пять полосок поля, и рыбешкам до моря столько же. Когда река собрана, кидаем кубик. Если выпал цвет рыбки, передвигаем ее на следующую полоску, если цвет рыбака, то одну полоску убираем. Так они «подплывают» все ближе и ближе к будущему улову. Опять выпал цвет кого-то из рыбаков, и нужно убирать часть поля, а на нем окунек зазевался? Отправляется он, бедолага, прямехонько в лодку. Партия длится минут пять, правила простые. То, что нужно малышне. Но вот парадокс: в нее и взрослые с азартом играют (с)
https://gramha.net/explore-hashtag/Tempokleinefische Click to view
2. Кошки-мышки фирмы "Хаба" - тоже хит, причём не только у малышей! 5 игроков держат хвостики цветных мышек. Шестой игрок держит плошку-кошку и кубик. Если выпал красный цвет, то "кошка" хочет накрыть красную мышку, а та не зевает, убегает с коврика-домика. А если выпал кот, то мы договорились, что кошка спит, никого не ловит. А можно договориться, что если кот выпал, то можно ловить любую мышку. Если мышку поймали, то меняются ролями.
3. Cпи, Dодо - тоже чудесная игра-ритуал, укладывание малыша в кроватку... Игра фирмы Djeco, у которой много прекрасных настольных игр для самых маленьких. Это не совсем игра, это скорее ритуал укладывания спать, игра-щекоталка, обнималка и повод уже подросшему ребёнку попросить себе кусочек тепла и внимания. Есть матрасик, и картонная куколка, которую мы укладываем спать. Малыш уснёт, когда у него будут подушка, одеяло и спальная игрушка. А до того попадаются всякие смешные карты: поцелуй в нос, потритесь носами, обними меня, спой мне песенку. А про солнышки - мы договорились, что сколько солнышек, столько раз надо поцеловать или обнять ребёнка.
4. "Сардины" - тоже игра фирмы "Djeco", на память и внимание. Запомни, какие сардинки есть в банке, потом посмотри в свои карты и выложи по памяти подходящих рыбок.
5. Носочки с разными орнаментами - игра "Большая стирка" фирмы "Простые правила". Говорят, они сменили дизайн карточек. Новых не видела, у меня игра очень старая...
6. Блинк - американская игра на признаки. Мы играем так: надо называть признак (цвет, форма или количество) по которому совпадают карточки.
7. Papa bear - надо искать пары медведей, у которых куртка такого же цвета, а шапка и сапоги поменялись местами.
8. Барабашка - отличная логическая игра лет с 5-6
https://mousemath.ru/shop/-p77132429 9. Детство барабашки - там нет сложных карточек, зато есть карточки, на которых 2 или 3 правильных варианта ответа! Надо хватать всех, кто нарисован правильным цветом!
Надо хватать всех, кто нарисован правильным цветом!
А вот если есть чёрный барабашка, то ничего хватать не нужно!
Click to view
А лет с 5-6 дети и в обычного "барабашку" взрослых обыгрывают со свистом:
Click to view
10. Доббль / spot it - я обычно даю каждому ребёнку ровно 2 карточки, и прошу найти, кто есть и в том домике, и в этом... Но для малышей я больше люблю версию, где 6 картинок на каждой карточке, со зверушками Spot it junior
11. Скоростные колпачки - надо из цветных стаканчиков по цвету выставлять композиции в нужном порядке:
https://mousemath.ru/shop/8-p76999585 в 4-5 лет мы играем не на скорость, а ради процесса:
12. Лапочки - мы играем в мемори с 6 или 9 карточками (коты по 1, 2 и 3, щенки по 1, 2 и 3, птенчики - аналогично, с жёлтой рамкой и с зелёной рамкой):
https://mousemath.ru/shop/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-p97962265 Карточки там из очень прочного и толстого картона, кубики тоже приятные, деревянные. А можно только 6 карт разложить открыто - и потом играть "кто убежал в домик" (переворачиваем одну из карт, и ребёнок должен догадаться, кого не хватает)
13. Зверобуквы - в варианте из 9 карт с буквами и картинок, как мемори - тоже годный вполне вариант игры для детей 4-5 лет:
https://mousemath.ru/shop/%D0%97%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B-p50863996 14. Читай-хватай - с вариантом сочинения историй - тоже можно с четырёхлетками уже играть:
https://mousemath.ru/shop/9-p63682704 Click to view
15. Живые картинки - отличная игра на внимательность. А поскольку в 4 года сложно честно закрывать глаза и не подглядывать, то ключевая фраза у нас: "Запомнили, а теперь прячьтесь все под стол!". Я переворачиваю одну карточку из 6, потом говорю: "Теперь вылезайте из-под стола и кто увидит, что изменилось, помашите мне рукой!":
https://mousemath.ru/shop/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-p91342420 ... точно, карандаш был короткий, теперь длинный!
16. Дом колобка / Мышкины домики - это просто набор карточек, но все домики с разными признаками. Есть домики красные и жёлтые, крыши синие и зелёные, в доме котик, зайка, мышка или ворона - в общем, куча признаков, и надо загадывать домик и задавать вопросы, на которые можно ответить ДА или НЕТ:
https://mousemath.ru/shop/-p74401563 17. Земляничные тропинки - у кого-то отлично идут, а кому-то скучно,
но мне нравится, что там всё конкретно - раз нашёл мишка + 3 ягодки, надо эти красные бусинки надеть на шнурочек. Отдал бабушке - 2 ягоды - значит, снимаем:
https://mousemath.ru/shop/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-p76953759 18. Чудо-пони - малышовая кооперативка, лет с 5 вполне годится, все играют против поля. Что раньше - мы выложим всех лошадок тройками или нас окружит забор?
https://mousemath.ru/shop/%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8-p109408017 19. Матрёшкино, скажем, даже шестилеткам нелегко - надо учитывать сразу 3 признака, надо найти матрёшку именно этих трёх цветов - и встать в такую позу.
20. Коварный лис - ходилка с элементами логики, многим лет с 5 очень нравится, мы в этом году в неё много играли:
https://mousemath.ru/shop/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BB%D0%B8%D1%81-p91156406 Любите детективные игры? Тут и подозреваемые, и улики, дешифровщик, где эти улики можно проверять, и что очень классно, для разгадки этой задачи потребуется анализировать подсказки, делать выводы и строить догадки. Игра кооперативная. Если у вас ребёнок уж очень остро реагирует на проигрыши, эта игра явно придётся ему по душе, если уже и проиграли, то все вместе.
Коварный лис украл пирог и удирает с ним в свою норку, вашей команде нужно успеть вычислить, кто же является коварным лисом и успеть поймать его, до того, как он доберётся до норы.
Дешифратор крутой, туда вставляем карту с преступником, так чтобы никто не видел, какая именно там карта!!!
Как играть? Перед нами игровое поле с фигурками игроков и картами подозреваемых картинкой вниз вокруг, готовим дешифровщик. ⠀ ✅ Перед своим ходом игрок решает, пойдёт он за подсказками, или будет открывать карты подозреваемых. ⠀ 🔹 Чтобы пойти за подсказкой нужно выкинуть на кубиках 3 символа следов, для этого одновременно кидаем 3 кубика. ⠀ 🔹 Чтобы открыть 2 карты подозреваемых, нужно выкинуть 3 кубика с глазками. ⠀ ✅ Если получилось открыть подсказку, ее нужно вставить в дешифровщик и открыть окошечко, там появится зелёный или красный значок, что будет означать есть на подозреваемом тот или иной предмет. ⠀ 🦊 Если игроки не смогли выкинуть 3 одинаковых символа, передвигаем фигурку лиса на 3 шага в сторону его норы. ⠀ ✅ Как только проверяем подсказку или открываем подозреваемых, все игроки начинают строить догадки о причастности того, или иного персонажа. ⠀ Как только игроки решают, что вычислили преступника, называют его имя 🦊 Если лис успел добраться до норы, он победил 🦊
Источники, низкий поклон за подборки и игры Жене Кац.
Также обратите внимание на интересные посты с играми для малышей, видео и комментариями в постах у Жени:
-
https://janemouse.livejournal.com/1572993.html-
https://janemouse.livejournal.com/1610154.html-
https://janemouse.livejournal.com/1756019.html-