были окончены записки о Гран-при Канады 2010. Читайте и завидуйте, тем более что я сама себе завидую уже, на июнь 2011 года у нас обычные билеты на трибуну, никаких экскурсий на пит-лэйн не предвидится.
Гран-при Канады 2010 или невероятные приключения белорусов в Монреале.
Было время, были деньги, и было желание посетить F1 ввиду того, что впервые в жизни ближайшая трасса находилась не за тремя государственными границами, а всего лишь в 5 часах езды от дома. Еще в марте состоялся основательный анализ расстановки трибун и покупка двух полных билетов с видом на поворот имени Сенны. Время пролетело быстро, и теплым майским вечером озадаченный Андрей рассказал о странном звонке от якобы представительницы компании Октан. И вроде бы мы выиграли какие-то мега-вип билеты, но все это крайне подозрительно, хотя с другой стороны, номер кредитки у него не попросили, и перевести денег в Нигерию не предлагали.
Бесспорно, всех нас раздражает обилие рекламы в интернете, однако организм постепенно приспосабливается, вырабатывает в мозгу фильтры. И вот благодаря этим фильтрам вы уже успешно купили билеты на спортивном сайте, абсолютно при этом не заметив большого баннера с рекламой супер-розыгрыша десяти пропусков в паддок монреальской трассы на субботу и воскресенье.
Следующий звонок из Октана был встречен с большим энтузиазмом, но до самого утра знаменательной субботы здоровый скепсис нас не покидал. Группка из нескольких человек с отпечатком того же скепсиса на лицах бросилась нам в глаза сразу при входе в парк Жиля Вильнева, за мостом Космос. Спустя всего полчаса все десять счастливцев плюс десять друзей счастливцев наконец-то оказались в сборе. Но понадобилось еще минут десять, чтобы скепсис окончательно рухнул, и когда наконец серебристый вэн въехал в охраняемую зону под комментарии сотрудницы Октана о достопримечательностях трассы, вот тут то потоки бурного восторга немедленно размыли последние островки сомнений. Мы попали внутрь волшебного королевства Берни!
Беглая экскурсия по паддоку и прилегающим вип-зонам сопровождалась многократными заверениями, что заветная белая карточка останется у нас до конца воскресенья, и что мы можем входить и выходить в паддок сколько угодно. Поборов остаточное недоверие, мы направились на свою трибуну, которая еще вчера казалась пределом мечтаний по части просмотра гонки Формулы 1 вживую. В промежутках между заездами рассматриваю трибуны - народ заседает основательно, целыми семьями, подложив на холодные алюминиевые скамьи предусмотрительно захваченные подушечки и огородившись холодильничками с пивком. Радует обилие длиннофокусных объективов Кэнон из белой серии и печалит мусорный дождь, непрестанно сыплющийся с трибун. Кстати, свободное распитие пива в общественном месте следует отнести к сугубо монреальской специфике, как и продажу вина на разлив в палатках с напитками, в нашей строгой провинции Онтарио такой алкогольный разгул был бы просто невозможен. А вот билингвальный англо-франко говорящий комментатор - это уже общеканадская достопримечательность, его переходы с одного языка на другой прямо посредине фразы сильно оживляли действие, по крайней мере для меня.
А между тем квалификация уже закончилась, и мы бодро прошли в паддок, стараясь побороть распирающее изнутри чувство собственной эксклюзивности. Неожиданно, мой всегда спокойный и немногословный муж каким-то детским звенящим голосом издал возглас: «Алонсик!» - и в следующую секунду материализовался в толпе журналистов, окруживших Фернандо. Девять лет по ту сторону экрана, не пропуская ни одной гонки! И вот, наконец, они встретились, пускай и в одностороннем порядке, ибо Фернандо ввиду усталости и раздражения вряд ли заметил стремительные маневры Андрея. За два дня автограф взять у Алонсо так и не удалось, ибо он был весьма не в духе и выглядел очень уставшим, мы его пожалели и простили. А я не смогла устоять перед обаятельным Феттелем, и, влившись в стайку восторженных поклонниц, протиснулась поближе: «Себастьян, автограф, битте!». Тут сказалась отсутствие фанатской закалки - за время пробежки открытый фломастер успел засохнуть, Феттель честно попытался два раза подряд накорябать автограф поверх своей фотки, получилось не очень. Он растерянно улыбнулся, развел руками, но, конечно же, я все равно его поблагодарила. Ничего, в ноябре появился повод загордиться: первый раз взяла автограф у пилота Формулы, и сразу золотой - Феттель, умничка, стал чемпионом!
В таких простых фанатских радостях прошло еще пару часов, и наступило время еще более волнующего розыгрыша - на этот раз на кону были 5 билетов в паддок-клуб на воскресенье а также два пропуска на пит-уолл с правом насладится гонкой непосредственно из гущи событий. Валери и Анн уже ждали нас всех в паддоке, у входа в контрольную башню, где в обычное время находится главный офис Октана. Но с понедельника здание было плотно оккупировано командой Берни, так что наши провожатые даже не имеют права зайти в свой офис. Народ подтягивался, стали обсуждать впечталения, хвастаться фотками пилотов на мобилках. Постепенно наступила тишина, и вот сцена - двадцать взрослых людей переминаются с ноги на ногу, искоса бросая напряженные взгляды то на конкурентов, то на стопку теперь уже золотых пропусков в паддок-клуб. И как назло кто-то опаздывал; да за десять минут такого ожидания и поседеть можно! Анн начала жеребьевку: номер два, номер восемь, номер пять, номер три - это мы! Желтые пластиковые карты с замысловатыми вензелями были аккуратно разложены на синем мусорном бачке для бумаг, вот так прозаично и вершатся эксклюзивные розыгрыши дорогущих билетов. Но мы не стали придираться к мелочам и быстренько нацепили золотые талончики на шеи.
Увлекшись чтением дресс кода для паддок-клуба, мы было совсем позабыли про два последних, самых-самых билета. Тем более, что теперь мы участвовали в розыгрыше независимо друг от друга, и шансы выиграть одновременно стремились к долям процента. Валери пошуршала номерками в корзинке и объявила номер десять. Андрей еле успел из себя выдавить победное «йоу», а Валери уже вытаскивала номер девять - и наступает моя очередь орать «йоу» ! С того же синего бака два красных пропуска переместились к своим белым и желтым собратьям, и теперь я была похожа на главного призера выставки собак - такой же ошарашенный вид и куча гремящих железяк на шее. Пару секунд окружающие были в ступоре, однако быстро родилось коллективное мнение, что ведь все замечательно получилось, пусть молодые люди получат удовольствие, это же так романтично - побывать вместе на пит-уолле. Все дружно обнялись, и с пожеланиями оторваться по полной на гонке разошлись готовиться к бурному воскресенью.
Теперь о математике. Я по профессии научный работник, так что необходимость срочно рассчитать вероятность тройного выигрыша меня накрыла прямо в паддоке. Количество участников первого тура равнялось количеству предварительно проданных билетов, выигрывало 10 человек, для простоты можно принять, что вероятность выигрыша была равна одной тысячной. Второй тур - вероятность выигрыша одна вторая, ну и третий - одна десятая умножить на одну девятую. Итого получаем
10-3*0.5*0.1*0.(1) = 5.(5)*10-6, примерно пять миллионных.
Через пару минут эмоции улеглись, но стоило оглянуться вокруг и представить, что нас завтра ожидает, так сразу ускорялся сердечный ритм, и с ног до головы пробегала горячая волна. Анн нас любезно провела из паддока к стоянке маршруток для привилегированных посетителей паддока, ведь не тащится же серьезным людям три километра от метро до паддока на своих двоих. Все же вип-статус штука весьма неоднозначная, вот, например, все счастливцы, получившие билеты в паддок, приехали на трассу в обычном, битком набитом метро, слившись с возбужденной толпой таких же фанатов.
Высший свет предпочитает простоять час в длиннющей пробке на мосту, заплатить пару сотен за паркинг в знаменитом монреальском казино, пройти аж двести метров от казино до пристани, откуда винтажные катера доставляли дам в бриллиантах и их спутников прямо ко входу в ресторан Формулы 1 (всего в эту спецзону было два входа с воды и два с суши, организаторы очень гордились идеей с водным транспортом, ведь ничто так не украшает картинку с вертолета, как лавирующие по озеру яхты, есть что-то притягательное в соседстве быстрых машинок с не менее дорогими плавучими аналогами). Но, несмотря на стоимость билета в пять тысяч долларов, дамы и господа из ресторана не имеют доступа в паддок, туда билеты вообще купить нельзя, помогают только личные связи с членами команд либо аккредитация журналиста.
Если вдруг решитесь - за пять тысяч вам впридачу к катеру предложат неплохие закуски, марочное шампанское, прошлогодний болид Феррари в центре ресторана, вид с балкона на питлэйн и на поворот Сенны, а также возможность посмотреть вблизи на парковку победителей и церемонию награждения. Организаторы старательно нагнетали атмосферу уникальности происходящего, и мы охотно в нее погрузились, приятно же чувствовать себя выше сотни надутых миллионеров! Так что на вопрос, променяли бы мы наш пропуск в паддок на уик-энд в «золотом» ресторане Формулы, все хором без колебаний ответили: « Нет, ни за что!».
Мы еще поговорили на прощание с Анн о трудностях организации такого масштабного мероприятия как Формула - это целый год интенсивной подготовки, а потом наезжает команда Берни, разделяет круг задач пополам, после чего выгоняет всех сотрудников Октана из офисов, устанавливает собственную систему безопасности и охрану. Кстати, меры безопасности настолько серьезные, что даже пропускные турникеты в вип-зону принадлежат Формуле 1 и летают по всему миру, доверия к организаторам в этом плане нет, вдруг кого по блату пропустят. Канадцам остается только тихонько возмущаться и наблюдать за спектаклем со стороны. Как раз под эти разговоры мы и увидели железного диктатора во плоти - Берни Экклстоун вышел из офиса и усаживался в серебристый мерседес, единственное авто, ради которого раскрыли ворота паддока , видимо, даже вариант с персональным катером слишком утомителен для старичка.
Вслед за Берни покинули трассу и мы, на выходе хотелось еще прикупить маечку с портретом Алонсо для воскресного похода на питлэйн. Удивительно, но вся представленная продукция оказалась не очень, такое чувство, что для Масы и Алонсо работали две разные команды дизайнеров, у первого преобладал аккуратный, продуманный стиль, а Фернандо почему-то был цветаст и аляповат. Повезло тем, кто болел за него еще во времена Рено, а таких было немало в толпе, их голубые рубашки и майки выглядели намного лучше изделий от Феррари. Жаль, что мой муж уже не влазит в свою голубую маечку, пришлось идти на гонку в обычной одежде.
Хорошо, все таки, что мы так набегались вокруг трассы в субботу, иначе вряд ли бы я заснула от волнения. В семь утра мы уже выезжали из дома, оставив свои билеты на трибуну друзьям, кто бы мог подумать два дня назад, что они нам не понадобятся! Проходя по мосту Космос, застали парад ретро-машин, это монреальские автолюбители ехали на трассу выстраиваться перед парадом пилотов. Машинки были все как на подбор - сияющие кабриолеты самых разных цветов, за рулем - солидные дедушки, исполненные чувства собственной важности, и настроение сразу стало праздничным. У пропускного турникета охранник бросил взгляд на наш иконостас из пропусков, сделал большие глаза и с завистью вздохнул: «Эх, ребята, повезло же вам! Повеселитесь там, а у меня сегодня нелегкий день, такая толпища, сто тысяч человек, ни одного билета в кассах не осталось».
Мы поспешили в паддок, но оказались далеко не первыми прибывшими. Почти вся парковка для пилотов была уже занята, а наши друзья по розыгрышу к девяти утра успели позавтракать, сходить на экскурсию в боксы, и готовились к заходу на второй завтрак. Тут интересно будет рассказать про организацию доступа для пилотов и техников. Поскольку трасса находится на острове, то парковка там на вес золота, и организаторы выкручиваются всеми способами, техников и гостей попроще подвозят на выделенных автобусах. Боксы стоят на берегу бывшего олимпийского гребного канала, а на противоположном берегу устроен именной паркинг для пилотов и самых важных функционеров. Машины теснятся на пригорке между деревьев, получилась такая аллея славы - на каждом дереве табличка с именем пилота, это с трибун можно рассмотреть только в бинокль. А мы, проезжая мимо на маршрутке, улыбнулись, увидев среди обычных мерседесов и фордов других пилотов серую алонсовскую Феррари - и тут ему понадобилось быть круче всех!
От парковки в боксы ведет довольно хлипкий навесной мостик, нас по нему провели в субботу, для полноты ощущений. Мостик оканчивается турникетом с охраной, и вот в воскресенье хитрые фанаты с пропусками в паддок заняли позицию перед турникетом и ловили пилотов - попробуй не дай автограф, когда кругом вода и надо спешить в боксы перед гонкой! Мы застали окруженного таким образом Петрова, прорвался он только минут через пять.
Пора было отведать изысканный завтрак, приготовленный поварами отеля «Королева Элизабет». Завтрак как завтрак, разве что шампанское всем наливали уже с утра, какая же Формула без него. Однако, попробуйте накормить три тысячи человек одновременно, при этом не имея проточной воды, холодильников и большого оперативного пространства на кухне! Организаторы с гордостью сообщили, что паддок-клуб и вип-ресторан Формулы вместе образуют самую большую точку общепита на открытом воздухе во всей Канаде, почти 200 метров в длину. Нужно сказать, что далеко не во всяком стационарном ресторане официанты работают так эффективно, но в то же время незаметно и вежливо.
Едва я успела допить кофе, как по залу пробежал шумок, и народ потянулся за мужчиной с табличкой «Экскурсия в боксы». Выходим из паддок-клуба по серебряной карточке и заходим в боксы по золотой, запутаться можно запросто, однако в любой момент на помощь придет охранник и даже любезно приложит нужную карточку к детектору за вас. Проходим по туннелю под рестораном, в голове мелькает мысль, что это единственный проход на питлэйн и через него сегодня наверняка уже прошли все пилоты и механики.
И вот он питлэйн! Глаза разбегаются, в какую сторону бежать сперва и кого фотографировать? Начали с Феррари и Ред Булла, естественно, что грех было не сняться на фоне гаража Шумахера. Механики уже вовсю готовятся к гонке, копошатся вокруг болидов, а пилоты тем временем шествуют на парад. Пространство перед боксами огорожено ленточками, но особо приближенных гостей пускают за ограждение и показывают еще и внутренности гаража, даже болиды разрешают потрогать. Постоянно накатывает чувство нереальности происходящего - прямо перед нами, через стартовую решетку находится золотая трибуна, там народ с биноклями и телеобъективами пытается рассмотреть происходящее в боксах, а у нас все болиды на расстоянии вытянутой руки! И пилотов можно фоткать с расстояния трех метров безо всяких помех, круче только журналистам, которые снимают в упор прямо на трассе. Эх, и почему я не захватила свой телеобъектив, теперь остается только кусать локти от досады. Полчаса пролетели незаметно, успели взять автограф у Култхарда и Джордана, которые уже начали репортаж с гонки для английского телевидения.
После начала парада пилотов всех посторонних из боксов выпроводили, так что мы его досматривали из ресторана. Забавно, что все лидеры плюс Шумахер, выскочили из винтажных авто прямо на ходу, напротив своих боксов, и пролезали на питлэйн через технические дыры в ограждении. Эта привычка, видимо, была известна местному персоналу - один из пожарников поймал Шумахера в момент перелаза через забор и попросил расписаться на своей жилетке, усеянной автографами. И Михаэль не отказал. По окончании парада механики сразу же ринулись на стартовую решетку, как будто у них в запасе не больше пяти минут до старта, там действительно была спринтерская гонка, а многие же еще тащили за собой тележки с аппаратурой.
Досмотреть подготовку к старту нам не удалось, пора было искать Анн и вместе с ней ждать пропуска на пит-лэйн, даже люди из Октана не знали, как и когда это произойдет. Ровно в одиннадцать мы явились к дверям пресс-центра, он, кстати, тоже впечатляет размерами и напряженной атмосферой гудящего улья. По словам Анн, репортеры - вспыльчивый и капризный народ, вечно устраивают скандалы на ровном месте, да мы и сами наблюдали, как пара монреальских корреспондентов спровоцировала охрану на физический контакт, пытаясь пролезть через веревочную ограду во время субботней пресс-конференции с победителями квалификации. Время шло, вот уже стайка галдящих девушек Будвайзер пролетела мимо нас, покидая трассу, в глазах зарябило от татуированных копчиков, пирсингованных пупков и обилия блесток.
Пять минут до старта, а мы все еще ожидаем у ворот в боксы. Наконец раздается звонок и Анн нас ведет не абы куда, а в центр контроля за гонкой, который завтра снова будет ее офисом. Увидеть это изнутри и почувствовать своей кожей витающие в воздухе электрические разряды дорогого стоит, мы вовсю крутим головой, надеясь увидеть нечто важное. Но там работают крутые парни, не теряющие ни секунды, для них даже премьер-министр Канады всего лишь очередной пункт в сценарии шоу, и его вежливо подталкивают на выходу сразу по окончании приветственной речи. Через минуту нас уже выпроваживают, и Анн передает нас на входе в боксы другой сотруднице, теперь надо ждать важного дяденьку из администрации Формулы, который проведет нас на стенд одной из команд, какой - неизвестно до сих пор. По реакции всех организаторов мы уже почувствовали, что эта затея с туристами на пит-уолле не встретила горячей поддержки у команд, и зарождаются подозрения, что зашлют нас в какой-нибудь Лотус, чтоб не мешали лидерам.
Нервно смотрим на светофор, пока красный, вот уже слышно, что начался прогревочный круг. Неужели они все-таки передумали, и придется смотреть гонку из ресторана, как обыкновенные миллионеры? Зеленый свет, старт, как же мы расстроены! Посмотреть на старт в упор не получилось, это было, пожалуй, самым неприятным моментом во всей истории. Но был большой монитор на стене, а с нашей точки были еще видны машины, вылетающие со старта, вид сзади все таки лучше, чем ничего. Тем временем первая авария, расстроенный Кобаяши проходит в боксы мимо нас, хочется зааплодировать от остроты ощущений, но все-таки сдерживаюсь ввиду очевидной неуместности такого поведения.
Таким образом прошло уже два круга, и вот появился долгожданный дяденька, посмотрел направо-налево, как при переходе обычного перекрестка и стремительно потащил нас на пит-уолл. О чудо - они выбрали команду Заубер, так что мы стоим ровно посредине пит-уолла, слева Заубер, справа Феррари и дальше Ред Булл с Маклареном, то есть все лидеры как на ладони! В конечном счете громкая формулировка «вы будете смотреть гонку вместе с командой» вылилась в разрешение два-три раза за гонку посмотреть на мониторы команды из-за спины руководства, но я им все простила за разрешение неограниченно фотографировать даже через ограждение трассы и не придираюсь к мелочам.
Пропущенный старт был компенсирован с лихвой обилием пит-стопов в той гонке, иногда в боксах работали по три-четыре команды одновременно, я щелкала затвором безостановочно, хотя даже самая быстрая выдержка не успевает запечатлеть скорость работы механиков. Как вам описать зрелище едущих прямо на тебя болидов, когда очевидно, что они бы начали обгоны вот уже здесь, но пилоты вынуждены контролировать себя? Напряжение было очень высоким, все читатели наверняка помнят тот обгон Алонсо в боксах, когда он обошел Хэмилтона? Я удивилась, почему на стенде Феррари не раздаются радостные вопли по этому поводу, нам что ли вдвоем за них отдуваться? А потом поняла - они же прямо сейчас еще и Масой следят, никаких эмоций до конца гонки.
Честно признаюсь, когда муж смотрит телетрансляцию, я грешным делом иногда засыпаю под шум моторов, но те два часа прошли как будто в другом измерении, не хотелось упускать ни секунды, передать это в полной мере мой писательский талант не позволяет. Не буду описывать подробности гонки, победили тогда Макларены, Алонсо был третий. Наверное, я перегрелась на солнце и осмелела окончательно - в момент финиша ноги сами понесли меня к зоне подиума, так что даже половина механиков Макларена, которым было ближе всего, оказались во втором ряду у нас за спиной. Парковка победителей находится как раз между торцевыми стенами паддок-клуба и вип-ресторана, народ свешивался с балконов и активно фоткал героев. Алонсо был зол на всех, это было ясно еще до того, как он снял шлем. Хэмилтон сиял, как надраенный котелок, по привычке спустил с плеч комбинезон и прошествовал на награждение.
В телеверсии мне казалось, что они многое вырезают из церемонии награждения, но в реальности этот механизм действительно работает как часы, уже минут через пять после прибытия победители стояли на балконе, а через десять минут поливались шампанским. Фернандо слегка оттаял и активно поливал толпу, нам тоже досталось пенного дождика, я уж обрадовалась - такой прекрасный финальный аккорд! Не тут-то было, он снял свою кепочку и запустил ее в толпу, мое тело самопроизвольно вспомнило школьное увлечение баскетболом и совершило профессиональный рывок вверх - верите или нет, но я поймала эту кепку! Однако счастье было недолгим, незамедлительно последовал тычок в спину, я обернулась, и увидела возмущенное лицо механика Феррари, который безо всяких церемоний вырвал ценную добычу из моих рук и ускакал в боксы. Потом мы просмотрели каждый кадр из пяти финальных минут телетрансляции, но этот момент операторы не захватили, зато Андрей увидел свое ошарашенное лицо в кадре за пару секунд до конца.
На прощание мы еще пообедали в ресторане, хлебнули шампанского и понаблюдали за пресс-конференцией пилотов, которую они дают на улице после официальной части, которую нам показывают в телеэфире. Рядом с нами на балконе паддок-клуба стоял хитрющий упитанный мальчик, который достал каждого из трех пилотов весьма примитивным способом - просто орал без остановки их имена. «Дженсон! Дженсон! Дженсон!» - и Баттон оборачивается, смотрит вверх, малыш довольно махает ему рукой. «Льюис! Льюис! Люис» - Хэмилтон тоже не выдерживает, поворачивается, и остро шутит по поводу майки РедБулл на мальчике, мол, иди Феттелю покричи. Толстячок не сдается: «Пап, смотри, я счас и Алонсо достану!». К чести Фернандо, он продержался дольше всех, но тоже дрогнул и обернулся, этот пацаненок чуть не лопнул от гордости за тройную победу! Пара мексиканских парней, стоящих рядом, пыталась повторить этот трюк, но то ли их акцент подвел, то ли два раза подряд такой примитив не действует, не вышло у них ничего. Еще, кстати, про автографы и фото с кумирами - одна из наших коллег-призеров рассказала, что Алонсо вообще сложно раскрутить на автограф, она его проняла рассказом о вымышленном испанском родственнике, который за него болеет много лет, и таки звезда подписала для родственника журнал с программой Гран-при.
Уходить из паддока не хотелось, но, к сожалению, нам еще предстояла пятичасовая поездка из Монреаля в Торонто, так что целым часом в сказочном царстве пришлось пожертвовать. По пути домой мы бурно обсуждали события субботы и воскресенья, я пришла к банальному выводу, что все таки Формула это настоящий спорт для людей с железной выдержкой. Уже следующим утром, в понедельник, начались продажи билетов на Гран-при Канады 2011, и мы были одними из первых покупателей, ведь посмотреть-то гонку с самой зрелищной трибуны на повороте Сенны в этот раз нам так и не удалось!
автограф Феттеля
пит-стоп Феррари как на ладони
"касса букв и цифр", почти как в первом классе
она же в действии
феррари празднует третье место
но Фернандо недоволен
я на пит-лэйне