«Кукурузник», ставший штурмовиком
Лучшие самолеты конструктора Антонова
7 февраля 1906 года в Подольском уезде Московской губернии родился авиаконструктор Олег Константинович Антонов. Созданные им военно-транспортные самолеты неоднократно устанавливали мировые рекорды по дальности полета и перевозимому грузу. А малютка «Кукурузник» является абсолютным чемпионом по долголетию.
От легких планеров к сверхтяжелым транспортникам
Антонов (1906 - 1984) родился в семье мелкопоместных дворян Константина Константиновича и Анны Ефимовны Антоновых. В 1912 году семья переехала в Саратов. В школе Антонов организовал «Клуб любителей авиации». В 1924 году, учась на путейском факультете Саратовского университета, построил свой первый планер. Затем, когда университет закрылся, перевелся в Ленинградский политехнический институт на отделение гидроавиации корабельного факультета. И продолжил создавать планеры, которые завоевывали почетные награды на всесоюзных соревнованиях в Коктебеле.
Получив диплом, Антонов стремительно продвинулся по линии безмоторных летательных аппаратов, став в 1933 году главным конструктором планерного завода в Тушино. Перед войной его пригласил заняться той же тематикой в своем ОКБ А.С.Яковлев.
После войны, стремившийся к самостоятельной работе Антонов добился перевода в новосибирский филиал ОКБ Яковлева. Именно здесь поднялся в воздух самый первый шедевр Олега Константиновича - Ан-2, получивший прозвище «Кукурузник».
А в 1952 году яковлевский филиал, ставший самостоятельным ОКБ, был переведен в Киев. Здесь шедевры транспортной и гражданской авиации посыпались как из рога изобилия.
Последний из них, созданный при жизни Антонова, - Ан-124 «Руслан» - и поныне является главным самолетом военно-транспортной авиации как России, так и Украины.
После смерти Антонова в единственном экземпляре был построен супергигант Ан-225 «Мрия». Последняя разработка - введенный в эксплуатацию пассажирский самолет Ан-148. Который в настоящий момент, что называется, разрезан по живому. Большая часть этих машин производилась в Воронеже. А двигатели совместной российско-украинской разработки - в Москве в МПЦ «Салют». В связи с разрушением кооперативных связей с Россией прославленное ОКБ вынуждено сосредоточиться на создании автобусов, трамваев и кабин фуникулеров. А вот разработанный троллейбус в серию не пошел.
«Кукурузник»
Ан-2 уже тогда, когда поступил в серийное производство, казался явным пережитком прошлого. Биплан с поршневым мотором и низкой грузоподъемностью многие считали динозавром, поскольку наступала эра реактивной авиации. Однако его выпуск продолжается до сих пор, то есть уже почти 70 лет. По лицензии эти самолеты сейчас производятся в Китае. Положительную роль в судьбе Ан-2 сыграл Хрущев, который в начале 50-х годов был первым секретарем ЦК Украины. Именно он поддерживал и морально, и материально производство самолета, когда Антонов перебрался в Киев.
Самолет был задуман как неприхотливая сельскохозяйственная машина, способная садиться чуть ли ни на картофельные грядки. Однако по мере эксплуатации самолета он начал обрастать всевозможными функциями - санитарной, противопожарной, амфибийной, пассажирской... Дело даже дошло до того, что Ан-2 с пулеметной турелью начали использовать для перехвата разведывательных аэропланов. Также он получил широкое распространение в армиях целого ряда стран как десантный самолет и как штурмовик с расположенными на внешней подвеске неуправляемыми ракетами и авиабомбами.
При этом жизнь этой уникальной машине продлили в Сибирском НИИ авиации, установив на самолет турбовинтовой двигатель и проведя глубокую модернизацию машины. В таком виде намечено запускать У-2МС в серию.
ЛТХ Ан-2
Длина - 12,4 м
Высота - 5,35 м
Размах верхнего крыла - 8,43 м
Площадь крыла - 71,5 кв.м.
Масса пустого - 3500 кг
Максимальная взлетная масса - 5500 кг
Мощность двигателя - 1000 л.с.
Максимальная скорость - 300 км/ч
Крейсерская скорость - 180 км/ч
Практическая дальность - 990 км
Практический потолок - 4200 м
Длина разбега/пробега - 235 м/225 м
Грузоподъемность - 1500 кг
Количество пассажиров - 12.
Ан-12
На снимке: самолет Ан-12/ Фото: Лев Поликашин/РИА Новости
Военно-транспортный самолет Ан-12 совершил первый полет в 1957 году. А уже спустя полтора года начал поступать на вооружение в части ВТА ВВС. Машина была универсальной. Ан-12 использовался и в гражданской авиации, но наиболее эффективной и желанной она оказалась в ВДВ. Это был первый советский самолет, позволявший выполнять операции по массированному десантированию как парашютистов, так и бронетехники. Ан-12 брал на борт 60 десантников или два бронетранспортера.
С 1957 по 1973 год в Советском Союзе было выпущено 1248 самолетов, их большую часть направили в ВВС. Машины были настолько хороши, что с 1981 года в Китае начали лицензионное производство Ан-12, продолжающееся и по настоящее время. КНР не только вооружает этими самолетами свои ВВС, но и экспортирует их в другие страны.
Для своего времени Ан-12 был очень мощным транспортником, оснащенным 4-я турбовинтовыми двигателями мощностью 4250 л.с. каждый. Его полезная нагрузка составляет 20 тонн. При этом самолет обладает очень достойными летными качествами: максимальная скорость - 660 км/ч, крейсерская - 570 км/ч, предельный потолок - 10000 м, перегоночная дальность - 5500 км.
Ан-12 имеет артиллерийское и бомбардировочное вооружение. В кормовой башне находятся две 23-мм пушки с боекомплектом из 700 снарядом. В отсеке могут находиться от 70-и 100-килограммовых авиабомб до 18-и 500-килограммовых. В модификации разведывательного самолета используются фотобомбы ФОТАБ.
Ан-12 и сейчас является весьма актуальной транспортной машиной и находится на вооружении ВВС страны. Он выпускался во множестве модификаций - от десантного до командного и летающей лаборатории.
Ан-24
На снимке: самолет Ан-24/ Фото: Б. Вдовенко/РИА Новости
Пассажирский самолет Ан-24 является, пожалуй, самым «старослужащим» самолетом, и поныне эксплуатирующимся на наших региональных линиях. В первый раз он поднялся в воздух в 1959 году, начал поступать в «Аэрофлот» в 1962 году. Производился до 1979 года. За это время было выпущено 1367 самолетов.
Среднемагистральный самолет Ан-24 с двумя турбовинтовыми двигателями зарекомендовал себя надежной, экономичной и неприхотливой в обслуживании машиной. Он способен перевозить до 50 пассажиров на расстояние до 1900 километров с крейсерской скоростью, равной 460 км/ч. Мощность двигателей - 2х2550 л.с. Практический потолок - 7700 метров. Способен эксплуатироваться на коротких ВПП.
Существует 18 модификаций, среди которых лесопожарный, ледовой разведки, экологического мониторинга, поисково-спасательный. Значительное место среди модификаций занимают военно-транспортные модели. Они предназначены и для перевозки бойцов и военной техники, и для десантирования, а также для ведения радиационной разведки и радиозондирования.
Военно-транспортные самолеты Ан-26 и Ан-32 и Ан-34 - это по сути тот же самый Ан-24 с небольшими конструктивными изменениями. В сумме эти три транспортника были выпущены в количестве 1980 машин. Все четыре модели активно экспортировались в Анголу, Болгарию, Вьетнам, Гвинею, Египет, Йемен, Камбоджу, Конго, Кубу, Мали, Северную Корею, Лаос, Монголию, Мозамбик, Сирию, Судан.
Ан-22
На снимке: самолет Ан-22 «Антей»/Фото: Юрий Королев/РИА Новости
В 1969 в части ВВС Советского Союза начали поступать тяжеловесы-рекордисты - Ан-22 «Антей». Это был первый советский широкофюзеляжный турбовинтовой самолет. Всего до 1976 года было произведено 68 машин. Делали их на Ташкентском авиационном заводе. Эксплуатация части из них продолжается в Военно-транспортной авиации ВВС России и поныне.
Ан-22 может поднимать в воздух 60 тонн полезного груза. В его салоне размещаются 290 солдат, 202 раненых или 150 парашютистов.
Длина самолета - 57 м, высота -12,5 м, размах крыла - 64 м.
Мощность двигателей - 4х11240 л.с.
Крейсерская скорость - 560 км/ч, максимальная - 650 км/ч.
Практическая дальность - 5225 км.
Практический потолок - 9000 м.
Экипаж - 5-7 человек.
Уникальность Ан-22 заключается в том, что он единственный в мире тяжелый самолет, способный взлетать и садиться на грунтовые ВПП.
2 года «Антей» был самым крупным и мощным самолетом в мире. В 1971 году на первое место вышел С-5А Galaxy, разработанный американской компанией Lockheed. Он обладал грузоподъемностью в 93 тонны.
Ан-124
На снимке: самолет Ан-124/ Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости
ОКБ Антонова вернуло себе первое место среди крылатых тяжеловозов в 1984 году, начав производство тяжелого дальнего военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан».
Его разработка началась в конце 70-х годов. Главная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в воздушной транспортировке в первую очередь мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также в проведении крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники.
При этом было предусмотрено и гражданское использование «Руслана» - для транспортировки крупногабаритных и крупнотоннажных грузов на всех географических широтах, включая приполярные районы.
Свой первый полет Ан-124 совершил в декабре 1982 года. В гражданскую авиацию начал поступать через два года, а в ВТА ВВС - в 1987 году. До 2004 года было выпущено 55 машин.
Большая часть выпущенных «Русланов» сейчас эксплуатируется в ВВС России. Несколько единиц приписаны к российским компаниям «Волга - Днепр» и «Полет», а также к украинской «Авиалинии Антонова», являющейся подразделением ОКБ Антонова.
4-моторный «Руслан» имеет двухпалубную конструкцию. Причем герметизирована не только кабина экипажа, но и две грузовые кабины - верхняя и нижняя.
К наиболее уникальным грузам, доставленным «Русланами», относятся: два колеса гидротурбины для электростанции весом 80 тонн и диаметром 6 метров, 52 тонны золота, 109-тонный железнодорожный локомотив, 86-тонные насосы для ликвидации аварии на японской АЭС. Апофеозом «частного извоза» стала доставка в Москву тремя бортами 310 тонн аппаратуры для концерта Майкла Джексона.
ЛТХ Ан-124
Грузоподъемность - 120 тонн, способен брать на борт 880 солдат с полным снаряжением
Длина - 69 м
Высота - 21 м
Размах крыла - 73 м
Площадь крыла - 628 кв.м.
Тяга ТРД - 4х23430 кгс
Масса пустого - 178000 кг
Максимальная взлетная масса - 392000 кг
Максимальная масса топлива - 212000 кг
Габариты грузовой кабины - 36,5х6,4х4,4 м, объем - 1050 куб.м.
Максимальная скорость - 865 км/ч
Крейсерская скорость - 850 км/ч
Практическая дальность с грузом 80 тонн - 7500 км, с максимальным грузом - 4800 км
Практический потолок - 11600 м
Нагрузка на крыло - 365 кг/кв.м.
Снимок в открытие статьи: транспортный самолет Ан-2 / Фото: Редлих/РИА Новости
http://svpressa.ru/post/article/112201/?rintr=1