Размышления у разбитого корыта. Михаил Эпштейн.

May 29, 2015 12:47

Выпускник частной школы «Эпишкола» закрывает одну из самых уважаемых в Санкт-Петербурге некоммерческих организаций.

Коллеги, друзья! Эпишкольцы, бывшие и настоящие, и все кто себя с нами соотносит.
Хочу поделиться одной коллизией…

Прокуратура пришла с проверкой в Центр Развития Некоммерческих Организаций (ЦРНО). Сотрудник Прокуратуры установил, что ЦРНО получает гранты иностранных Фондов и занимается политической деятельностью. В связи с этим ЦРНО присвоен статус «иностранного агента».
Последствия этого таковы: как минимум сотрудники организации получают огромное количество проблем, сложностей, ограничений в своей деятельности, как максимум - организация будет закрыта.
Чем так ценна ЦРНО? Почему важно получать иностранные гранты? И что такое в понимании нынешних властей - «заниматься политикой»?

ЦРНО - одна из старейших некоммерческих организаций города. ЦРНО помогает другим некоммерческим организациям работать более эффективно, организует диалог между сообществом некоммерческих организаций и властями города, бизнесом. В некотором смысле ЦРНО - один из краеугольных камней гражданского общества в Санкт-Петербурге.
Коллеги из ЦРНО действуют по собственному разумению, полагая, что дело каждого честного гражданина - участвовать в улучшении жизни вокруг себя и помогать государственным органам лучше учитывать интересы граждан.
ЦРНО активно помогает людям в нашем городе организовывать свою жизнь - в том числе за счет организации работы некоммерческих организаций.
Таких, как наша школа, в частности.

С ЦРНО я знаком практически с самого рождения этой организации. Я не просто знаком с ними. Мы сотрудничаем все эти годы. В годы становления нашей организации помощь ЦРНО была весьма актуальна.
Более того, с некоторыми из людей, причастных к работе ЦРНО, я дружу уже почти 30 лет.
И я хорошо знаю мотивы людей, работающих в ЦРНО, и точно понимаю значимость для города этой организации. Конечно, они никакие не «иностранные агенты» - в каком бы смысле не употреблялся этот термин. Они люди - действующие по собственной воле, и старающиеся сделать нашу жизнь в России лучше.

ЦРНО активно взаимодействует с государственными органами, готовит проекты законодательных актов, участвует в экспертизе принимаемых законов и пр. Все это сегодня государство называет «политической деятельностью».
И я, в меру моих скромных сил, стараюсь влиять на происходящее у нас в стране, участвую в различных экспертных советах, веду проекты, в которых сотрудничаю с государственными органами. В этом смысле, можно сказать, что я занимаюсь политикой.
Я, также как и коллеги из ЦРНО, считаю важным иметь возможность сотрудничать с зарубежными коллегами - на общую пользу. И не вижу, почему мы должны закрываться от окружающего мира. У меня множество коллег, партнеров и друзей в разных странах, и они хотят нам только добра. И наша организация неоднократно получала гранты от зарубежных организаций, и мы использовали эти деньги для развития школы.
Можно ли после этого нас считать иностранными агентами?

Я вижу, что сейчас происходит в стране - опять как в 1930-е годы стоящая у руля государства группа насаждает взаимную ненависть, заставляя одних людей навешивать на других ярлыки, в частности, «иностранных агентов» (в 30-е годы это был ярлык «враг народа») и потом препятствовать их деятельности (а позже, видимо, есть такой шанс, могут начаться и «отправки» в тюрьму).
И жизненные ситуации, характерные для того времени, так же начинают повторяться и сейчас.
..К чему это я так долго и пафосно?

Дело в том, что тот самый сотрудник Прокуратуры, который пришел в ЦРНО и способствовал присвоению ей статуса «иностранного агента» - выпускник нашей школы - Куницкий Макар Петрович.

Что я по этому поводу чувствую и думаю?

1. Я считаю необходимым извиниться перед коллегами из ЦРНО и всем сообществом НКО города. Извиниться за то, что наш выпускник принимал участие в этом крайне неприятном событии на стороне Прокуратуры.
Мы имели прямое отношение к воспитанию Макара в течение 10 лет. Значит и на нас лежит часть вины за его выбор.

2. Я не считаю правильным замалчивать эту ситуацию. О ней нужно говорить и делать выводы.
Многие говорят, что конкретный исполнитель не виноват. Мол, понятно, что это заказ системы, а Куницкий М.П. - только исполнил то, что его попросило сделать начальство.
Но.
Я не считаю правильным все списывать на систему. Всегда находятся конкретные исполнители. Помните, как у Е.Шварца в пьесе «Дракон»:
«Меня так учили...» Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?»
Оно, конечно, в репрессиях 1930-х годов виноват И.Сталин и коммунистическая партия в целом, но при этом были и те многочисленные конкретные, кто «стучал», и те многочисленные конкретные следователи, которые издевались над людьми в застенках и получали от этого удовольствие.
Всегда есть конкретные люди, которые могли, каждый в своей ситуации, сделать что-то по-иному.
Удобно делать «гадости» прячась за спиной «системы». Но я думаю, что в этих случаях «страна должна знать своих «героев» в лицо». И важно называть публично всех причастных: и того сотрудника, который счел правильным осложнить жизнь большому числу людей, и ту школу, в которой он воспитывался.
Может быть, если бы это было сделано 70 лет назад, то не было бы такого явного возврата в прошлое сейчас

3. Я чувствую себя виноватым в этой ситуации.
Виноватым, в том числе, перед Макаром - очевидно, мы не смогли в школе так выстроить работу, чтобы помочь ему понять, в чем ценность гражданского общества. Видимо, мы не рассказали подробно ему о репрессиях коммунистического режима, об атмосфере, царившей тогда в стране, о роли следовательских и судебных органов, о механизмах, запускавших и поддерживавших эти действия. Мы не создали условия, в которых у ребят накапливался бы опыт гражданского участия в жизни школы, города, страны.
Макар с детства хотел быть юристом. И мы не смогли предупредить его о тех нравственных сложностях, с которыми он неминуемо столкнется, работая в Прокуратуре в такое время.
Мне казалось, что я никогда вообще-то не молчал и не скрывал своей позиции в регулярно возникающих в стране сложных политических ситуациях. Но видимо этого было недостаточно.

4. Мы должны всерьез задуматься о том, что нужно изменить в работе школы в связи с этой историей.
Макар учился в школе все 10 лет. И был весьма прилежным и успешным учеником. С точки зрения знаний школьной программы.
Но ситуация с его участием в «деле ЦРНО» в очередной раз показывает, что успешности в знаниях мало, важно помочь школьнику научиться ориентироваться в социально-политической обстановке; ценить свободу - свою и других - и уметь ее отстаивать; принимать непростые решения в сложных нравственных ситуациях - когда встает вопрос о выборе между совестью и карьерой.

Мы должны понять - как нам дальше работать в той общественно-политической обстановке, которая складывается сейчас в стране. Сложность в том, что мы попадаем в весьма противоречивую ситуацию.
Мы не можем активно и подробно знакомить ребятам с современной политической обстановкой, не можем четко формулировать свою точку зрения о происходящем - получится, что мы в школе будем втягивать детей в политические дебаты, а ведь у них и у их родителей могут быть разные представления о происходящем. Да и на это времени нет, есть время лишь на физику-математику-географию…

Но и мы не можем не думать о том, что воспитание ценности свободы должно занять больше места в образовательной программе школы. Мы не можем не предупреждать детей - о том, в каком времени мы сегодня живем, и с какими сложностями они будут сталкиваться. Они еще не жили в Советском союзе, а мы уже жили, у нас есть опыт.

Иначе, боюсь, очень скоро мы тоже окажемся «иностранными агентами», и наши выпускники придут закрывать школу как неблагонадежную.
пруф
Previous post Next post
Up