Ответ о.Георгия Максимова Патриарху Александрийскому Феодору

Feb 19, 2022 13:51


Уже более двух недель я нахожусь в Африке, по благословению Священноначалия посещая местные общины Русской Православной Церкви. Примерно столько же здесь находится и протоиерей Андрей Новиков с той же миссией. Как оказалось, наши скромные усилия привлекли внимание многих людей.



Иерей Георгий с одной из групп священников, перешедших в Русскую Православную Церковь. Кения.

Так, на днях из СМИ я узнал о том, что Александрийский Патриарх Феодор «в последний раз обратился» ко мне и к о. Андрею Новикову с призывом «вернуться к церковному строю, соблюдая каноническое право Церкви, и немедленно прекратить службы с прихожанами» в Африке. И даже угрожает нам церковными наказаниями в случае, если мы не послушаемся.

Я, конечно, тронут таким вниманием, но при этом и удивлен. Потому что согласно каноническому праву Церкви Патриарх Феодор не может официально обращаться к нам с о. Андреем, минуя наше Священноначалие. И тем более он не может нам ничем угрожать и никаких мер принимать в отношении нас, как клириков другой Церкви. Если у Патриарха Феодора есть какие-то вопросы относительно моей и о. Андрея деятельности, он может обратиться к митрополиту Клинскому Леониду, по благословению которого мы приехали в Африку, или же к Святейшему Патриарху Кириллу, экзархом которого является митрополит Леонид. Это тем более легко сделать, если учесть, что их обоих Патриарх Феодор знает лично много лет.



Однако же обращаться к ним он избегает, и нетрудно догадаться, почему. Всегда стыдно смотреть в глаза тому, кого предал. Гораздо проще в кругу своих клириков разыгрывать представление, как будто эти русские священники приехали в Африку сами по себе.

Еще более удивительно было для меня увидеть то, что Патриарх Феодор обвиняет нас с о. Андреем в нарушении 2 правила Антиохийского собора. Напомню текст правила: «Да не будет позволено иметь общение с отлученными от общения… Если же кто из епископов или пресвитеров… окажется сообщающимся с отлученным от общения, да будет и сам вне общения церковного».

Но я в Африке не общаюсь с отлученными от общения. Священники, с которыми я здесь встречаюсь и служу, еще вчера были в общении с епископами Александрийской Церкви и их никто от общения не отлучал. А вот Вы, Ваше блаженство, как раз являетесь нарушителем указанного правила. 8 ноября 2019 г. Вы начали поминать за литургией руководителя раскольнической организации псевдоархиерея Епифания, а 13 августа 2021 г. сослужили с ним и причащались из одной чаши. Я нахожу довольно циничным то, что Вы пытаетесь обвинить других в собственном каноническом преступлении.

Все, что происходит сейчас в Африке - это Ваша персональная ответственность. Последствия Вашего решения, которое Вы приняли, не спросив мнения африканских верующих, духовенства и даже епископов. Один из Ваших епископов, рассылая священникам Русской Церкви ничего не значащие для них «письма о запрещении в служении», пишет: «Помните, что вы не являетесь жертвой кого-либо или чего-либо кроме вашего собственного выбора». Жаль, что этот епископ не решился адресовать эти слова Вам, поскольку Вам они подходят гораздо лучше.

Без всяких объяснений Вы вошли в общение с теми, кого до этого сами открыто называли раскольниками. Вот Ваши слова из интервью 2016 года: «С самого начала, когда только возникла [в Украине] проблема церковного раскола, Александрийский Патриархат и я, как его представитель, заняли такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви <…> Когда схизматики попытались насильственным образом, без приглашения прийти в Свято-Троицкий храм, который тогда был подворьем Александрийской церкви в Одессе, я стал в дверях и сказал: этого не будет». А вот слова из другого интервью: «Как православный иерарх я прошу верующих в Украине оставаться под омофором канонического главы Украинской Церкви - Митрополита Онуфрия».

Может быть, в ноябре 2019 года Вы вдруг прозрели и признали, что были неправы? Появились какие-то аргументы, которые убедили Вас, что раскольники на самом деле не раскольники? Нет. Вы не привели никаких аргументов. Не заявили об ошибочности своей прошлой позиции. Все что Вы сказали: «время пришло».

И это все объяснение? Оно не убедило даже многих греческих архиереев вашей Церкви. И, конечно, оно не убедило многих африканских священников и мирян, которые следили за ситуацией. «Время пришло» - кого это может убедить? А если это убеждает Вас, то в таком случае почему бы не сказать, что «время пришло» и для Русской Православной Церкви восстановить свою юрисдикцию в Африке?

Но нам не нужны столь слабые аргументы. И я и о. Андрей и другие русские священники, которые вскоре приедут в Африку, в братском сотрудничестве с африканскими священниками как раз и занимаемся тем, что исправляем нарушенный Вами церковный строй. Православные африканцы, которые не хотят нести на себе духовные последствия Вашего греха, имеют на это полное право. Оставаясь в церковном общении с Вами и поддержавшими Вас епископами они стали бы соучастниками в Вашем нарушении 2 правила Антиохийского собора. Стали бы вместе с Вами единым церковным телом с раскольнической организацией. Единственная для них возможность избежать этого - присоединиться к Церкви, которая не находится в общении с отлученными от общения. Большинство Поместных Православных Церквей не признают украинских раскольников, но Русская Церковь не могла просить какую-либо из других Церквей принять православных африканцев. Она взяла на себя эту святую миссию как та Церковь, которая больше всего пострадала от поддержанного Вами раскола.

Мы с о. Андреем находимся в Африке во исполнение решений Синода Русской Православной Церкви, которые Вашему Блаженству хорошо известны. В этих решениях прямо сказано, что Вы «уклонились в раскол» (Журнал № 100 Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 2021 г.). Это - соборная каноническая оценка Вашего поступка и Вашего положения. Соединившись с раскольниками Вы вывели себя из-под защиты святых канонов, потому что каноны не защищают раскольников. У раскольников нет никакой канонической территории, которую можно было бы нарушить. Раскольники не имеют никакой власти над православными священниками, поэтому любые Ваши решения обо мне или об африканских клириках Русской Православной Церкви ничего не значат. Использовать бумагу, на которой будут напечатаны эти «энциклики», в бытовых целях - единственный для Вас путь получить хоть какую-то пользу от них. Нас они не остановят.



Иерей Георгий Максимов в Уганде

В том же сообщении СМИ сказано, что «Патриарх призывает все африканское духовенство, увлеченное материальными обещаниями вышеупомянутого [русского] духовенства, вернуться в объятия своей материнской Церкви». Вот как Патриарх Феодор думает об африканском духовенстве - алчные люди, побежавшие за материальными благами, и больше ничего. Я нахожу это оскорбительным для всех православных африканцев, перешедших в Русскую Православную Церковь. Как будто у них не может быть осознанной церковной позиции. Как будто они не могут иметь своего мнения. Как будто они не в состоянии понять проблему раскола и последствий его признания.

И это Александрийский Патриарх говорит после того, как было опубликовано письмо африканских священников, которые выступили против его решения о признании раскольников! Письмо, которое официально Вы проигнорировали, а неофициально Ваши епископы начали преследовать многих священников, подписавших его. Хотя тогда ещё и речи не было о переходе в Русскую Православную Церковь, вся "вина" этих африканских священников состояла в том, что они остались на той церковной канонической позиции, которой Вы придерживались ранее и остаться на которой у Вас не хватило мужества. Я слышал, что в приватных беседах Вы потом оправдывались: "На меня давили, меня вынудили признать украинских раскольников". Если это правда, то могу порекомендовать Вам поучиться мужеству у африканских священников, многих из которых Ваши сотрудники не смогли вынудить изменить свою церковную позицию.

Но и кроме письма, которое священники подписали без каких-либо материальных обещаний с чьей-либо стороны, Вы могли бы вспомнить Вашу встречу со священниками Западной Кении в 2020 году. Когда они Вам в лицо высказали свои переживания из-за Вашего признания украинских раскольников, Вы от них просто отмахнулись: "это не ваше дело, мне лучше знать".

И теперь, когда Вы делаете вид, что будто бы не знали об этой позиции многих африканских священников, а они просто продажные и русские их подкупили материальными обещаниями, мне стыдно за Вас. Вот что я на самом деле обещал африканским священникам на наших встречах: "Подумайте хорошенько прежде чем решиться! Будет нелегко. Греки выгонят вас из храмов, отнимут все церковные вещи, будут демонизировать вас в медиа, станут настраивать против вас прихожан, всё, что они смогут использовать против вас, они используют". Такие обещания слышали от меня африканские священники и Вы эти обещания уже начали воплощать в жизнь!

Конечно, только Бог знает, что в сердце у человека, какими причинами он руководствуется на самом деле. Я знаю, что среди некоторых епископов Александрийского Патриархата распространено убеждение, что сейчас надо просто привлечь больше денег и "проблема будет решена". По их мнению достаточно потрясти деньгами перед носом африканских священников и те быстро побегут к ним обратно.

Что ж, посмотрим.

Если среди африканских священников, которые перешли в Русскую Православную Церковь действительно есть те, кто перешёл только из-за ожидания материальной выгоды, то Александрийская Церковь поможет нам очистить наши ряды, оставив только принципиальных людей. Но я считаю, что принципиальных большинство. Я верю в африканских священников и знаю, что они способны разбираться в церковных вопросах не хуже русских и греков. Знают это и те Ваши епископы, которые уже пытались безуспешно подкупить некоторых наших священников.

Когда Вы заявляете далее, что Александрийская Православная Церковь "никогда не культивировала этноцентризм", то это выглядит издевательством над здравым смыслом и над Вашей африканской паствой. Чтобы понять это, достаточно посмотреть фотографию Синода Александрийской Православной Церкви. Подавляющее большинство архиереев которой по странному совпадению составляют представители одного маленького европейского народа. Вы думаете, африканцы этого не замечают?



Синод архиереев Александрийской Православной Церкви

Можно было бы такое понять, если бы вы начали миссию в Африке пять или десять лет назад. Но вы на востоке Африки уже восемьдесят лет. Как же так получалось, что за все эти десятилетия когда возникал вопрос о епископской хиротонии, то в большинстве случаев более достойным оказывался грек, чем все представители африканских народов вместе взятые? И речь уже давно не идёт о греках, родившихся в Африке. Нет, называя себя «Церковью всей Африки» Вы ищете епископов не в Африке, а кого-нибудь из Греции или Кипра, не важно, что он родился на другом континенте и не знает местных реалий - он всё равно достойнее в Ваших глазах, чем человек, родившийся и выросший в Африке. Многие из архиереев Александрийской церкви даже не живут в Африке после хиротонии, они продолжают жить в Греции, приезжая в свои епархии пару раз в году - и всё равно они оказываются в Ваших глазах более достойными епископства, чем те православные африканские пастыри-монахи, которые всё время живут в Африке. И это не связано с этноцентризмом? Серьёзно? Если Вы думаете, что это прозвучит убедительно для Вашей африканской паствы, то Вы её очень плохо знаете.

Для сравнения посмотрите на Японскую Православную Церковь. Она была создана русскими миссионерами, но сколько сейчас среди её архиереев русских? Ни одного, все японцы. Если бы у Вас не было задачи "сохранять наследие эллинизма в Африке", не было бы этноцентризма и греческого этнофилетизма, то Александрийский Патриархат давно должен был бы придти к такому же результату, коль скоро почти сто процентов его паствы и священников составляют африканцы.

Мой ответ уже получился слишком большим, но хочется прокомментировать ещё одну фразу из обращения Патриарха Феодора. А именно, что Александрийский "Патриархат продолжит свой мученический процесс". Здесь можно согласиться, но в том смысле, что этот процесс Вы обеспечиваете для африканцев, которые не хотят быть с Вами. Когда представители Вашей Церкви перекрыли доступ к единственной скважине с чистой водой в селении Сокойне, заявив, что доступ к воде будет только для тех, кто продолжит ходить в храм Александрийского Патриархата, - это Вы таким образом хотите устроить мученический процесс для жителей села, решивших перейти в Русскую Православную Церковь? А когда в районе Мванзы греческий священник выгнал из школы детей тех африканских священников, которые не захотели следовать за Вами в раскол, - это тоже тот самый "мученический процесс", о котором Вы говорите? Мстить детям за выбор их отцов? Очень достойно. Уверен, что этот "мученический", а точнее, мучающий африканцев путь Вы продолжите и далее. И это покроет позором то самое наследие эллинизма в Африке, которое Вы пытаетесь защитить. Все случаи, когда Вы будете подвергать гонениям православных африканцев, которые не хотят быть с Вами, мы предадим широкой огласке. Пусть люди знают, как вы на самом деле относитесь к православным африканцам.

В ответ на обращённый ко мне призыв Александрийского Патриарха я хотел бы повторить обращённый к нему недавний призыв Синода Русской Православной Церкви: «Призываем Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II и архипастырей Святейшей Церкви Александрийской отказаться от поддержки украинского раскола и вернуться на канонический путь, дабы сохранить единство Святого Православия».

Ну и со своей стороны я хотел бы призвать Патриарха Феодора покаяться за грех признания раскола, и за все его грехи и ошибки, которые сделали жизнь многих православных африканцев невыносимой, за всю боль, которую он причинил многим верующим Африки, Украины и других мест. Я понимаю, что эти призывы вряд ли будут услышаны. Не видно никаких признаков того, что Патриарх Феодор готов признать свою ответственность хотя бы за что-то. Его позиция проста: это всё злые русские и алчные африканцы создали проблемы, а мы, невинные греческие епископы Александрийского Патриархата, мученически страдаем ни за ни про что.

Может быть, эта позиция звучит убедительно для самого Патриарха Феодора, но не думаю, что она убедит многих в Африке. Даже из числа тех, кто по разным причинам все еще остается в Александрийской Церкви.

Как бы то ни было, Русская Православная Церковь пришла в Африку по приглашению православных африканцев и она не оставит своих новых новых чад здесь. Мы пришли не для того, чтобы с кем-то сражаться, а чтобы позаботиться о тех, кто выбрал нашу Церковь ради защиты себя от раскола. Они имеют на это право.

P.S.: Уже после того, как был написан этот ответ, мне прислали сообщения из СМИ о том, что будто бы «суд Александрийского патриархата направил повестку в церковный суд» мне и о. Андрею. Это напоминает комедию. На самом деле я не получал никакой повестки, и это весьма примечательно, так как показывает, что представители Александрийского патриархата сами не верят в этот суд и, видимо, не особо желают, чтобы мы на него действительно пришли. Они просто разыгрывают спектакль в СМИ в отчаянной попытке произвести впечатление на свою аудиторию.

Еще раз отвечаю: как клирик другой Церкви я в принципе неподсуден суду Александрийского патриархата, даже если бы он не был в расколе. А после отпадения в раскол и подавно. Все «прещения» раскольников в отношении православных клириков будут как благословения Божии. И я лично восприму это как знак признания успешности моих скромных усилий в Африке. Ваше Блаженство, пришлите мне, пожалуйста, решения вашего «суда», я повешу их на стену и буду улыбаться, глядя на них.

Думаю, клирики Александрийского патриархата из этой новости с удивлением узнали, что, оказывается, в Александрийской Церкви есть церковный суд! Интересно, сколько жалоб африканских клириков, направленных Патриарху Феодору в отношении греческих епископов, были рассмотрены в этом суде? Насколько я знаю, нисколько. Хотя такие жалобы были и они мне известны.

источник

последствия константинопольского папизма

Previous post Next post
Up