Dec 23, 2019 21:20
"Икономия (от «икос» (дом) и «номос» (закон), букв. управление или устроение дома, дел; домоводство, домостроительство) - Божие управление Своим домом, то есть Божественный план о спасении сотворённого Им мира; Божие домостроительство - замысел спасения, пронизывающий всю историю, Его промысл о всём творении, касающийся устроения мира, включая сотворение, особое попечение и руководство жизнью людей, само вочеловечение Бога-Слова, искупление падшего человечества и, наконец, устроение, освящение и управление Церковью. Иными словами, домостроительство - это постоянные проявления (Богоявления, откровения) Пресвятой Троицы в творении и истории; в домостроительстве Бог открывает Себя, сотворяя мир, промышляя о нём, воплощаясь, преподавая Свою благодать посредством Божественных энергий. [В связи с этим очень важным является различение Троицы предвечной в Своей сущности (усии) и ипостасных свойствах Её Лиц (отечества, сыновства и исхождения), которым никто не может быть причастен, - и Троицы домостроительной (икономической) в Её проявлениях по отношению к творению посредством нетварных Божественных энергий, благодаря причастности к которым человек получает обожение. Невозможно познание Бога вне «икономии», в которой Он Себя открывает - трансцендентный Бог в Своём домостроительстве становится имманентным благодаря энергиям, пронизывающим всю тварь.] Домостроители Духа (клирики) призваны решать церковные вопросы согласно с этим домостроительством Божиим - в духе Божественного человеколюбия, премудрости и Его воли о спасении человека - ибо цель икономии едина - как у Господа, так и у пастыря душ, вся забота и попечение состоит в том, чтобы заблудшую овцу возвратить и ужаленную змием исцелить. Идея икономии как церковно-созидательного мышления связана в первую очередь с любовью: Церковь, временно и разумно не применяя всей строгости канонических правил (акривии), продолжает Божественное домостроительство, чтобы достигнуть той же цели - «взыскать и спасти» человека (Лк. 19, 10). Поэтому ради пользы, развития, приращения Церкви, соблюдения церковного единства во имя спасения человека, ради того церковного созидания, домостроительства, икономии, которой призваны руководствоваться пастыри, на практике допускается временное отступление от буквы закона. Церковь снисходит к человеческой немощи и терпит, не прибегая к наказаниям (отступление от акривии), с тем, чтобы помочь человеку, сохранить его в своём лоне и, приобщая его к жизни во Христе, привести к познанию истины для возрастания его в «мужа совершенна» (Еф. 4, 13), вновь соделывая его одним из членов общества святых - Церкви. Ради этого и требуется снисхождение, милостивый кенозис Церкви к отпадшему от неё. В связи с этим целый ряд правил, в случаях неполезности буквального их исполнения, содержит указания о человеколюбивом или полезном для Церкви их применении, в чём можно видеть проявление домостроительных забот Церкви. Однако икономия никоим образом не отменяет каноны, ибо, они, как правила, всегда показывают верный путь к истине - к её познанию и жизни по ней. И несмотря на то, что сила некоторых канонов на практике или из соображений домостроительства иногда ослабевает, их вечный и непререкаемый авторитет не умаляется - Церковь ради пользы своей полноты в любой может возобновить силу этих правил, даже если они не применялись много веков. В узком смысле, икономия - это возможная снисходительность в практическом применении церковных законов и смягчение канонов (например, в отношении епитимий, послабления в посте), допускаемые в конкретной ситуации по отношению к немощному человеку, ради его духовной пользы; такое целесообразное послабление всегда носит временный характер.
Акривия (греч. точность) - применение всей строгости канонических правил в конкретных обстоятельствах жизни Церкви, то есть точное исполнение церковных канонов, в соответствии с буквой закона. Святитель Василий (330-378), употребляя термин акривия, замечает, что мы «обязаны <...> покоряться правилам с точностью» (Правило 1), то есть предпочтение всегда должно отдаваться акривии. Если вопросы каноники, церковной практики и дисциплины в зависимости от ситуации можно решать как исходя из акривии, так и икономии, то вопросы догматического характера должны разрешаться только из принципа акривии. Святые отцы понимали икономию как снисхождение в сравнении с акривией, то есть как меру пастырской целесообразности, а акривию - как богословский критерий, который составляет каноническую основу Церкви, является практикой, исходящей из её самосознания, согласно которому вне Церкви нет ни Таинств, ни спасения. Говоря другими словами, акривия и икономия не равносильны. Это значит, что одно не может произвольно заменяться другим, например, как это произошло со способом Крещения - обливание является исключением, когда нельзя крестить погружением. Однако сейчас распространён именно такой способ крещения - акривия совершенно неоправданно подменена икономией, снисхождение стало правилом. По словам преподобного Никодима Святогорца (1749-1809), икономию, к которой иногда прибегали некоторые из отцов, нельзя считать ни законом, ни примером. Церковная польза требует то строгости, то снисхождения, то есть речь идёт об икономии строгости, когда соображения икономии, например, могут иногда требовать применения акривии (например, ради назидания). Как икономия, так и акривия служат одной и той же созидательной цели - созиданию Божия дома, т. е. домостроительству Церкви, являются теми средствами, которые в равной степени способствуют душевному спасению верующих и противостоянию греху. Сочетание канонической акривии и церковной икономии составляют два аспекта одного и того же дела служения к совершению святых, для созидания Тела Христова (см. Еф. 4, 12), выбирать между которыми призван клирик, которому дана Господом власть вязать и решить (ср. Ин. 20, 23)." (цитата из "Благое непослушание или худое послушание?",прот. Феодор Зисис)
о "таинствах Церкви" у еретиков,
принцип "акривия/икономия" в Церкви