св. Никодим Святогорец о крещении еретиков

Mar 01, 2018 18:50


ПИДАЛИОН

Агапия иеромонаха и Никодима монаха (Святогорца)

Издание 4-е. Афины, 1886.

Правила святых апостол

Апостольское правило 46.

Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?

Ср.: Ап. 47 и 68; 2 Всел. 7; 6 Всел. 95; Карф. 1; Василия Вел. 1 и ( Read more... )

о крещении еретиков, о "таинствах Церкви" у еретиков, принцип "акривия/икономия" в Церкви

Leave a comment

ext_4591283 February 2 2019, 09:28:38 UTC
В приведенном толковании преп. Никодим Святогорец ссылается на Досифея патриарха Иерусалимского и на Георгия Кедрина визант. хрониста рубежа XI-XII вв., составителя «Исторического синопсиса»:

"ариане действительно изменили даже призывания святой Троицы, произносимые вовремя крещения, по словам Кедрина и того же Досифея, говоря: «Во имя Отца наибольшего, и Сына меньшего, и Святаго Духа наименьшего», они не ввели это изменение до Второго Вселенского Собора, а позднее, как сообщает тот же Досифей".

Любопытно, что несмотря на то, что после 2-го ВС ариане исказили призывание Святой Троицы, 6-й ВС счел возможным применить к ним икономию и подтвердил присоединение через миропомазание. Призывание «Во имя Отца наибольшего, и Сына меньшего, и Святаго Духа наименьшего» противоречит, можно сказать, всему, что утвержденно Церковью о крещении, и естественно, ничего общего с крещением иметь не может. Принятие таковых ариан, не имевших когда-либо какого-либо крещения, кмк, абсолютно ясно указывает, что в сокровищнице Церкви существуют дары и для них, и подтверждает слова Карфагенского Собора при св. Киприане о принятых по икономии без крещения «Господь, по милосердию своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей».

Александр, вы могли бы прокомментировать?

Reply

ext_4591283 February 3 2019, 18:32:14 UTC
Создается впечатление, что искажение арианами призывания Святой Троицы в крещении было распространенным. Еще одно свидетельство произвола ариан относительно призывания Святой Троицы находим в Хронографии преподобного Феофана Сигрианского Исповедника:

"502 г. <...> Девтерий, арианский епископ в Византии, крестя одного варвара, в противность Господнему повелению, осмелился сказать: «Крещается варвар во имя Отца, чрез Сына, в Духе святом», и в то же мгновение купель высохла; варвар в ужасе бежал и всем рассказал это чудо."
azbyka ru/otechnik/Feofan_Ispovednik/hronografija/#0_207

Reply

allexell February 4 2019, 08:16:37 UTC
<<Любопытно, что несмотря на то, что после 2-го ВС ариане исказили призывание Святой Троицы, 6-й ВС счел возможным применить к ним икономию и подтвердил присоединение через миропомазание

Думаю здесь причина в том, что среди самих ариан было несколько разных течений: собственно крайние ариане, омусиане, омии, и скорее всего в разных течениях практика крещения отличалась, а ко времени этого собора практика крещения ариан стала более единообразной из-за например того, что те течения в арианстве, которые искажали формулу крещения, например, выродились в гностические секты, а оставшиеся ариане собственно взяли за общую практику крещения ту, которая не искажает формулу. И именно поэтому собор применил к ним икономию.

Reply


Leave a comment

Up