Неделю назад мне наконец довелось взглянуть ещё на один город (второй по величине) Западной Сахары - Смару.
Если быть точным, то один раз я там уже побывал - прямо перед Новым годом, 31-го декабря. Причем до последнего момента не было ясно, где именно придется мне втретить этот мой первый африканский Новый год: наверное впервые в жизни 31-го декабря я встал в 6 утра на работу и вернулся "домой" только в полпятого вечера. Как ни крути, а наш лагерь стал мне на эти полгода настоящим домом - и сам по себе, и благодаря остальным его обитателям. Поэтому хотелось отметить праздник именно здесь. Но к счастью всё завершилось самым лучшим образом, а с рынка Смары мы привезли 20 кг отличнейших марокканских мандаринов, которыми объедались следующие дня 3.
Так вот, в прошлый раз у меня получилось посмотреть на город только из окна автомобиля. В этот раз я решил пройтись по нему своими ногами. К сожалению время было ограничено, но немного поснимать удалось.
Вхожу в город:
В целом он не сильно отличается от Эль-Аюна, по крайней мере центральная улица:
Довольно много велосипедов и неких устройств, которые до мотоциклов еще не доросли, но уже могут похвастаться каким-никаким двигателем. Причем в основном на них передвигаются военные, которых в городах Западной Сахары большинство.
Довольно часто на заборах встрачались рисунки:
А вот и первый контакт с аборигенами. Естественно, первыми контактируют дети:
Символичный рисунок на заборе какого-то предприятия:
По футболу Западная Сахара (и Марокко) просто фанатеют. Вечерами все уличные кафешки забиты мужчинами, которые смотрят футбол, запивая это дело чаем или кофе. Почему-то самая популярная команда тут - Барселона. В прошлый приезд в столицу наш командир (украинец) ходил смотреть матч Барселона - Динамо (Киев). Забился в уголок и старался не отсвечивать. К счастью (для него) Барса выиграла. Во время вертолетной разведки видим футбольные поля рядом с каждой более-менее крупной военной точкой. Часто видим там игроков, причем в форме - всё по-настоящему. Кстати, у нас уже состоялся один футбольный матч между нашим лагерем и соседней военной частью RMA - Royal Maroccan Army. Мы проиграли 3:6, но было весело.
Ну и конечно на всех улицах ребятня гоняет мяч:
Что меня приятно удивило - многие взрослые охотно шли на контакт и даже сами просили их сфотографировать:
И опять дети. На этот раз они уже окружили на меня по-серьезному. Вели себя очень дружелюбно (в целом :), весело хохотали глядя на свои фотографии на экране фотоаппарата, но я уже понял, что надо быть очень дипломатичным. Многие говорят по-французски. Надо все-таки его немного поучить. Хоть я и взял с собой учебник французского, но быстро почувствовал, что язык не мой. И переключился на испанский. Но, чувствую, базовый минимум французского все равно знать полезно.
С соседних улиц бежало подкрепление:
В конце концов мне удалось отвязаться от прилипчивого хвостика и пойти дальше. Наконец-то увидел тут людей, которые работают:
И опять рисунки на стенах. Особенно забавно они смотрятся на стенах военных объектов.
Как же без ослика:
Какой дурак придумал обувь:
Какие-то местные игры. Решил не тревожить эту компанию - быстро щелкнул и пошел дальше.
Не забываем, что город в пустыне:
Новая банда:
Еще один взрослый любитель попозировать:
Большая футбольная тусовка. Решился поснимать только издалека :) От греха...
Девочка стеснительная, но любопытная:
И вот я снова в кольце маленьких "бандитов":
Мимо проходил взрослый, решил что у меня проблемы, начал отгонять ребятню приговаривая "дети - это плохо". На мои робкие возражения, что на самом деле дети - это хорошо, просто невоспитанные - только покачал головой :) Вообще надо сказать, что уже уходя от этой толпы (а набралось там человек 30, не меньше), услышал и даже почувствовал пару небольших камешков, летящих мне в спину. Кстати, тут появились первые намеки на выпрашивание денег.
Снова футбол:
А эти двое парней сами подошли ко мне и попросили их сфотографировать:
Это крыши. Говорят, что такая форма лучше сохраняет температуру:
Интересная композиция получилась:
А вот эти двое, сначала предложили их сфотографировать, а потом потребовали деньги. Денег, конечно, не получили, о чем тут же высказались в грубой интернациональной форме.
Собственно и всё. Пришлось срочно топать в аэропорт, чтобы успеть на машину до лагеря.