![](http://pics.livejournal.com/alles_zuruck/pic/00042gqq/s640x480)
Кто сказал, что это фильм про войну? Ах да, сам Никита Сергеевич, когда пустил в широкие массы свой слоган "Великий фильм о великой войне". Зритель, воспитанный на старых советских военных лентах, жаждал увидеть нечто похожее на грандиозную киноэпопею "Освобождение", или понятный "Горячий снег" Егиазарова, или эмоциональный "Завтра была война" Кары, ну или , по крайней мере ничуть не меньше, чем культовый "В бой идут одни старики" Быкова. Люди помоложе на фоне той откровенной кинопошлятины последних лет ждали тоже, как минимум, что-то лубочно-патриотическое. Ан нет, иначе это бы не был Михалков. Именно поэтому и провалилась премьера первой части, вызвав шквал критики, иронии, злых шуток, когда только ленивый не пнул очередной опус режиссера. Так о какой войне вел речь автор?
Вторая часть наглядно показала то, о чем многие догадывались, но молчали: фильм про нашу жизнь вообще. Метафоричный и иносказательный, он полон намеков, пророчеств и квази-пророчеств, ярких, но непонятных широкой публике образов. Его нельзя смотреть сквозь призму исторических фактов, дат и событий. Смотря его, вспоминаешь фразу великого Карлейля: "...Россия безразлична к жизни человека и к течению времени. Она безмолвна. Она вечна. Она несокрушима..."
Что есть Россия? Простая деревенская баба, которую насиловал и татаро-монгол, и француз, и немец, и свой, а она, молча все стерпев, жила дальше и рожала очередное детище в кузове полуторки под бомбежкой? Или та же полуторка, безнадежно застрявшая в непролазном говне истории? Не напрасно ли пытаются ее вытолкать на столбовую дорогу цивилизации полусонные свои с помощью немцев и прочей фрязи, которых испокон веков приглашали на Русь учить нас уму-разуму? А может Россия - это толпа мужиков, идущих с одним дубьем напервес штурмовать неприступную крепость, надеясь лишь на русский авось?
Мало ли и сейчас подобных тому тупому генеральскому мурлу, который в пьяном угаре посылает целый батальон на верную гибель? Ведь это очень по-русски - принимать гибельные решения и ждать, что само что-то вырастет. Как это по-нашему и сейчас стереть человека в лагерную пыль с тем, чтобы потом возвысить и "..достать в нужный момент.." Сегодня говно - ты, а завтра им станет твой палач. Как это по-нашему показать человеку жену на момент с тем, чтобы опять разлучить потом навеки. Помните встречу Штирлица с женой в кабачке "Элефант"? "Так надо", как говорил известный герой культовой комедии Гайдая. Кому это надо? Какому извращенному иезуитскому воображению это под силу? Как это по-нашему бросить народ, вооруженный лишь палками, на штурм неприступной Цитадели, где сытый немец жрет сыр и слушает пластинки. И пусть потом Европа любуется, как много гражданского населения мы положили в борьбе за идеалы демократии.
Все войны на своих плечах выносит незлобливый, доверчивый и многотерпеливый русский народ, веками ожидающий, когда баре наконец даруют много раз обещанную Свободу. И жалко их до слез. Жалко и хочется приласкать Россию-бабу, которая от отсутствия нормальных мужиков, забритых в солдаты Системой, выходит замуж за инвалида, или от разлучной безнадеги рожающую ребенка от ловкого проходимца, закосившего от армии по плоскостопию, а потом прощает и чувствует себя виноватой, как Маруся.
Самое страшное, когда тебя бьют свои же. Эта простая и незатейливая фраза Котова раскрывает истинный смысл фильма.Сколько в нашей многострадальной истории было насильников, подобных чудовищному Сталину, смотрящему на народ исподлобья неморгающими желтыми инфернальными глазками? Сколько их еще будет? Автор явно ненавидит систему, но, понимая, что он плоть от плоти ее, не может назвать все вещи своими именами. В этом и его комплексы, и его мужественность, потому что это его позиция. Смотря этот фильм, веришь в ее искренность, ведь кто как не он - потомственный дворянин-постельничий, всю жизнь проведший у царского ложа, понимает истинную суть людей, по злой иронии руководившей нашей страной последние десятилетия. "Самая неприступная крепость - человеческий мозг" - гениально сказал Маркс. Так не эту ли Цитадель имел в виду режиссер?
Кто мы? Куда мы идем? Что нас ждет? Ответы на эти вопросы и пытается дать Михалков, хотя на самый главный вопрос "Кто виноват" автор ответа так и не дал, несмотря на множество намеков. Видимо, это придется додумывать самому зрителю.