Две усадьбы

May 24, 2010 14:04



Две усадьбы Калужского края. 14.05.2010 (с) virsis

На первомайские праздники мы решили посетить места, которые не успели посмотреть в прошлом году.
В наших планах был осмотр Полотняного завода и усадьбы Павлищев Бор




В Малоярославце тормознули, поджидая отставших товарищей.
Он оставил впечатление ухоженного хозяйской рукой города.



Почтовая станция позапрошлого века. На памятной доске написано, что по пути куда-то здесь останавливался Н.В.Гоголь.
О времени основания Николаевского Черноостровского монастыря существует две версии. Согласно одной из них, обитель основана в XIV веке князьями Оболенскими; согласно другой, они лишь построили первоначальное здание Никольского храма, а монастырь при храме возник в XVI веке.

Монастырь расположился на высоком берегу реки Лужи (приток Протвы), на вершине так называемой Особной горы, иначе называемой Чёрным Острогом. Отсюда и название монастыря (Черноострожский со временем трансформировалось в Черноостровский). В Смутное время обитель была разорена литовцами и восстановлена лишь в 1659 году. В 1775 году монастырь упразднён по бедности.

В начале XIX века малоярославский купец Целибеев подал ходатайство о восстановлении монастыря, обещая финансовую помощь. На протяжении 1810-х годов он вкладывал в восстановление монастыря огромные деньги.



Обитель сильно пострадала в 1812 году в ходе сражения за Малоярославец. По личному распоряжению государя-императора Александра I над вратами монастыря были оставлены следы французской шрапнели. Эти следы пуль и снарядов того времени сохранились до сих пор. Интересно, что написанный в 1812 году лик Христа над вратами монастыря не пострадал, хотя и был со всех сторон окружён выбоинами. В 2009 году над вратами была установлена новая икона Спасителя 'Спас Нерукотворный' В 1813 году по распоряжение Александра I началось новое восстановление Черноостровского монастыря - теперь уже как памятника событиям 1812 года. В 1813 году построено здание братских келий, 1814 году - Корсунская церковь, в 1821 году - Святые врата с колокольней. На протяжении 1813-1839ов был заново выстроен, а в 1843 году освящён монументальный Никольский собор (архитектор - Витберг).

В 1918 году монастырь был закрыт... С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано все имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещен под домашний арест и в марте 1919 г. выселен из обители. До 1926 г. оставался действующим только Никольский собор. В 1920-е годы в нём располагался педагогический техникум, а в здании собора - музей. После 1950 года здания бывшего монастыря были превращены в квартиры.



В 1991 году здания Николаевского Черноостровского монастыря передали Калужской епархии. Ныне это действующий монастырь.
На площади перед монастырем - два памятника: воинам оборонявшим Малоярославец в 1812г.
и французам погибшим в том же сражении.





Усадьба Полотняный Завод, расположенная на реке Суходрев неподалеку от Калуги, - в прошлом родовое имение семейства Гончаровых. Своему названию усадьба обязана возникшему здесь в начале XVIII века полотняному заводу. Некогда на этом месте располагался погост Взгомонье, позднее - село Згомонь. Местные крестьяне издавна занимались пеньковым промыслом и ткачеством. В 1718 году здесь по указу Петра I калужским купцом Тимофеем Филатовичем Карамышевым построен завод по производству парусного полотна, а затем «бумажная мельница». В «кумпанство» к Карамышеву вошли его племянник Г. И. Щепочкин



и калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров.
В 1733 году основатель дела купец Карамышев умер, и в результате раздела предприятия со Щепочкиным А.А. Гончаров стал единоличным владельцем полотняной и бумажной фабрики на Суходреве.



Эти процветающие предприятие были по тем временам одними из самых крупных в России.
Производимое здесь парусное полотно даже экспортировалось в Англию для нужд британского флота,
а бумага считалась лучшей в России.



На рубеже 1760 - 1770-х годов были сооружены огромный трехэтажный барский дом, двухэтажный гостевой флигель - так называемый Красный дом, разбит парк. Первоначально фасады главного дома были выкрашены суриком, а затем перекрашены в голубой цвет, на фоне которого выделялись многочисленные белые детали внешнего убранства.



Обстановка парадных комнат дома и флигеля отличалась большой роскошью.











Усадьба Полотняный Завод



В усадебный комплекс входили Спасские ворота при въезде и скромная одноглавая Спасская церковь, построенная в 1736 году. Огромный парковый ансамбль Полотняного Завода создавался несколько десятилетий, с середины XVIII века до начала XIX столетия. Парковый ансамбль состоял из трех частей: Большого парка, Нижнего парка и Красного парка. Красный парк был самым старым.

Это был небольшой регулярный парк с многочисленными цветниками и характерными для XVIII века «затеями» вроде земляных горок - «улит». Так назывались земляные насыпные горки-пирамиды с винтовыми дорожками. Нижний, или Водяной, парк (гидропарк) украшала цепочка живописных прудов, образующих полуостров с куртинами и беседками. Большой парк был типичным пейзажным, с прихотливой сеткой дорожек в лесных кущах и бегавшими на свободе оленями. Посыпанные красным песком дорожки окаймляли аккуратно подстриженные липы, в зелени аллей белели мраморные статуи, через каналы были переброшены легкие мостики.



Об этой усадьбе много информации, в том числе и в Интернете. Мое впечатление таково: усадьба производит тяжелое впечатление. Да, дом отремонтирован, но то, что можно видеть сегодня, скучно и ассоциируется с коробкой из-под обуви или кирпичом. Деревня в худших российских проявлениях, расположившаяся на месте, где некогда был регулярный парк, вызывает желание скорее покинуть это место.



Рядом с огромной усадьбой Гончаровых расположена совершенно миниатюрная усадьба компаньона А.А. Гончарова, Г.И. Щепочкина. Фактически это даже не усадьба, а большой дом, стоящий на высоком берегу реки Суходрев. Усадьба очень мала: два служебных здания, в центре - котлован, оставшийся от пруда. Но главное, конечно, усадебный дом. Дом Щепочкиных - один из самых замечательных памятников русской архитектуры конца XYIII века. Кто конкретно строил дом, неизвестно. Известно только, что это были московские мастера - ближайшие ученики М.Ф. Казакова. Фасады дома поражают различием настроений и чувством масштаба: дворовый фасад спокоен, прозаичен, а фасад, обращенный к реке, полон возвышенной красоты. Портик неспроста устроен именно с той стороны: его крупные колонны видны издалека. Дом почти лишен украшений, но все же кажется необычайно изысканным и красивым. Сведений об истории усадьбы крайне мало. Известно, что в 1735 году между компаньонами Щепочкиным и Гончаровым произошел «полюбовный раздел» имущества и построек. Вскоре наследникам осталось лишь две деревеньки да трехэтажный (усадебный) дом. Одна из наследниц Г.И. Щепочкина, Александра Антоновна Бистром, была женой известного хирурга и педагога XIX в. Николая Ивановича Пирогова. Пирогов прожил в Полотняном Заводе в 1851 году три недели.



Дом стоит над рекой, на самом краю обрыва. Суходрев здесь делает крутой поворот, и открывается прекрасный вид вдоль реки, теряющийся у самого горизонта. Трудно пожалуй, найти более великолепный вид не только здесь, в Полотняном, но и, во всем Калужском крае.



Вечер этого и утро следующего дня были посвящены дню рождения одной из участниц нашего путешествия. Для нее и ее друзей были организованы спортивно-праздничные развлекушки. Словами происходившее не описать. Посмотрите!






















На пути к еще одному памятнику русской культуры…



Усадьба Степановское расположена в Юхновском районе в трех километрах от дороги Калуга - Вязьма, на левом берету р. Теча.
Сегодня это село Павлищев Бор.



Имение принадлежало жене его брата художника-передвижника Н.А. Ярошенко. Наиболее известен из этого рода Платон Викторович Степанов (1798-1872), бывший в 1839-1842 годах архангельским гражданским губернатором. Родился он в семье калужского помещика Виктора Степановича Степанова и его жены Ульяны Васильевны. Участник русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Кавалер орденов Святого Георгия 4-ого класса, Святой Анны 2-ой степени, Святого Владимира 4-ой степени с бантом; награжден серебряной медалью 1828 года, золотой шпагой с надписью «За храбрость», Польским знаком отличия за военные достоинства 3-ей степени.



Последняя владелица усадьбы Степановское (Павлищев Бор) - его дочь Елизавета Павловна Степанова (по первому мужу Шлиттер, по второму - Ярошенко). Сохранились письма А.П.Шлиттер, написанные в 1875 году и адресованные Василию Александровичу Ярошенко, будущему мужу и брату известного художника. Сама Елизавета Павловна называла себя в это время экзальтированной идеалисткой, требовавшей от жизни всего абсолютного.



Есть записи воспоминаний Марии Степановны Заболоцкой, сделанные её мужем, Максимилианом Волошиным. "Степановское было дачное имение Калужской губернии. Там была масса цветов. На цветники тратили по 12-15 тысяч в год. Елисавета Платоновна привозила садовников из Италии, Франции... Там было много детей. Я была воспитанница Ярошенок.





Девочка с куклой. Вторая половина 1890-х ~ Мальчик в саду. 1892 ~ Сестра милосердия. 1886 (с) Ярошенко Н.А.



Собственно, богата была Елисавета Платоновна. ...Они были не дворяне, а бояре. Все было энглизировано.
За каждым ребенком стоял за столом ливрейный лакей. Против дома был цветник. И все обнесено высокой стеной.





Девушка-крестьянка. 1891 ~ Цыганка. 1886 ~ Крестьянин в лесу. 1880-1890-е (с) Ярошенко Н.А.



По звонку спускались все в гостиную. И там ждали.
Потом дворецкий докладывал Елисавете Платоновне, что "кушать подано", и все переходили в столовую.



Столовая была большая, двухсветная… В Степановском были удивительные комнаты.
Столовая очень светлая желто-золотистая. Большие окна, и сверху еще ряд светлых окон.



Окна выходили на широкий луг. Подъезд к дому занят японским газоном.



Извержение вулкана. 1898 (с) Ярошенко Н.А.

Висели большие картины в золоченых рамках, несколько картин Ярошенко ("Извержение Везувия")
и еще одна картина - старинная: "Аввакум приносит в жертву Исаака".



Старое и молодое. 1881 (с) Ярошенко Н.А.
Потом шла гостиная. Там были тяжелые портьеры. Она почти всегда была темная. Потом малая светлая гостиная. Потом почти пустая комната, где была стена, выкрашенная масляной краской. Там висел рисунок "Танцующие женщины Помпейские". И еще другая такая же - библиотека. Подоконники были мраморные, разных цветов - розовые, зеленые. А над этим комнатами - наверху - была комната Елисаветы Платоновны. Кушетка, на которой она жила, была совсем пустая. Потом химический кабинет Василия Александровича из двух комнат: одна очень большая, заставленная химической посудой, и другая, совсем маленькая. А потом к крылам здания шли комнаты детей и моя комната. Еще для гостей был флигель.





Курсистка. 1880 ~ Девушки с письмом. 1892 ~ Портрет дамы с кошкой (с) Ярошенко Н.А.



Сад спускался террасами к реке. Там на воде стоял домик "Арсенал", где хранились лодки, водные лыжи, гоночные лодки и т. д. Вдоль реки шла липовая аллея, а потом ее пересекала кленовая, светлая, лучистая. А дальше начинался фруктовый сад. В нижней части были гроты, подземелья, пещеры. Там было жутко. Я и не везде там была".





Курсистка. 1883 ~ Студент. 1881 ~ Всюду жизнь. 1888 (с) Ярошенко Н.А.
И ещё: "А вся молодежь была - будущие террористы. Боря Савинков... Он, входя в столовую, подавал демонстративно всем лакеям руку. Это очень шокировало Е.П.Ярошенко. Мы, дети, его обожали и слушались во всем. Он был тогда вегетарианцем. И говорил нам: "Как Вы будете есть этих Павок, Машек, с которыми Вы играете?" И мы его так боялись, что за обедом умудрялись не есть мяса, а заворачивать в салфетки и уносить, несмотря на наблюдение гувернанток и лакеев. Маруся Беневская. Ее отец был Иркутский генерал-губернатор. Она была очаровательна. Высокая, красивая. Ее страшно баловали. У нее была собственная карета. Внутри белая атласная. Она ушла в террор под влиянием Бориса. Когда она разряжала бомбу, она разорвалась. У нее оторвало левую руку и правую грудь. У нее хватило мужества уничтожить все документы, свернуть кровавые лохмотья. После ее и нашли по ним. Она долго бродила по окраинам Москвы. Утром пришла в больницу. Ее приняли, перевязали, но через 2 дня доктор ей сказал: "Вас сегодня арестуют". Ее мать, узнавши, тут же застрелилась. А когда приехал отец ее опознавать, она от него отреклась, сказала: "Я не знаю этого человека". Ее сослали на каторгу, освободила ее только революция. На каторге она вышла замуж за матроса-потемкинца. Теперь она живет в деревне под Одессой, как крестьянка".



После революции имение было национализировано, картины, мебель, утварь были в 1919 г. переданы в калужские музеи.



Долгое время в имении располагались различные лечебные заведения.
Многим калужанам это место известно как санаторий Павлищев Бор.


После закрытия в усадьбе располагались детский дом, туберкулезный диспансер, пересыльный лагерь, где в частности содержались и несколько тысяч поляков, отправленных потом в Катынь.

В 1999г. в главном доме произошел сильный пожар, существенно повредивший здание.




И стоит оно теперь, медленно разрушаясь, среди зарастающего парка, как памятник былой красоты и великолепия.



Из комментариев:

Гость. 15 мая 2010:
Дорогой автор virsis, с первого Вашего репортажа с интересом наблюдаю за Вашими путешествиями и с огромным удовольствием наслаждаюсь Вашими работами. Я крайне редко пишу, но не сдержалась - БЛАГОДАРЮ! За Ваши восхитительные фоторепортажи, их и репортажами называть не хочется, каждый раз Ваши работы поражают своим высочайшим качеством, любовью к Родине, долгом, изумительным отношением к детям. Слов не хватает, чувствами наполняется душа!
Многих лет счастья и здоровья Вам с Вашей прекрасной супругой, радости Вашим детям!

Гость. 15 мая 2010:
Хватит продавать! Хватит государству наши деньги на чужеземцев тратить когда в своем доме есть куда вкладывать! Продать, значит потерять окончательно! Это дело государственное и государству пора заботиться о своей земле! Нигде нет такой великой истории!

Гость. 15 мая 2010:
Купи-продаев необходимо изгнать из Руси! Все храмы и монастыри передать Русской Православной Церкви, остальные культурные объекты должно взять на себя государство, а возглавлять реконструкции можно позволять только русским патриотам!

Гость. 16 мая 2010:
Спасибо большое! Спасибо за соприкосновение к истории, очень интересны все ваши репортажи. Всё так прекрасно и...грустно. Грустно от несостоятельности нашего государства возрождать исторические красивейшие места.

virsis (участник/мастер). 17 мая 2010:
По поводу "купить-продать" - эти прекрасные (без преувеличения) усадьбы всегда существовали как образ жизни, т.е. владельцы за счет их существования имели средства к жизни. Если он будут оставаться государственными, они будут тянуть неоправданные расходы и все равно будут разрушаться т.к. денег всегда будет не хватать. Это как раз и есть сегодняшняя ситуация. Если их отдать, то это "халява", а к халяве отношение соответствующее. Единственный способ сберечь - это продать с условием восстановления облика, а как они будут эксплуатироваться это дело хозяина. Но сейчас в России нет условий для этого "единственного способа", а следовательно, если это не "Царицыно", то все это погибнет. И скорость "погибания" нарастает. К ОГРОМНОМУ сожалению - это так. Спешите видеть то, что осталось.
И огромное СПАСИБО всем за не равнодушные отзывы.

moskvichka (участник/фоторепортер). 17 мая 2010:
virsis, спасибо! Репортаж великолепный!
По поводу продать, при всем уважении к Вам, я тоже против. Вопрос реконструкции памятников культуры и архитектуры не волнует государство - это главное. Посмотрите во что превращается наша Москва - продают все на корню, архитектура Москвы уже разрушена до основания. Остались небольшие закоулки, куда не добрались продавцы и покупатели. Вы своими репортажами поднимаете эту тему, возможно и получится достучаться.

moskvichka (участник/фоторепортер). 17 мая 2010:
virsis, если бы Вы лично были покупателем, было бы счастье! Но где гарантия, что продадут любящему Россию, заботящемуся о сохранении истории и архитектуры? Продадут тому, кто больше заплатит (откатит), в этом проблема!

virsis (участник/мастер). 17 мая 2010:
Вот именно ОТКАТИТ! Откатит при покупке, а потом за несоблюдение договоренности (законов) - в этом гвоздь невозможности восстановления и, как следствие, дальнейшего развития и существования. Поэтому все разрушится, а новое не создастся. Примеры на каждом шагу: дороги старые разрушаются (я не про Москву), а новых практически не строят. Что такое 1000 км. новых дорог в год для такой страны, как Россия? НИЧЕГО!!! То же можно сказать про практически любое производство. Почему промышленность (любая) не развивается? Условий нет!

ДВА ВОПРОСА "ЧТО ДЕЛАТЬ?" (c) v-tretyakov

Суббота - кроме авиакатастрофы в Индии, как я понял, выдалась спокойной. Поэтому всех москвичей отсылаю к моей сегодняшней программе «Что делать?». Тем более, что она, на мой взгляд, удалась.

Можно ли сохранить исторический облик Москвы?
Эфир: 23 мая 2010 г. 15:25 на телеканале 'Культура'

Участники:
1.Рахматуллин Рустам - писатель, москвовед, координатор движения "Архнадзор"
2.Душкина Наталья Олеговна - историк архитектуры, профессор Московского архитектурного института
3.Асс Евгений Викторович - архитектор, профессор Московского архитектурного института
4.Аввакумов Юрий Игоревич - художник, архитектор
5.Самовер Наталья Владимировна - историк, координатор Общественного движения "Архнадзор".

(215 комментариев)

v_tretyakov: ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН ЭТОЙ ПРОГРАММОЙ
Посмотрел собственную программу "Что делать?" о сохранении исторического облика Москвы. Очень ею доволен. Интересный, откровенный, глубокий и конструктивный разговор.
к сожалению, бесперспективный, ибо абсолютное доминирование нынешней московской власти с ее дурным вкусом и абсолютное доминирование эгоистических денежных интересов владельцев строительного бизнеса Москвы и бизнеса как такового пока не оставляют Москве никакой надежды.

andfomkin:
согласен интересный (особенно понравился Рахматуллин - татарин, а русее русского), но действительно бесперпективный
ИБО СИСТЕМУ КООРДИНАТ, НАВЯЗАННУЮ НОВЫМ ЛИБЕР - ТОТАЛИТАРИЗМОМ СЛУГ МАММОНЫ ПОРА МЕНЯТЬ

(Анонимно) Re: Интересный разговор...
Без оппонентов?

di_a_n_a:
К сожалению, в дурновкусии можно обвинить не только нынешнюю московскую власть, но и множество других властей, от местных до федеральных, причём, с ещё большим на то правом, чем московскую. Просматривается ли в потенциально допустимой к власти в нынешних её условиях обойме реальная смена ныне активно критикуемой московской власти, вкус которой был бы лучше, а методы - честнее, вот вопрос?.. В Питере - бардак ещё похуже, в провинции, как это ни покажется удивительным иным москвичам - те же проблемы, в том числе, с т.н. "точечной" застройкой за счёт благоустройства города и территорий всякого рода муниципальных организаций, начиная от школ и детских садов, то же дурновкусие, разваливается старина, только конструктивных преобразований в позитивном напрвлении - гораздо меньше, чем в Москве, их почти нет. Даже городская инфраструктура не работает - ни уборки, ни тротуаров, ни ремонтов. В общем, за пределами Москвы ситуация ещё хуже. И я отнюдь, отнюдь не уверена, что смена будет лучше, очень сомневаюсь я в этом, честно говоря, очень... Как бы ни разочаровались сильно нынешние критики, получи они в реальности то, за что столь оголтело борются ныне, разрушая до основания то, чему лучшей замены выстроить в нынешних условиях - вряд ли возможно... Такие вот есть у меня наблюдения и сомнения, Виталий Товиевич...

А за передачу спасибо! В этот раз удалось посмотреть её сразу, непосредственно в телеэфире:)

ad_rem100: за пределами Москвы ситуация ещё хуже." ЕССНО.
Номенклатура же одна, а бабла меньше

solvergi:
Переда получилась интересной, конечно! Но тема - тяжелая.
Сохранение культурного наследия - проблема системная.
Чтобы ее решать, нужна особая харизма, бесстрашие и осторожность, а более всего - изменение ментальных, социальных, психологических установок власти и интеллигенции. Но практически это очень трудно, если не невозможно. У каждого из них нормальные отношения с прошлым возникнут только тогда, когда они перестанут бояться за свое будущее. В передаче эта мысль возникала, правда в более конкретном выражении.
Но разговор получился интересным!
Спасибо.

23 May 2010 (c) a-barhin
http://v-tretyakov.livejournal.com/356241.html
Н.О.Душкина:
...Осман ломал Париж, когда и потому что не было охранного законодательства...

- и тем не менее Осман создал шедевр,
то есть проблема не в законодательстве, но в стиле современной архитектуры,
вспомним лозунги авангарда

Н.В.Самовер:
...общественный консенсус о ценности исторического наследия...

- к сожалению пока людей заботит собственное физическое выживание, а не общекультурное

В.Т.Третьяков:
...массовая культура уничтожает историческую культуру...

- народ достоин сохранности своего наследия

Анонс. 23 Май 2010 (c) arkhangelsky

Вернулся наконец-то домой - после Томска и Вологды.
Завтра (24.05.2010) в 22.15 (а не в 22.05, как обычно) очередной выпуск программы Тем временем.
Почему феминизм не приживается в России? Значит ли это, что патриархальный идеал семьи сохраняется, или просто все системы ценностей рухнули, и не работает ни прошлое, ни настоящее, ни восточное, ни западное? Участники (по алфавиту): Светлана Айвазова - доктор политических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН; Мария Арбатова - писатель, публицист; Николай Лисовой - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН; Олеся Николаева - поэт, прозаик.
Previous post Next post
Up