Русская живопись. Жанровые сцены - 4

Oct 12, 2009 18:46



Русская живопись. Жанровые сцены



Кухня. Малышев В.Г. (1843- )



Раздел наследства. 1894. Лосев Н.Д. (1855-1901)



Под венец. 1884. Маковский К.Е. (1839-1915)



Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883. Маковский К.Е.



Боярышня у окна. Маковский К.Е.



Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869. Маковский К.Е.



Святочное гадание. Маковский К.Е.



У околицы. Маковский К.Е.



Русалки. 1879. Маковский К.Е.



Дети, бегущие от грозы. 1872. Маковский К.Е.



Жница. 1871. Маковский К.Е.



Крестьянский обед в поле. Маковский К.Е. (1839-1915)



Отдых на жатве. 1871. Маковский Н.Е. (1842-1886)
* Поначалу, по бросившимся в глаза сапогам, сохнущим на оглоблях телеги, мне даже показалось, что Крестьянский обед в поле и Отдых на жатве - это одна и та же картина. Но приглядевшись, поняла, что, вероятно, братья Константин и Николай Маковские писали эти сцены одновременно, с одной и той же натуры.

Тем интереснее оказалось сравнить результат :)



Кормление индюшек. Маковский Н.Е.



Крестьянские дети. 1890. Маковский В.Е. (1846-1920)



Девочка с гусями. 1875. Маковский В.Е.



Рыбачки. 1886. Маковский В.Е.



Пастушки. 1903. Маковский В.Е.



Перед объяснением (Свидание). 1898-1900. Маковский В.Е.



Объяснение. 1891. Маковский В.Е.



Литературное чтение. 1866. Маковский В.Е.



Новый член семьи. Лемох К.В.
Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич (1841-1910)
В жизни и в искусстве Карла (Кирилла) Викентьевича Лемоха имелось как бы внешнее, наверное, небольшое противоречие. Получив начальное художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-1856), он заканчивает его в Академии художеств участником «Бунта четырнадцати» (1863), когда названное количество выпускников Академии заявили о желании самим выбирать темы дипломных работ. Затем следует участие в организации Артели художников и Товариществе передвижных художественных выставок. Сюжет большинства картин художника-передвижника К. Лемоха достаточно схож. Это бедность семьи (чаще крестьянской), трагедия в семье, оставшиеся или остающиеся без родителей дети. Отсюда - Круглая сирота (1878), У постели умирающей крестьянки (1886), Без кормильца (1898). Картины взывают к состраданию, к напоминанию о России обездоленной, «палимой солнцем». В то же время служба К.В. Лемоха проходила при императорском дворе, где он был учителем рисования и живописи подрастающих великих князей. Его отношением к делу были, видимо, довольны, ибо к открытию Музея русского искусства К.В. Лемох был назначен на должность хранителя художественного отдела. На этом ответственном посту художник-передвижник оставался практически до своей кончины.



Варька. 1893. Лемох К.В.



Утро в швейцарской. Лемох К.В.



Возвращение ратника в свое семейство. 1815. Лучанинов И.В. (1781-1824)



За рукодельем. 1887. Леман Ю.Я.
Леман Юрий Яковлевич (1834-1901)
Малая известность в наше время, да и во второй половине XIX века в России портретиста Юрия Яковлевича Лемана вполне объяснима. Много более художник был известен в Париже, где он обосновался после окончания в 1850-е годы Академии художеств. В годы ученичества Ю. Леман уже выставлял на академических выставках свои портреты, которые пользовались успехом. Женские портреты принесли ему быструю известность и во Франции. Связь с родиной он не прерывал, присылая своих очаровательных француженок на экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок. Представляет интерес впечатление строгого (особенно в отношении западных художников) отечественного критика В.В. Стасова об одной из работ Ю.Я. Лемана на выставке передвижников: «Прекрасный этюд или портрет прислал из Парижа один русский художник, которого французы сильно апробовали уже на нескольких своих выставках: г. Леман. Прошлым летом, на всемирной выставке, в нашем отделе, было два портрета, оба женских и премилых, но тот, что теперь прислан в Петербург и называется Дама в костюме времен Директории, превосходит их всех грацией позы и улыбающегося личика, а также превосходным, очень элегантным (впрочем, без всякого сахара и преувеличения) письмом лица, шеи, груди, обнаженных рук и розового атласа на платье и старинной шляпке с громадными, выгнутыми полями. Нельзя не засвидетельствовать, все члены передвижных выставок искренно радовались на внезапный, совершенно нежданный, негаданный успех сотоварища, до сих пор малоизвестного, и глазами учились приемам его изящной французской техники». Приятно услышать столь высокую похвалу в адрес отечественного (при некоторой натяжке) живописца, тем более из уст очень строгого ценителя искусств.



Дама в костюме времен Директории. 1881. Леман Ю.Я.



Сбор недоимок. 1869. Красносельский А.А.
Красносельский Александр Андреевич (XIX - )
В свое время жанровые картины Александра Андреевича Красносельского притягивали взоры разночинно-демократических зрителей. Иного и быть не могло, ибо были они посвящены обобщенным образам россиян (россиянок), униженным или попавшим в беду. А. Красносельский не был штатным академистом. Видимо, он совмещал гражданскую службу с посещением Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. И воспроизведенные здесь работы, и сохранившиеся сведения о формальных успехах свидетельствуют о том, что А. Красносельский был даровитым живописцем. За годы обучения он получил две малых и две больших серебряных медали. В 1866 году ему было присвоено звание художника третьей степени, а через три года - звание художника второй степени за картины Покинута, Сбор недоимок и Портрет господина Додонова. Заметим, что в наше время работа А.А. Красносельского "Сбор недоимок" хранится в Государственной Третьяковской галерее, а более раннее полотно "У окна" (1864) - в Государственном Русском музее. А о жизни художника, особенно последних ее годах, сведения в наше время отсутствуют. Последние портретные работы А.А. Красносельского датируются 1873 годом.



Бабушкины сказки. 1866. Красносельский А.А.



Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце. 1835. Крендовский Е.Ф.
Крендовский Евграф Федорович (1810-не ранее 1854)
Судьба человека и художника Евграфа Федоровича Крендовского не совсем типична для русских живописцев первой половины XIX века. Получив начальное художественное образование в Арзамасской школе живописи А.В. Ступина, молодой Евграф Крендовский в 1830 году приезжает в Петербург, чтобы продолжить обучение в школе А.Г. Венецианова. Кроме того, упорный юноша вольноприходящим учеником берет уроки в Академии художеств (1830-1835). Видимо, выпускной картиной Е. Крендовского в Академии стало полотно Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце (1835). Картина явно удалась художнику. Ему оставалось развить свой успех и стать со временем известным живописцем. Однако уже в 1836 году Е.Ф. Крендовский уезжает на свою малую родину - в Кременчуг, где живет и творит в имении помещицы В.М. Остроградской. Он обучает рисунку и живописи детей хозяйки усадьбы и пишет картины, на которых лежит отпечаток его пребывания в школе первооткрывателя народного жанра Алексея Венецианова. До нас дошло совсем немного из выполненного художником - немногим более двадцати его полотен, миниатюр, акварелей. Представленная картина характерна для творчества Е.Ф. Крендовского: четкая пропись не только персонажей «сборов», но и интерьера и предметов быта. С 1854 года сведения о художнике отсутствуют. Он прошел свой путь от Тронного зала... до ухода в неизвестность. Возможно, он был счастлив на этом пути



В отпуску. 1882. Кузнецов Н.Д.
Кузнецов Николай Дмитриевич (1850-1929)
Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее огромную роль в развитии русского искусства, давало художнику возможность среди прочего стать известным большему числу любителей живописи и способствовало во многих случаях устойчивому материальному положению. Поэтому оно было особенно притягательным для молодых художников, разделяющих основное положение товарищества - изображать правду российской жизни. Возможно, и это способствовало тому, что выпускник Академии художеств (1876-1880) Николай Дмитриевич Кузнецов уже в 1883 году становится членом товарищества. В меру известный и талантливый художник овладел многими видами живописного мастерства. Его бытовые картины, не несущие особой обличительной нагрузки, представляют собой живописные фрагменты из жизни крестьян средней полосы России. Его пейзажи или действо на фоне природы отмечены хорошим рисунком, продуманной композицией, тщательным выполнением. Многие портреты известных деятелей культуры Н.Д. Кузнецов писал по заказу П.М. Третьякова. С 1897 по 1920 год художник жил в Одессе. Умер Н.Д. Кузнецов в эмиграции в городе Сараево, входящего в те времена в Сербское государство.





Портреты П.И. Чайковского, В.М. и А.М. Васнецовых Кузнецов Н.Д.



Белая ночь. 1891. Ковалевский П.О.



Перед грозой. 1887. Ковалевский П.О.



Объезд епархии. 1885. Ковалевский П.О.
Ковалевский Павел Осипович (1843-1903)
Военные корреспонденты появились, наверное, с первой периодической печатной продукцией. Только вместо «Лейки» фотокорреспондентов, например, Великой Отечественной войны фотохудожники второй половины XIX века, прикомандированные к действующей армии, должны были иметь при себе блокноты, карандаши и прочие художественные принадлежности, позволявшие им эскизно запечатлеть миг сражения или события, связанного с войной. Имевший склонность к живописи сын профессора Казанского университета Павел Осипович Ковалевский выбрал батальный класс, когда в 1863 году поступил в Академию художеств. К тому времени в Академии уже сложились определенные традиции обучения батальной живописи, мощный толчок для развития которой дала Отечественная война 1812 года. Окончив под руководством Б.П. Виллевальде Академию, художник в своей пенсионерской поездке в Италию за картину Раскопки в окрестностях Рима (1867) получил звание академика. После возвращения в Россию путешествует по Кавказу - месту, особо притягательному для любого художника-баталиста. Картины, созданные по кавказским эскизам, явились этапом подготовки к работе во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. П.О. Ковалевский, командированный в действующую армию в качестве художника, пишет Штаб 12-го корпуса в Болгарии (Пленные турки) (1878), 12 октября 1877 года (Перевязочный пункт) (1878). В 1880-е годы эскизы Балканской кампании были использованы П.О. Ковалевским при написании полотен для Военной галереи Зимнего дворца: Сражение при реке Ломе 12 октября 1877 года, Кавалерийское дело у Трестеника и Мечки 14 ноября 1877 года, Ночной бой под Карагачем 4 января 1878 года. Хотя художник писал и жанровые сцены (например, Объезд епархии, 1885), его привязанность была определена еще в детстве. Именно поэтому профессор (1881) Академии художеств П.О. Ковалевский, возглавив в 1897 году батальную мастерскую Академии художеств, руководил ею и будущими художниками-баталистами до своих последних дней.



Бой у Иваново-Чифлик 2 октября 1877 года. 1887. Ковалевский П.О.
Previous post Next post
Up