Получить права в Чехии? Домохозяйке в декрете без знания языка... А вот и реально!

Sep 07, 2013 15:47

Мой жж начинался в 2006 году,тогда же, в январе была мной описана история о том, как мы с Валиком ходили записываться в минскую автошколу. Т.е. когда-то у меня были права ))) Но их забрали аж на три года спустя некоторое время по причине того, что я под воздействием алкоголя (пивка выпила на др Лешки Мановара) управляла транспортным средством (межакиной Рено Клио), двигаясь по ул. Казинца с Вероникой (которая уверенно на мой хук сказала: "Не пахнет!") в направлении брестской трассы, дабы попасть на оупен-эйр, который устраивали ОрганикФэмили.
Прошло время, я осознала всю неправоту своих действий и пыталась вернуть права по месту жительства, заново сдавая все экзамены ("теорию", "диагоналочку на площадке", "город"), но безуспешно. Долго объяснять почему. Основной мой аргумент: борисовские гаишники просто гондоны, и мне неприятно с ними общаться.
Прошло время, я поняла, что ездить за рулем я все же люблю и хочу это делать, а потому было принято решение записаться в автошколу заново. Итак, дубль 2!
Рассказ о том, как в Чехии получить права без особого напряга ))
1. Надо записаться в автошколу. Я живу в пригороде Праги, где нет русскоязычных курсов, потому я выбрала чешскую автошколу буквально методом тыка, чтобы не ездить в Прагу, не тратить время и деньги (русские курсы стоят немного дороже). Груньский Олежик лестно отзывался об автошколе "Hardyn", потому мы всей семьей туда пришли, и Витя сказал: "Млада пани шпатне млувит в чештине..." бла-бла-бла... мол, моя жена плохо говорит на чешском, но получить права имеет огромное желание. На нас посмотрели, улыбнулись и записали в списочек. И еще: важно на момент сдачи экзаменов официально прожить на территории Чехии три месяца в течение одного года. Стоимость обучения - 8500 крон (для перевода в $ делите на 20).
2. Надо получить ОДНУ справку у терапевта. Помню, как это было в Беларуси... Один день тратишь на поход по разным докторам в спец.поликлинике, второй день уходит на то, чтобы получить справку на ул. Бехтерева, в которой говорится, что ты не стоишь на учете у психиатра, третий день тратишь на получение справки о том, что ты не беременна у своего участкового гинеколога. Наверное, беременная женщина за рулем особенно опасна - не знаю. Здесь никаких психологов и гинекологов, один терапевт, который за 400 крон (20$) в течение 20 минут выдает тебе эту бумажку.
3. Сходить на три часовых лекции в автошколу. На них преподается вся теория и ты можешь задать свои вопросы, взять книжку под названием "Автошкола? Легко!" Я сходила на одну такую лекцию. У меня на ней спросили: "Что-нибудь понимаете? Лекции не обязательные, можете не приходить". Я понимала около 80% (отчасти из-за того, что уже когда-то учила ПДД), но сказала, что приходить не буду. Подумала, что лучше с Михой на детской площадке потусуюсь это время и книжку со словариком почитаю. К словарю я обращалась поначалу, чтобы знать некоторые термины. Как только они запомнились, стало все относительно легко и понятно. Не понятно лишь до сих пор, к примеру, почему Международное в/у, выданное на территории ЧР не действует на территории ЧР )) На этот вопрос мне даже инструктор не ответила.
4. Нужно откатать 28 академических часов с инструктором. Инструктора я не выбирала, выбирала машину, мне предложили поменьше габаритами (Шкоду Фабию), среднюю (Шкоду Румстер) и побольше (Ниссан Кашкай). Остановились на средненькой, ей было 5 лет, 140 тыщ пробег и инструктор к ней прилагался - пани Ружичкова, с которой мы подружились. Ездить можно по 2 академ.часа, т.е. фактически по полтора, а если у тебя трубы горят, ты побыстрее хочешь удостоверение водителя, то можно договориться ездить по 4 академ.часа (фактических 3) в день и ускоренно пройти курс. Грубо говоря, за неделю, если постараться и договориться, можно освоить практическую часть. Т.к. у меня работающий муж и маленький ребенок, я выбрала неспешный темп и ездила тогда, когда мне было удобно. Пани Ружичкова приезжала к моему дому, практически к подъезду и заканчивали мы мои покатушки там же - тоже удобно.
5. Никакой "площадки". Вернее, она есть и ты можешь на первом вождении сказать: "Вы знаете, что-то я ссусь сразу вот так ехать, можно меня как-то оградить, чтоб поспокойнее было?" И тебя отвезут в спец. отведенное место и научат плавно отпускать сцепление. Но обязаловки нет. Нет диагоналок, заездов во дворик и гараж.. И экзаменов по этой части нет. Как вспомню, так вздрогну от противного усатого на экзамене в Борисове: - Не сдала! - Почему??? Я же отлично выполнила элемент "Диагональная парковка". Все по правилам: столбики нерушимы, в одно включение задней передачи, колесо за линию заехало... - Колесо заехало, а зеркало не заехало!!! Ты меня учить еще будешь?! Я 20 лет проработал у МРЭА!!! Вот мудак ))
6. Нужно сдать экзамен в магистрате, предварительно заплатив 700 крон. 3 части: тест на компе из 25 вопросов + проверка тех. состояния авто перед ездой + езда по городу в течение получаса. Второй пункт иногда пропускается. Словарь нельзя с собой брать, а переводчик может присутствовать лишь в случае, если он был рядом с тобой весь курс. Пришлось справляться своими силами )
Тест для зачета нужно выполнить минимум на 43 балла из максимальных 50. За некоторые вопросы (типа проезд перекрестков) дается по 4 балла, на некоторые (типа общее понятия) по 2 балла и всякие бюрократические вопросы (за сколько дней нужно подать заявление...) и вопросы первой помощи пострадавшим в дтп - по 1 баллу. Я где-то неделю в общей сложности по два-три часа ковыряла эти вопросы (всего их около 800 на сайте Министерства доправы) и в конце концов сдала без ошибок на все 50 баллов, чем особенно удивила пани Ружичкову ))) Удивила, потому что понимать-то я понимаю с бОльшего. А вот из-за отсутствия языковой школы и минимальной практики общения с чехами в магазинах и на детских площадках говорить я умею... да не умею! как хачик на рынке... а может и хуже ))) но все же что-то могу, раз сдала )))
В день моей сдачи попался "грозны комисарж", который любит, чтобы все всё знали, потому никогда не пропускает на экзаменах часть "техническое состояние авто". Парень, который шел первым на сдачу, не смог открыть капот в течение минут двух, а потому "не сдал". Следующая - я, показала, как открыть капот, потом рассказала, в каком бачке какая жидкость находится. Потом меня спросили, какие вещи необходимо всегда иметь в авто. Я перед экзаменом, прямо на улице, как раз это прочитала - везет же! Начала перечислять, назвала треугольник и жилетку, запасное колесо и ключ к нему, лампочки и отвертку... аптечку назвала "медицинским пакетом", чем вызвала улыбку грозного комисара )) боялась, что придется показывать домкрат на пальцах, потому как забыла, как он на чешском, но меня остановили словами: "Молодец, вижу, что знаешь, садись за руль, ща поедем". И поехали. Во время сдачи никого в машине нет кроме меня, моего инструктора рядом и комисара сзади, что психологически очень выгодно по сравнению с ситуацией в Беларуси, когда гаишник садится рядом, а сзади напаковывается еще минимум три тела, трясущихся-переживающих за свою экзаменационную судьбу.
- Кам едэмэ? (пер. "Куда едем?") - спрашиваю я, подъезжая к перекрестку.
- Выберите сама, - отвечает мне комисар на ломанном русском (явно учил когда-то в школе в далекие советские времена).
Вообще, мне кажется, что мое херовое знание чешского на этом экзамене мне только помогло )) Я, верно, говорила с жутким акцентом, иногда объясняя некоторые слова издалека.. чем, видимо, веселила экзаменатора. Он у меня спрашивал, когда уже я пойду учиться на категорию "С" (я отвечала, что сначала надо родить еще 5-6 детей, а тогда уже можно и категорию повышать, чтоб было правомерно возить всю семью в одной машине). Он предупреждал меня, что, когда я поеду на родину, мне понадобится броневик - "броневик" он выговаривал на русском несколько раз, чтобы я поняла, что он имеет в виду. Как только поняла - дружно ржали. Мне показалось, что мы ездили больше, чем 30 минут. Было несомненно весело. Я хитрила, когда он говорил "Выберете сами, куда ехать", я сворачивала на "слепу улицу", т.е. тупик, а потом неспеша оттуда выезжала - тянула время. На моем пути было три тупика, все три мы посетили. Потом парковались у сроительного супермаркета задним ходом. Спрашивал меня, что бы я купила здесь: цемент или бетонные плиты? Хотел, видимо, побольше послушать моей криво-чешской болтовни ))) Я ответила красиво и по-женски: "Цветы на балкон!" (они там тоже продаются).
Главное, чтобы сдать экзамен - понимать, что ты делаешь и почему, адекватно воспринимать дорожную ситуацию. У экзаменатора нет цели придраться к безупречности. Вот, к примеру, парковка задним ходом. Это что-то сродни элементу "заезд в гараж" на моей родине. Единственная разница - здесь ты можешь парковаться хоть 10 минут, туда-сюда тыкаться, выбирать траекторию и в конце концов заехать в обозначенное линиями на земле парковочное место. Можно даже сначала передом аккуратно стать в парковочную ячейку напротив, а потом, включив заднюю, ровненько сдать назад. Собственно, я так и сделала )) Причем "сначала передом аккуратно стать в парковочную ячейку напротив" не означает, что ты должен стать туда ровно, можно криво, можно заехать на линию, главное - чтобы конечная цель была достигнута.
Выезжая с парковки, я немного криво выбрала траекторию и заехала одним колесом на маааленький бордюрчик. Если бы это было в РБ, меня тут же отправили на пересдачу, а тут под мое троекратное "Пардон!!!" комисар покачал головой, погрозил пальчиком "ай-яй-яй!" и, т.к. это была моя единственная ошибка, все простил. Напоследок, когда уже приехали, сказал мне, что я молодец, что перескочила языковой барьер и он желает мне во всем удачи.
Рассказывала все это Вите, и вот какой парадокс был отмечен: в Беларуси дрюкают этих учеников в автошколах, учат-учат безупречности, на пересдачи отправляют за малейшие провинности, а ситуация на дорогах не ахти.. и по бордюрам едят, и правила нарушают, и парковаться не всегда умеют... А здесь как-то лояльнее в учении, а в итоге на дорогах поспокойнее себя чувствуешь. В чем дело? Или просто всяк кулик свое болото хвалит? ))))

про жизнь, чехия

Previous post Next post
Up