ТУРИСТИЧЕСКИЙ ШОК, ИЛИ ЧТО УБИВАЕТ ИНДУСТРИЮ

Sep 17, 2014 11:53


Лето 2014 года надолго запомнится многим согражданам - и не только «благодаря» непрекращающимся военным действиям на братской Украине, крушению малайзийского Боинга и запрету на сыры, лосось и хамон. Кое-кому оно намертво врежется в память из-за сорванного долгожданного отпуска


или неприятных дней, которые пришлось пережить уже на отдыхе, когда весть о крахе очередного туроператора достигала ушей их отельера. Но осмелюсь сказать, как очевидец и инсайдер - всяческого сочувствия заслуживают и сотрудники тех самых злополучных компаний.

15 крупных туристических компаний всего лишь за один летний сезон: несомненно, даже самые непрозорливые должны уже понять, что о случайности тут речи быть не может. Налицо системная ошибка, или попросту говоря, «что-то не так в консерватории». Так что же происходит на этом рынке?

Одной-единственной причины происшедшего в данном случае нет. Есть целый комплекс причин и факторов, пробудивших Франкенштейна. Да, банкротства туроператоров происходили и в прошлые года - достаточно вспомнить «Капитал», «Ланту», «Асент» и иже с ними. Но лето 2014 стало особенным: с треском, один за другим, повалились настоящие гиганты: «Нева», «Лабиринт», «Солвекс», «Южный Крест», и ряд более мелких, но вполне себе известных компаний, со стороны казавшихся довольно стабильными.

Первая причина лежит на уровне макроэкономики. Крайняя нестабильность политической обстановки, радостно принимаемые против России санкции и как следствие, ухудшение отношения к россиянам за рубежом, резкий рост доллара и евро, инфляция - все это мало способствует спросу на отдых за рубежом, который, как ни крути, все же является предметом роскоши.

А уж после первой волны банкротств истерия, поднявшаяся в СМИ, деморализовала и тех немногочисленных граждан, кто все же собирался решиться на покупку тура. Со всех каналов телевидения неслось одно: «Не покупайте туры у операторов! Бронируйте сами!». Довольно смешно, учитывая, что от общего количества россиян забронировать тур самостоятельно могут от силы процентов десять. При этом никто не удосуживается объяснить гражданам, что проблемы возникают и у клиентов Booking.com и иже с ними, и довольно часто: нередки случаи, когда за сутки до вылета приходило сообщение, что произошла ошибка и бронь снимается, или же приехавшие туристы просто не заселяются в отель.

Как очевидец всех происходящих событий, могу констатировать: после банкротства Невы и Лабиринта продажи по Европе, особенно по Греции, обрушились в 8 (!) раз. А зарубежные партнеры, ранее с пониманием относившиеся к ситуации, стали жестко прессовать оставшихся в живых операторов по оплатам (при том, что во все предыдущие сезоны части сумм по депозитам и заездам спокойно оплачивались в конце сезона).

А полуофициальное распоряжение во все банки не кредитовать более туроператоров вкупе с бедственным положением ряда авиалиний, которые тоже уже не могут позволить себе, как ранее, работать в кредит, вбило последние гвозди в крышку гроба уже дышавших на ладан довольно крупных компаний данного сектора.

На этом моменте у многих наверняка возникнет вопрос: «Но позвольте, почему же не уйти с рынка спокойно и цивилизованно? Зачем «кидать» столько людей? И где деньги туристов Иванова и Петрова - ведь отель и билеты, как выяснилось, у них не оплачены!».

Отвечаю. Все крупные российские туроператоры работают по принципу, схожему с банковским. Ведь, когда турист Иванов приносит свои деньги в банк, их не кладут в коробочку с его именем до того момента, пока он не решит их снять. Их пускают в оборот, деньги «работают». Почти то же самое происходит в туроператорском бизнесе. Отельерам и авиалиниям не поступает оплат за отдельно взятого туриста: они получают депозиты в начале сезона, и затем оплату за заезды и рейсы. А в сложившейся на российском туристическом рынке ситуации уже много лет происходит следующее: деньги Иванова, принесенные, скажем, 1 июня за тур в августе, уходят на оплату туриста Петрова, который уезжает уже 5 июня. А за Иванова заплатит Сидоров, который придет 1 августа. И схема эта весьма успешно работала многие годы. Но что же происходит, когда туристы паникуют и не бронируют, а взвинченные турагентства держат пари, кто обанкротится следующий? Правильно, Сидоров деньги не принесет, и Иванов никуда не улетит… Банк откажет в кредите, отелеьры надавят, авиакомпания откажется лететь - и вуаля, на рынке очередной банкрот.

Уйти же цивилизованно с этого рынка не так-то просто. Чтобы покинуть рынок без шума, пыли и уголовных дел, оператор должен рассчитаться с кредиторами и туристами. А в силу вышеописанной схемы это невозможно, следовательно, против оператора сразу возбуждают уголовное дело о мошенничестве. Поэтому владельцы и руководители бьются до последнего, пытаясь оттянуть неминуемое - и зачастую это удается на протяжении довольно долгого времени. Я абсолютно уверена в том, что в 90% обанкротившихся компаний владельцы надеялись до последнего, что и сейчас как-то уладится, и туристы улетят на отдых. Не сбылось…

Что касается якобы баснословных богатств и туго набитых карманов владельцев разорившихся ТО. Это могло бы быть справедливым в 1998, 2000, даже в 2005 году. Но в 2008 всему этому пришел конец. И дело не только в кризисе. А в том, что на рынке появились игроки с солидными финансированиями, которые могли себе позволить продавать туры в глубокий убыток. А ведь если по соседству продают тур в Грецию за 400 евро (реальная цена в мае за 10 дней в отеле 4*), никто не будет покупать его же за 800… И плевать, что это демпинг, ведущий к разорению большинства конкурентов. Уже пять лет туроператоры, продающие летнюю Европу, работают в огромный минус, частично окупая потери разве что в августе и на Новый Год. Но говорить об огромной прибыли в том бизнесе сейчас - просто смешно… Большинство собственников уже несколько лет вливают в глубоко убыточный бизнес личные средства, но когда-то и им наступает конец.

Я не ставлю себе целью кого-то оправдывать. Я пытаюсь объяснить, что же, собственно, произошло. Имеет место ряд неблагоприятных факторов, сошедших воедино: политическая и экономическая нестабильность, снижение покупательной способности населения, и, как ни прискорбно, полное отсутствие работающего антимонопольного законодательства, которое останавливало бы явный демпинг. А также тот факт, что поддерживать туристический бизнес государство не заинтересовано. Ведь достаточно было бы отменить запрет банка на кредитование туроператоров, и все могло бы сложиться по-иному. Или, на худой конец, ввести регламентированную процедуру банкротства, существующую в большинстве европейских стран, когда назначается специальный управляющий- эксперт, пробующий спасти хотя бы часть компании и распределяющий погашение долгов.

Итог более чем печален. Испорченный или сорванный отдых у многих тысяч людей; несколько тысяч безработных на туристическом рынке, которые сейчас вынуждены идти в те же демпингующие компании на зарплаты 20 000 руб. - и это в Москве, про регионы я уж и не говорю. И полностью убитое доверие к отрасли: ведь, справедливости ради, не существует ни одного туроператора, про кого не ходили бы слухи, что вот он «точно следующий».

А закончить сию печальную повесть мне хотелось бы призывом к тем людям, кто покупал или будет покупать туры у операторов. Когда вы захотите купить тур, например, в Испанию за 30 000 рублей - подумайте хорошенько, ведь даже билеты стоят больше. За счет чего оператор может предложить такие цены? Не закончится ли ваш отпуск в испанской тюрьме, или в лучшем случае, в палатке на пляже? Недаром же существует поговорка насчет бесплатного сыра.

А если все-таки случилось так, что ваш оператор обанкротился, постарайтесь вести себя цивилизованно, пишите обращение в страховую компанию, где выплачивают фингарантии. Пожелания сдохнуть и угрозы в адрес молоденьких девушек, работающих обычными менеджерами, не помогут вернуть деньги, им просто неоткуда их взять. Да, сорванный отпуск - это крайне неприятно и печально, но иногда я жалею, что по телевидению не показывают, до какой степени люди теряют человеческое лицо, пытаясь буквально выгрызть свои пропавшие деньги. И прежде чем осыпать проклятиями всех руководителей ТО и желать им сроков подлиннее, тоже было бы неплохо хотя бы попытаться разобраться в причинах произошедшего. Поверьте, никому не пожелаешь пройти через то, что происходит с ними в первые недели после банкротства. Я не владелец и не руководитель, я просто хочу справедливости и максимальной объективности. Надеюсь, что хотя бы кто-то, прочтя мой крик души, задумается ненадолго.

Previous post Next post
Up