Младенческая смертность в Австро-Венгрии, 1901-1913

Mar 05, 2015 19:57

Продолжая тему младенческой смертности (т.е. смертности детей до 1 г.) в начале XX в. в различных государствах в региональном разрезе: в прошлый раз я привел табличку для Германии, а теперь построил аналогичную для Австро-Венгрии (увы, только Цислейтания, данных по Транслейтании я пока не обнаружил). Источник информации - "Oesterreichische ( Read more... )

Статистика, Австро-Венгрия, Демография

Leave a comment

bash_m_ak March 5 2015, 17:30:13 UTC
Интересно насколько одинаково было понятие младенца и смертности в разных странах/землях - в какой степени считались рожденными нендоношеные... Можно ли данные цифры сравнивать в лоб или имеет смысл глядеть только на динамику в рамках одного региона.

Reply

archscolopendra March 5 2015, 17:51:22 UTC
да, меня тоже волнуют эти неучтенные младенцы. Видимо в расчет принимались только те, кого успевали крестить. Но ведь кроме тех кто умирал в первые часы-дни после родов, были еще и незаконнорожденные дети, которых прятали от соседей и они чаще других умирали некрещенными, а потом священники отказывали им даже в похоронах. В деревнях их было не так много, но они были.
то есть цифры должны быть увеличены. вопрос на сколько?
немного утешает, то что для сравнения между регионами для одного и того же периода эти цифры использовать все же можно, так как довоенная практика была по-видимому одинаковая по всей Европе

Reply

allemand1990 March 5 2015, 18:07:40 UTC
Кстати, там есть данные по незаконнорожденным (столбец unehelich). Например, в 1913 г. МС у зак. была 18,34%, у незакон. - 23,75%. Незаконнорожденных в этом же году родилось 103 тыс. чел из общего числа рожденных 865 тыс. чел. - по-моему, довольно правдоподобный процент.

Reply

archscolopendra March 5 2015, 18:11:17 UTC
да черт его знает, что там правдоподобно... цифра не маленькая - и это делает ее мало-мальски правдоподобной. спасибо!

Reply

bash_m_ak March 5 2015, 18:36:24 UTC
Для меня вопрос не в незаконорожденых, а в недоношеных - начиная с какого момента ребенок считается рожденным, а с какого выкидышем - одинаковы ли эти определения. Есть ли дополнительные условия, напр. 1 кг веса, N недель от зачатия... учет таких младенцев как живых только если они прожили N недель...
ЕМНИП даже в позднем СССР было много таких условий из-за чего цифры по младенческой смертности нельзя напрямую сравнивать с другими странами. Да и в других странах до недавнего времени были разные системы учета младенцев. А разница в системе учета может давать очень большую разницу в младенческой смертности.
Я не уверен, что в Германии в разных землях пользовались одинаковыми условиями в то время. Еще меньше я уверен, что в разных странах в то время пользвовались одной и той же методикой.

Reply

archscolopendra March 5 2015, 19:35:18 UTC
в отношении незаконнорожденных я это так, немного в сторону ушла.
предполагаю что до первой мировой войны считали в основном по записям о крещении.
хотя возможно я ошибаюсь - я делаю свое предположение на основании того, как современные антропологи реконструируют возрастную структуру сельских общин в новое время.
вес при рождении, количество недель от зачатия - это уже данные доступные в массовом количестве для второй половины 20го века, никак не раньше.

Reply

skaramanga_1972 March 6 2015, 05:47:12 UTC
"да, меня тоже волнуют эти неучтенные младенцы. Видимо в расчет принимались только те, кого успевали крестить"

Речь еще должна идти и о мертворожденных.

Reply

archscolopendra March 6 2015, 06:25:29 UTC
Ну разумеется! мертворожденного не крестили, значит он в норме не попадал в статистику! Если у нас статистика по метрическим книгам. А другого массового первичного источника до создания мощного института социальной медицины у нас нет.
наверное надо копаться в похоронных обрядах - как поступали в таких случаях семьи? думаю что довольно часто какой-то публичный обряд все же совершался, может и без участия церкви

Reply

skaramanga_1972 March 6 2015, 11:10:27 UTC
Честно говоря, озадачили. Я не в курсе, как хоронили мерворожденных. Думаю, вы правы, это происходило без участия церкви. Не думаю, чтобы совершался обряд по тому, кого, даже, не успели крестить и дать имя… Хотя, возможно, этот случай как-то прописывался в церковных правилах.

Кое-что любопытное из данных, которые у меня есть. Если брать статистику по мертворожденным внебрачным детям по европейским столицам за 1890-1898 годы, то на первом месте был Париж. Там таких детей было 1/10 от числа всех рожденных за год незаконнорожденных детей. Далее следовала Варшава, Вена, Берлин. Потом был Петербург.

И еще. Вспомнил, в метрические книги не попадали и дети раскольников. Про этих детей тоже не следует забывать.

Reply

archscolopendra March 6 2015, 17:00:47 UTC
этнограф нужен

Reply

archscolopendra March 6 2015, 19:30:54 UTC
Этнограф послал читать Зеленина Д.К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественною смертью и русалки
Там есть и страничка-другая про похороны некрещенных младенцев, в том числе и мертворожденных.

Reply

allemand1990 March 6 2015, 19:46:58 UTC
В России не было четких правил, нужно ли заносить мертворожденных в метрики. Статистика мертворожденных существует, но только для части регионов страны и она, по-видимому, страдает очень сильным недоучетом.

Раскольники с 1906 г. сами вели свои метрические книги, поэтому данные по ним есть. Их достоверность, конечно, - отдельный вопрос.

Reply

skaramanga_1972 March 6 2015, 23:14:25 UTC

... )

Reply

allemand1990 March 7 2015, 00:36:11 UTC
Не понял, возражение это или дополнение.

Reply

skaramanga_1972 March 7 2015, 01:38:46 UTC
По-моему, для ясности, аргументация моей позиции. Поэтому считайте, как дополнение.

Reply

critic14 April 6 2015, 18:05:25 UTC
Пичалька , скараманга))

Разрыв по детской смертностью межеду РИ и Германией при совке только вырос.

Вы же знаете что в 1940 году в РСФСР детская смертность была 204 , а в Германии уже в 1936 году---66.

Reply


Leave a comment

Up