Голод 1911-1912 гг. и агитация

Jun 24, 2013 17:59


-1-

1911 г., декабрь. - Листовка центральной группы петербург­ских рабочих РСДРП «Они голодают» с призывом бороться с самодержавием.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

ОНИ ГОЛОДАЮТ!

По широкому раздолью российской земли распростер свои могучие крылья наш царь беспощадный. В его леденящих объятиях очутились десятки миллионов русских крестьян. Они голодают! Опять голодают!
Это было так еще недавно, всего несколько лет тому назад, когда крестьянин в последний раз с ним прощался, проводив его до порога обнищалой хаты. «Прощай», - с неуверенностью пробормотал крестьянин. «До свиданья!» - прозвучал ему в ответ громогласный голос постоянного нашего гостя - голода.
И это свидание наступило теперь. В двери русского кре­стьянина постучался опять незваный гость. Он побывал уже у крестьян астраханских, взял дань от казанских, мимоходом завернул к екатеринославским...* Многие удостоились уже его посещения. И остальных он не оставит без своего вни­мания.
По русским селам и деревням раздаются протяжные стоны голодающих, охваченных отчаянием, крестьян. Малютки про­стирают исхудалые ручонки к своим матерям. «Хлеба, мама, дай нам хлеба», - лепечут побледневшие губки. Но матери не в состоянии исполнить их просьбу, они сами уже несколько дней пищи в рот не брали. Хлеб у тех, у богатых, у помещи­ков, у кулаков, а у бедных крестьян нищета, голод. Они голо­дают, опять голодают!
Что же побудило царя-голода так скоро вернуться за данью в Россию. Вы разве не слыхали? Ведь это неблагоприятное стечение природных условий! Такое пояснение дает нам пре­емник Столыпина. Не будь этой проклятой засухи, и голода не было бы. Но странно только, почему эта засуха повторяется почти периодически. И почему засухе так понравилась именно русская земля?

* Многоточие документа.

Нет, господа всесильные мира сего. Глаза наши не ослеп­лены блеском вашего кумира - золота. Вы хотели их омрачить копотью фабричных труб, но это вам не удалось. Ясновидя­щие очи русского пролетария видят настоящую причину не­счастий русского крестьянина. Ее нужно искать в наших все­общих общественных условиях, в теперешнем политическом строе России и в существующих в русской деревне классовых отношениях. И найдем мы настоящую причину в бесправном положении русского крестьянина, в беспредельной эксплуата­ции его, в невыносимом налоговом бремени, в преследовании всякой инициативы народных масс, в запрещении всякой самодеятельности их. Вот что вызвало новое, не первое и не последнее посещение царя-голода.
Кто же спасет крестьянина от голодной смерти? Неужели наш крестьянин все еще не в состоянии понять, что не кто иной, как он сам. Не помещики придут на помощь пахарям, не они дадут ему земли и средства для ее обработки. И не правительство. Оно уже давно показало деревенской бедноте свою настоящую физиономию. Если и раньше иной мужик, в простоте своей, думал о царской власти, что она «божеская», «справедливая», так теперь уже он должен понять, в чем настоящая суть этой власти: она дворянская да кулацкая, издает она законы об ограблении бедноты толстосумами, на­зывает эти заколы «аграрными», а на самом деле это законы «ограбные», грабительские.
Русский крестьянин уже давно должен был уяснить себе ту истину, что пока не сломлена власть помещиков-крепостников, никакие реформы - особенно же аграрная - невозможны в другом духе, как в крепостном. Это ясно сознавал крестья­нин в освободительные годы, когда одним из его главных тре­бований было: передача всей некрестьянской земли в руки крестьян без всякого выкупа, когда он перестал просить земли, а пожелал взять ее. Но этому воспрепятствовало дворянское самодержавие. При помощи казацкой нагайки и солдатской пули оно «усмирило» крестьян, заставило замолчать о своих нуждах, о невыносимости своей жизни.
Крестьяне замолчали. И молча страдали. Но теперь, когда молчать уже нет сил, не наступило ли время опять громо­гласно объявлять своп требования? Не наступило ли время постараться об их исполнении власть имущими? Но как при­ступить к этой работе, с чего начать, по какому пути пойти?
Пролетариат нашел ужо путь, который приведет его к светлому царству будущего, к социализму. Этот путь - борьба. Только борьбою мы приобретем лучшее будущее, только в ней мы скуем свое счастье. По бранному полю снова должно пронестись властное «волю». И если русский крестья­нин желает навсегда прогнать своего постоянного посетителя - голода, если и крестьянин желает лучшей доли, то он должен пойти по тому же пути, по пути великой борьбы всех народов. Он должен стать под красное знамя сознательного пролета­риата, объединенного в Российскую социал-демократическую рабочую партию, которая борется также и за справедливые требования крестьян: за конфискацию в пользу крестьян всей помещичьей, царской, казенной, церковной и монастырской земли, за конфискацию ее без выкупа и за решение вопроса о земле самым народом в местных комитетах, избранных все­общим, прямым, равным и тайным голосованием.
Итак, за дело, товарищи. Пусть каждый, кто имеет связи с деревней, разъясняет крестьянам «ограбную» политику ца­ризма. Пусть организует кружки и комитеты. Пусть помогает этим крестьянским организациям связываться с социал-демо­кратической партией. Такова пусть будет наша помощь това­рищам-крестьянам. Своими грошами мы им не поможем, не облегчим их страдания, не спасем их от острых когтей чудо­вища-голода. Наши пожертвования - это только капля в море. Ими мы спасли бы сотни от голодной смерти. Но голодают не сотни, не тысячи, а миллионы, десятки миллионов. Часто недоедаем и мы сами. Кто желает бороться с условиями жизни, при которых невозможно порядочное существование для народных масс, тот должен бороться с самодержавным строем, при котором невозможно улучшение этих условий, тот должен высоко поднимать наше красное знамя, на котором нашею кровью, кровью рабочих-борцов, кровью павших в борьбе товарищей писаны наши лозунги. Пусть громко и внятно раздается наш кличь боевой:
Долой самодержавие!
Да з д р а в с т в у е т б о р ь б а!
Да здравствует демократическая республ и к а!
Да здравствует социализм!
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРУППА СПб РАБОЧИХ РСДРП

Декабрь, 1911.

Опубликовано в: Крестьянское движение в России: июнь 1907 - июль 1914 гг. Сб. док. М.-Л., 1966. С. 278-280.

-2-

1911 г. не позднее ноября 18. Листовка за подписью «Г[руппа] с[ознательных] рабочих» Самары, посланная в социал-демократическую и трудовую фракции Государственной думы и в редакцию газеты «Звезда», об отношении их к голоду в деревне.

Голод есть спутник безземелья крестьянства и отсталости народного хозяйства: голод - естественный результат, выжи­мающий соки из крестьянства (налоговой) политики прави­тельства. Голод естественно вытекает из условий политиче­ского рабства, народного невежества. Принимая во внимание все выше сказанное, приходится констатировать, что голод нынешнего года не является исключительным стихийным бедствием, хотя это старается доказать правительство п сердо­больные буржуа.
Глубоко чувствуя весь ужас деревни, обреченной на голод­ное вымирание, и считая крестьянство ближе всего к рабочим по своему положению, мы, сознательные рабочие, счи­таем помощь, организованную «со стороны» при совре­менных условиях полного бесправия, вредною и по­этому смело говорим в лице голодающего крестьянства не на­деяться на подающих тебе копейки, а думать думу крепкую, как совместно с твоим братом городским рабо­чим взяться за окончательное избавление своих детей от физического голода и духовного рабства. Вот наша помощь голодающему крестьянству. Помощь словом жестоким, но спра­ведливым… Считая с.-д и трудовую фракции Г[осударственной] д[умы] счастливыми обладателями относитель­ной свободы слова и неприкосновенности личности, мы просим эти фракции довести до сведения всего русского народа с три­буны «Думы» о том, как смотрят сознательные рабочие на борьбу с голодом. Мы надеемся, что представители рабочих и крестьянства сделают все, чтобы осветить должным образом весь ужас вымирания деревни от голода и отупения всего русского общества от политического рабства.

Г[РУППА] С[О3НАТЕЛЬНЫХ] РАБОЧИХ
[Все примечания опущены мной - Allem.]

Опубликовано в: Крестьянское движение в России: июнь 1907 - июль 1914 гг. C. 288-289.

-3-

1912 г., февраль. - Листовка Центрального района Москов­ской организации РСДРП «Голод» с призывом к организации я борьбе с самодержавием.

Российская социал-демократическая рабочая партия

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

ГОЛОД

Товарищи. Снова в России настала тяжелая година. Снова неурожай всей тяжестью обрушился на многомиллионное крестьянство. Снова голодная смерть стоит призраком пред крестьянами на протяжении 20 губерний. Прошла всего только половина зимы, а уж весь хлеб приеден. Целые деревни пи­таются падалью и хлебом, спеченым золой,* древесной корой, лебедой. Целые деревни, не имея даже этого, пухнут с голода. Снова посылаются неизбежные спутники голода - голодный тиф, цинга - и косят изголодавшееся население. Но и этого мало. Мало того, что неурожай несет за собой голод и смерть крестьянам, он несет также смерть крестьянским хозяйствам - крестьянские хозяйства рушатся. Хлеба для будущего посева нет, рабочий скот продается за бесценок кулакам-скупщикам, которые умеют извлекать выгоды даже из обнищавшего, изголодавшегося крестьянства. Да и кормить скотину теперь нечем. Так царь-голод справляет над Россией свой праздник.
Товарищи. Снова по-прежнему организуется «продовольственная помощь» царскими благородными ворами. Снова как прежние голодные годы, верные прислужники главного вора Николая II бесконтрольно обворовывают голодающих. Новое время выдвигает новых Гурко-Ледвалей.** Опять они могут пропивать в ресторанах народные деньги, поставляя голодающим гнилой*** несъедобный даже для голодающих. Снова для этой бесовской шайки настал урожайный год. Последние соки высасывают из крестьянина в урожайные годы да и в неурожайные годы тоже за разные недоимки.

* Так в копии.
** Так в копии; следует Лидвалей.
*** Видимо, в копии пропущено слово хлеб.

Проданную* лошадь и скарб продают в уплату громадных налогов, тоже своим гнетом ложащихся на крестьянство. Все прибирает в свои руки крестьянский и купеческий царизм. Ничего не отдает он обратно народу, ничего не тратит на его нужды. И в тяжелую годину голода крестьянство пользуется не широкой государственной помощью, на которую оно, казалось бы, имеет полное право, а крохами с барского и купеческого стола. Такой продовольственной помощи, что не успевает прилипнуть к карманам царских прислужников, не уменьшает да и не может уменьшить народного горя. По России идет стон голодающих крестьян, а вместе с тем в ресторанах идет веселье на народные деньги. Да и может ли быть иначе, когда о народе радеет проворовавшаяся романовская шайка. Видите ли, товарищи, «идея кормежки даровой населения вредна», - так сказал правая рука Николая II Коковцов в своей III Думе. И вместо даровой кормежки для умирающих от голода организуются общественные работы. Только выходит на деле, что для богатеев они** устроены. Так же царствует произвол при распределении работ, то же взяточничество. И если попадает работа голодающим, то на этих работах царствует самая беспощадная эксплуатация тех же богатеев-под­рядчиков. Были даже попытки «выколачивания» недоимок из этих несчастных заработанных грошей. Так помогает русский царь своему народу. Но, товарищи, в нынешнюю голодную годину есть кое-что и новое. Наглая Николаева шайка отстранила на этот раз помощь даже безобидных либеральных обществ.
Даже их боится романовская монархия. И действительно, есть чего бояться прогнившему царизму. Чует он свою гибель. Только дело не в агитации либералов. Их-то нечего бояться русскому царизму. В деревне есть свой агитатор, агитатор жестокий, неумолимый. Этот агитатор - сама жизнь. Этот агитатор - голодающая деревня, разрушаемая*** хозяйство крестьян и лучше всяких речей. Этот агитатор указывает пролетариату и крестьянству на то, что неурожай, голод, холод, нищета, тиф и цинга - такие же неизбежные спутники романовской монархии, как виселица, тюрьма и каторга, штыки и пули. Он говорит, что неурожай и голод нельзя устроить**** никакой продовольственной помощью пока не будут уничтожены причины этих неурожаев. А причин много. Крестьянское

* Так в копии; очевидно, следует последнюю
** В копии вместо слова они написано а не.
*** Так в копии.
**** Так в копии; очевидно, следует устранить.

малоземелье, техническая отсталость хозяйств, невежество, царящее в крестьянских,* воздерживаемое правящими классами, громадный налоговый гнет, полное политическое бесправие, неограниченный произвол царских холопов с урядника и до самого Романова. Этот агитатор говорит, что без полной конфискации всех земель, без выкупа в пользу крестьянства, без свержений романовской монархии, осуществления демократической республики и всех политических свобод невозможно развитие России, иначе он говорит, что в России неизбежна вторая российская революция. Товарищи, мы слышим сейчас стоны голодающего крестьянства, мы слышим его просьбы о помощи, но настанет время, когда мы услышим требования от этого же крестьянства. Потому-то голод крестьянства дол­жен и нам, пролетариям, служить уроком. Голод деревни, товарищи, нам знаком. Мы тоже испытываем голод-безработицу. Мы, товарищи, так же бесправны. Нас так же давит гнетущий царизм. И тот же агитатор деревни - сама жизнь - и нам говорит о неизбежестве** второй революции. Поэтому-то мы должны положить все усилия к тому, чтобы выйти из нее с по­бедой. Надо помнить, кто вынес на своих плечах первую революцию. Ее вынес русский пролетариат. Та же роль пред­стоит нам и во второй революции.
Товарищи, отсюда ясна вся необходимость организации. Отсюда видна*** необходимость крепкой нелегальной социал-демократической рабочей партии. Вот почему**** учит нас голод в деревне. Итак, товарищи, к организации, пора снова откликнуться на призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Время не терпит, дружней за работу. Агитируйте среди товарищей, разъясняйте им необходимость организации, зовите их в нее.
Долой прогнившую романовскую монархию!
Да здравствует демократическая республика!
Вся земля народу без выкупа!
Да здравствует социал-демократическая рабочая партия!

Февраль 1912 г. Изд[аиие] Цептраль[ного] райопа М[осковской] организации] РСДРП.

* Так в копии.
** Так в копии.
*** В копии видно.
**** Так в копии; следует чему.

Опубликовано в: Крестьянское движение в России: июнь 1907 - июль 1914 гг. C. 357-359.

Агитация и пропаганда, Российская империя, Голод 1911-1912 гг.

Previous post Next post
Up