Skaramanga_1970: Помяните мое слово, скоро обязательно найдутся те, кто будет доказывать вам, что не было ни голодовок, ни голодных смертей, а были лишь случайные эпидемии. При этом оперировать смертностью по голодающим губерниям никто не будет, им ближе "средняя температура по больнице".
Nazar_rus: Уже. И немало.
Из комментариев
Несколько раз за последнее время наталкиваюсь на замечания блоггеров о том, будто бы при разговоре о смертности в годы неурожаев в предреволюционной России нельзя пользоваться показателями по Европейской России в целом, потому что они, якобы, скрывают рост смертности в пораженных голодом регионах за счет снижения ее в урожайных губерниях. Общая картина, таким образом, выглядит вполне благополучно. Попробуем рассмотреть смертность в региональном разрезе.
Речь сегодня пойдет о неурожае 1911 г. и его последствиях в Европейской России (именно этим периодом я сейчас занимаюсь и именно о нем шла речь в дискуссиях, о которых я упоминал выше). В таблице ниже приведены показатели смертности для неурожайных губерний (я отбирал только те, где сбор продовольственных хлебов - ржи, пшеницы, полбы, гречихи, кукурузы, ячменя, проса, гороха, бобов и чечевицы - в 1911 г. уступал среднему сбору за 1901-1910 гг.)
Смертность в некоторых губерниях Европейской России (на 1000 чел.)
Сост. по данным отчетов о народном здравии за 1910 и 1913 гг. Смертность по 50 губ.: Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). М., 1956.
Необходимо сделать пояснения. Максимальная смертность в годы голода приходится на первую половину следующего после неурожая года. По мере того как в течение зимы и весны истощаются запасы продовольствия, растет и смертность. Например, в голод 1891-1892 гг. максимальная смертность пришлась на весну 1892 г., а в 1932-1933 гг. - на конец весны-начало лета 1933 г.
В 1912 г. мы ничего подобного не наблюдаем. Наоборот, смертность в большей части неурожайных губерний в 1912 г. снижается. Пик смертности в рассматриваемый период приходится на 1910-й год и объясняется эпидемией холеры, от которой погибло более 100 тыс. чел.
Предвосхищая замечания о том, что официальная статистика непригодна из-за своей неполноты, попрошу в этом случае разъяснить, каким образом в стране, где была очень развита бытовая религиозность (даже в начале 1960-х, после мощнейшей антирелигиозной кампании и закрытия большего числа храмов, в РСФСР отпевали около трети умерших, а в других республиках эти показатели были еще выше), могло появиться значительное количество лиц, умерших не отпетыми.
Для того, чтобы представить себе, что же такое настоящий голод с массовой смертностью, приведу данные по некоторых областям УССР за 1931-1935 гг.
Количество смертей в некоторых областях Украины (тыс. чел.)
Сост. по:
РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 132. Л. 22. Копия. P. S. В этом посте я не затронул регионы вне Европейской России, в частности Тургайскую и Уральскую области, где положение местных жителей и переселенцев было весьма тяжелым. Об этом потом, тема стоит отдельного рассмотрения.