Во втором издании своей книги «Хлебная торговля России в конце XIX - начале XX века. Стратегия выживания, модернизационные процессы, правительственная политика» (СПб., 2011) Т. М. Китанина опубликовала несколько писем из личного архива. Позволю себе воспроизвести несколько фрагментов этих писем.
Монография Т. М. Китаниной впервые была опубликована в 1978 г., а завершена несколькими годами раньше. Причина задержки выхода книги заключалась в том, что главный редактор Ленинградского отделения издательства «Наука» А. А. Фролов заявил, что «не приемлет масштаба российского хлебного экспорта, что цифры вывоза зерновых продуктов за рубеж представляются ему явно завышенными». На возражения о том, что приведенные данные широко известны и повторяются в других работах советских историков (Лященко, Трапезников), «последовало молчаливое несогласие». Книгу направили на дополнительное обсуждение в московский Институт истории СССР АН СССР. А. А. Фролов направил главному редактору издательства «Наука» в Москве письмо, в котором утверждал, что монография «льет воду на мельницу наших идеологических противников». В Москве книга подверглась обсуждению сначала в Институте истории, затем в Институте экономики АН СССР и, наконец, в Отделе науки ЦК КПСС, где она пролежала более года. В конечном итоге рукопись разрешили публиковать. Ранее по поручению акад. А. Л. Нарочницкого А. М. Анфимовым был подготовлен официальный ответ Института на имя главного редактора издательства «Наука» с аргументами в пользу издания книги. Помимо нескольких малозначительных недочетов фактологического характера, А М. Анфимов указал на следующие недостатки книги:
Что касается того, что в рукописи имеет место повторение нескольких общеизвестных фактов и концепций, то для связи изучения конкретного явления с общеисторическим процессом приведение таких фактов не только целесообразно, но и необходимо.
Это, в частности, относится и к сообщаемым автором данным о том, что в канун первой мировой войны вывоз русского зерна (пшеницы) составлял 21,9 % мирового экспорта этого продукта и 54,5% импортированного Западной Европой. «Это тоже исторический факт общеизвестный!» - говорится в письме Отделения издательства, а это означает, что он хорошо известен нашим идейным противникам и повторение его в монографии не может дать ничего нового для борьбы против нас.
При это Отделение издательства не учитывает, что в условиях проводимой партией с 1965 г. аграрной политики, намеченной программы подъема земледелия в Нечерноземной зоне, громадных капиталовложений в сельское хозяйство, внедрения прогрессивных агротехнических приемов, межхозяйственной интеграции, химизации и массовой мелиорации земель - наши закупки зерна за границей не могут в исторической перспективе не носить преходящего характера.
Собственно, вот и отыскалась причина гонений на книгу. Как же исправить этот недостаток? Верно:
Отделение издательства правильно указывает, что автор мало уделил место тому, что русский хлебный экспорт основывался на голодании русских крестьян. Этот пробел должен быть восполнен прежде всего приведением основополагающих высказываний классиков марксизма.
[…]
Необходимо привести в работе относящиеся к теме ленинские положения, частности, следующие:
«Половина крестьянских дворов - ”обязанные”, закабаленные безысходной нуждой. Голод, голод даже в самый урожайный год заставляет их зимой втрое дешевле кабалить свой труд помещику. На деле это равняется целиком продолжению барщины, крепостного права, потому что уцелела самая суть этого крепостничества: уцелел нищий. Голодный, разоренный мужик, который и в лучший год вынужден своими убогими орудиями и своим изможденным скотом обрабатывать помещичьи земли на условиях “Зимней наемки”» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, с. 173).
И далее, что особенно важно:
«В крестьянской стране первыми выиграли, больше всего выиграли, сразу выиграли от диктатуры пролетариата крестьяне вообще. Крестьянин голодал в России при помещиках и капиталистах. Крестьянин никогда еще, в течение долгих веков нашей истории, не имел возможности работать на себя: он голодал, отдавая сотни миллионов пудов хлеба капиталистам, в города и за границу. Впервые пи диктатуре пролетариата крестьянин работал на себя и питался лучше горожанина. Впервые крестьянин увидал свободу на деле: свободу есть свой хлеб, свободу от голода» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 276).
Приведением этих положений снимается опасение издательства, что тезис о голодном экспорте «потонет в почти 600 страницах текста».
Это все происходило в брежневские времена, когда ситуация с продовольствием была намного лучше, чем в сталинскую эпоху. Поэтому когда отдельные блоггеры выкладывают в исторические сообщества статьи из научных журналов 1930-1950 гг. без малейшего намека на критический анализ оных, это выглядит несколько обескураживающе.