Кое-какие любопытные выписки.
Кинематограф в деревне
ЯРОСЛАВЛЬ (От нашего корреспондента). Среди мероприятий земства по внешкольному образованию на видном месте стоит организация в деревне кинематографических сеансов. Это новое культурно-просветительское начинание земства сразу и решительно приобрело симпатии крестьян и вызвало к себе большой интерес.
В июне месяце происходили сеансы кинематографа ярославского губернского земства в ряде селений Пошехонского и Ярославского уездов. Насколько велика посещаемость сеансов, видно из следующих цифр: в с. Ермакове два сеанса посетили 738 человек; в с. Щетинском два сеанса - 521 человек; в селе Васильевском один сеанс посетили 300 крестьян, в с. Георгий-Яловец два сеанса посетили 847 крестьян. На сеансы собрались не только жители тех сел, где происходили они, но и многих окрестных деревень; некоторые даже приезжали на лошадях за 10 и более верст. Кинематографические сеансы происходили в народных домах, школах, волостных правлениях, а иногда даже просто в сараях. Демонстрированные картины сопровождались объяснениями.
Кинематографические сеансы настолько заинтересовали деревню, что в некоторых кооперативах зародилась мысль о приобретении своих кинематографов.
Русские Ведомости. 1915. 12 июля. С. 7.
Причина появления кино в деревне довольно курьезна. Введение сухого закона вызвало разгром винных лавок и волнения призывников. Однако у деревни появилось много свободного времени. Занять его (наряду с остальными культурными мероприятиями) и был призван кинематограф. Крестьянам показывали военную кинохронику, игровые военно-агитационные картины (в жанре фильма-лубка), киноиллюстрации к произведениям классической литературы, исторические и историко-биографические фильмы, картины бытового и приключенческого жанра (см. Поршнева О. С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы первой мировой войны. М., 2004. С. 95-96).
О том, как в Москве преодолевали тяготы и лишения военного времени, можно узнать из следующей заметки:
Запрещение продажи одеколона
Вчера и третьего дня по распоряжению градоначальника ген.-м. Е. К. Климовича чинами полиции был опечатан в лавках одеколон, годный для питья. Одеколон этот был выпущен в продажу московскими фабрикантами и в изобилии закупался крупными и мелкими аптекарскими магазинами, а также писчебумажными и табачными лавочками, в которых разрешена продажа цветочного одеколона, и владельцы которых, воспользовавшись этим, ввели у себя в продажу одеколон не цветочный, а годный для питья (без запаха, без эфирных масел и бесцветный, не дававший белой мути при смешивании с водой).
Вчера такой одеколон был изъят из продажи, причем все имевшееся в наличности количество одеколона было опечатано и оставлено под расписку владельцев магазинов у них на хранении.
Русские Ведомости. 1915. 14 июля. С. 4.
Нашим врагам тоже приходилось несладко. Летом 1915 г. в Германии разразился пивной кризис.
Из германской действительности
[…]
Пивной кризис
«Кельнер, кружку пива!» - «Простите, пива нет». - «Как нет? Что такое? Так еще рано, а пиво уже вышло?»
Такую картину из берлинской жизни рисует «Berliner Tageblatt» в начале июля. «Владелец пивной с радостью отпустил бы сколько угодно пива, если бы только у него было пиво, - продолжает газета, - Давно уже надвигался на Берлин роковой час, и теперь он настал. Нехватка пива становится для нас фактом. А лето, как нарочно, такое знойное, такое засушливое. Вечно синее небо, жгучие лучи солнца, - и жажда непомерная».
Еще с первого марта производство пива сокращено в Германии на 40% ради экономии в ячмене. […] Для армии пиво требуется действительно в громадном количестве: в Баварии реквизируется 20% производства; в других частях Германии пиво для армии пока закупается, но ходят слухи, что и здесь скоро придется прибегать к реквизиции […]
Русские Ведомости. 1915. 15 июля. С. 5.
Интересно, была введена в Германии пивная продразверстка или наступление «брюквенной зимы» сделало пивной вопрос неактуальным?