Youth bulge

Jun 19, 2011 00:59


Из отчета епископа Екатеринославского Агапита (Вишневского), 1911-1912 гг.

В религиозно-нравственном отношении прихожан епархии можно разделить на три группы. К первой категории, к сожалению, очень малочисленной, принадлежат люди русско-православного мировоззрения и старинного домостроевского уклада жизни. Занимаясь хозяйством, трудясь из-за материальных интересов не менее других, они, однако, подобно Аврааму, ясно сознают и постоянно помнят, что на земле сей они только «странники и пришельцы». А потому не прилепляются к земному шару всей душой. Думают о Боге и о спасении своей души, о райских блаженствах святых и об адских мучениях грешников, хотя и представляют себе все это довольно грубо и материально. Люди эти честны, трезвы и целомудренны. Имеют в сердце своем страх Божий и каждый шаг свой делают осмотрительно, стараясь проверить его с своим упованием … Сектантов и разных современных вольнодумцев отрицают вcей душой, считая их хуже язычников, и за великий грех почитают входить с ними в общение. … Но с другой стороны, если из этой категории уклонится кто-либо в сектантство, то уже делается сектантом-фанатиком, упорным врагом Православия.

Вторая категория прихожан - категория, по численности своей самая большая. Это люди земли, «сыны человеческие», с головой ушедшие в суету сует. Земля как главный источник их существования, и «душа», в известном смысле известной земельной единицы, служат главным предметом их дум и разговоров, основным мотивом их поступков и деятельности. Верят эти люди в Бога, вечную загробную жизнь, верят в Церковь во все церковные обряды. Но вера эта у них очень неясная, какая-то туманная, расплывчатая, перепутана с преданиями глубокой старины и с суевериями, а потому не проникает глубоко в их жизнь и не имеет на нее нравственного влияния. В жизни, в своих отношениях к миру и к близким люди эти не руководствуются религиею, а всегда поступают по житейским расчетам и соображениям. С утра до вечера, и в будни, и в праздники они всегда в труде, в хлопотах, в суете и в работе. Им «всегда некогда», все не время, все недосуг. Храм Божий они посещают, но исправно только по большим праздникам, в воскресные же дни - изредка. … К духовенству относятся почтительно, но официально … Пьянства, воровства и других грубых, наглядных пороков среди категории этой не замечается. Но ложь, всякие обманные ухищрения и вообще недобросовестность сред них - обычные явления. В сектантство из этой категории уклонений почти не бывает. …

Наконец, третья категория. Это, в большинстве своем, молодое поколение, невоспитанное, необузданное, беспринципное, которого коснулся современный тлетворный дух отрицания и сомнения, дух гордыни и неповиновения. Под влиянием новых идей, усердно распространяемых и левою прессою, и брошюрами, и ораторами революционного направления, а в особенности под влиянием порнографической лубочной литературы, современная молодежь исповедует только «культ плоти» и делается совершенно индифферентной к религии вообще. Более того, делается кощунственно-неверующей, дерзкой и нахальной. Не хочет верить ничему святому, духовному, вечному, считая все этой «выдумкою попов» и правительства ради корыстных целей и порабощения простого темного народа. Над духовенством смеются и издеваются, при встрече с ним демонстративно не желают поклониться и вообще стараются держать себя вызывающее. Не признают и родителей своих и вообще авторитета старших. Пьянствуют, развратничают, хулиганствуют. В храм являются очень редко, разве только в самые большие и торжественные праздники: в Пасху, храмовый день, Рождество Христово, Новый год, Крещение … Хозяйственным, земледельческим трудом заниматься они не любят. Стараются находить для себя более легкий труд и веселую кампанию товарищей. Мечтают о новой революции, от которой ждут для себя «земного рая», то есть всяческих благ и удовольствий для тела, а главное - ничегонеделания.

В обществе они совершенно оттеснили старших и являются первыми крикунами и застрельщиками. … Далеко отстоя от храма и от Церкви по своему религиозно-нравственному настроению, они, однако, очень любят толковать о церковных делах, а особенно о церковных доходах, которые, по своему невежеству, преувеличивают в десятки раз, и распоряжение которыми мечтают забрать в свои руки. В случае какой-либо оплошности духовенства они же являются первыми подстрекателями и жалобщиками на него начальству.

Вот три элемента современной деревни и современного прихода.

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода по ведомству православного исповедания за 1911-1912 гг. СПб., 1913. С. 153-157. Цит. по: Фирсов С. Л. Николай II: Пленник самодержавия. В 2 т. Т.1. СПб., 2009. С. 422-424.

Источники, Российская империя, Екатеринославская губерния

Previous post Next post
Up