Так вышло, что Новый год я встретил в моей любимой благословенной Италии.
Поездка заранее не планировалась, случилась достаточно неожиданно, поэтому заранее никакие планы не строились, а все решалось прямо на месте в зависимости от погоды и настроения.
Итак, по порядку. Вылетели из Питера во Франкфурт самолетом Люфтганзы. Там была пересадка до Милана и тоже самолет Люфтганзы. Интервал был всего час. Учитывая огромные размеры аэропорта, где от терминала до терминала поистине циклопические расстояния, ждать и скучать по сути и не пришлось.
В Милан прилетели поздно ночью, так что прогулка началась 30-го декабря утром. Что я могу сказать о впечатлениях, которые на меня произвел Милан? Если бы меня с закрытыми глазами за секунду какой-то волшебник перенес в Милан и там сказал бы их открыть на какой-нибудь центральной улице и спросил бы, где я нахожусь, я бы ничтоже сумняшеся сказал бы, что в Питере, где-то на Петроградской стороне. Настолько схожа архитектура. Старые здания перемежаются с новыми, кое-где торчат небоскребы. К слову, известный небоскреб Пирелли отнюдь не потряс - небоскреб как небоскреб, ничего особенного.
Поселились в отеле Crowne Plaza. Отличный четырехзвездочный отель с очень приветливым персоналом. Расположен недалеко от центрального вокзала в самом центре города. Совсем недалеко - улица Глюк, на которой прошло детство Челентано. Прямо под отелем находится станция метро, что тоже очень удобно, особенно в дождь.
Осмотр города начали, конечно же, с Собора. Не буду утомлять историческими справками. Кому интересно, наверняка сам найдет информацию в интернете. Ограничусь лишь своими впечатлениями. Собор поистине великолепен! А еще с погодой повезло! Было всего +4 и яркое солнце, так что ничто не портило впечатления. Собор - четвертый по величине в Европе и пятый в мире! Высота шпиля 106 метров. Позолоченная Мадонна на нем - 4 метра. Существует декрет, согласно которому ни одно здание в городе не должно быть выше Собора. Исключение сделано было лишь для безликого небоскреба Пирелли, на крыше которого, кстати, стоит точная масштабная копия статуи.
Внутри собор красив. Убранство достаточно скромное, суровое, но по-своему интересное. Освещение несколько тусклое, но в этом есть своеобразная нотка романтики. Свет падает через великолепные витражи.
Как обычно для католических соборов, здесь тоже есть крипта, причем очень красивая. Но тоже темная, так что не обессудьте за качество снимков.
Однако наибольшая красота находится снаружи. Отделка собора просто поражает! Необыкновенно тонкое каменное кружево, горгульи, скульптуры, многие из которых расположены на изящных готических шпилях и будто парят в небе, непонятно каким образом или божественным провидением удерживаясь там и не падая под сильным ветром с Альп. Лентяи поднимаются на крышу собора на лифте, а романтики - по крутым извитым и очень узким лестницам.
Слева от собора (если стоять лицом к порталу) расположена знаменитая галерея Витторио-Эмануэле. Эдакий крестообразный пассаж со стеклянными перекрытиями и стеклянным же куполом в средокрестии. И весь первый этаж занят магазинами Гуччи, Дольче и Габана, Прада, Луи Виттон, Валентино, Картье и им подобными.
Непосредственно под куполом в полу - мозаичный герб Милана. Справа - флорентийская лилия (не спрашивайте, откуда она там взялась, я не знаю!), а слева - бычок, один из символов города. Многим известны разные байки, связанные с городскими памятниками, фигурами и изображениями. Например, флорентийской свинке трут рыло, в Вероне бронзовой Джульетте полируют грудь и так далее. Ну а миланскому бычку следует наступить левой пяткой на причинное место и три раза покрутиться вправо, загадывая при этом желание. Бедный бычок! Ежедневно его мошонку топчет такое количество ног, что в полу уже протерто углубление, а бедный бычок вследствие потери первичных половых признаков превратился в коровку!
От собора прямая улица ведет к Замку Сфорца. Опять же не буду утомлять историческими справками, просто покажу несколько фото. Зубцы удивительно напоминают такие же московского кремля, который, как известно, проектировали итальянские мастера.
На площади перед замком стоит памятник Гарибальди.
А при взгляде на эту галерею невольно вспоминаются кадры с бегающими стрельцами из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"!
Ниши использовались для крепления лесов при строительстве, а сейчас в них живут вездесущие голуби.
С обратной стороны замка расположен парк Семпионе. Пруды, мостики, птички разноцветные, трава и деревья зеленые, и это зимой. Представляю, как там красиво летом! А вдалеке видна наполеоновская арка.
Гуляем дальше по городу. Любуемся старинными трамвайчиками. Наряду с современными эти старенькие разъезжают вовсю, будучи в отличном состоянии и радуя глаз. Интересно, что когда они останавливаются и открываются двери, опускаются чугунные подножки для удобства пассажиров! Вот на снимках видна подножка и в поднятом состоянии, и в опущенном.
От замка не так далеко до театра Ла Скала. На площади перед ним стоит памятник Леонардо да Винчи.
На спектакль я, конечно же, не попал. Билеты там надо бронировать заранее. Был всего один билет, но стоил он 250 евро. Я с детства люблю оперу, но столько платить не готов!
Театр снаружи не поражает роскошью. Никаких архитектурных изысков или украшений. В сравнении а питерским Мариинским театром он смотрится как... Как хрущевка на фоне сталинского ампира!
Здание театра было построено на месте церкви Санта-Мария делла Скала, откуда произошло название самого театра. Церковь же получила название не от "лестницы" (scala), а от покровительницы - представительницы рода правителей Вероны по фамилии Скала (династия Скалигеров) - Беатриче делла Скала.
Однако осмотреть театр уж очень хотелось! Парадную лестницу, увы, не увидел - закрыто было. По боковой поднялся в музей театра. Очень красивые фойе дают представление о внутреннем убранстве. Выставлено множество музыкальных инструментов, портреты и бюсты композиторов, певцов и танцоров, в разное время выступавших там. Фото показать не могу, потому что снимать там категорически запрещено. И смотрители в каждом зале за этим строго следят!
Воспользовавшись случаем, я юркнул в открытую дверь одной из лож и сделал снимок зрительного зала.
Он был едва освещен, на сцене монтировали декорации. Однако это все же лучше, чем если я бы не увидел его вообще! :-) Снимки делались, что называется, из-под полы в полумраке и айфоном, так что качество аховое!
Снова идем в сторону Собора. Недалеко от него стоит церковь Св.Бернарда на костях. Дело в том, что неподалеку в свое время был госпиталь с большим кладбищем при нем. И когда город стал расстраиваться, кладбище было ликвидировано, а кости извлечены из могил и помещены в оссуарий, который и образует декор одной из капелл.
Если бы я был католиком и жил в Милане, то вполне вероятно, что ходил бы именно в эту капеллу. Ну а как иначе, если она... Если она, так сказать, ортопедическая! Некоторые туристы там охают, ахают, а вот для меня кости - это что-то вполне привычное. :-)
Назавтра, 31 декабря, решили съездить в Венецию. Благо, погода способствовала. Ехать от Милана до Венеции достаточно далеко, поезд Евростар идет три часа. Билет стоит 37 евро. Если ехать поездом интерсити, билет дешевле, но тащится он целый день, поскольку останавливается чуть ли не у каждого столба!
О Венеции рассказано так много, что добавить мне по сути нечего, поэтому просто покажу несколько фото.
От вокзала до пл.Сан-Марко поплыли на вапоретто.
В ярком солнечном свете здание Дворца дожей смотрится как драгоценная шкатулка!
Квадрига на лоджии собора. Конечно же, копия. Настоящие кони за столько лет так устали, что заслужили отдых и им организовано стойло под крышей собора, в комфорте!
Убранство собора поистине великолепно.
Вот они, старые заслуженные кони!
Пьяцца Сан Марко, как мне кажется, никогда не пустует!
А мавры на башне без устали который век подряд продолжают отбивать часы...
Пьяццетта. Символы Венеции - крылатый лев и святой Марк, попирающий крокодила.
Толпы туристов шляются туда-сюда между колонн, не зная, что среди истинных коренных венецианцев это считается плохой приметой - на этом месте в былые века казнили преступников!
Вот так выглядели гондолы в то время, когда владельцы старались перещеголять друг друга в роскоши отделки. И продолжалось это до тех пор, пока Совет дожей не принял решение о том, что все без исключения гондолы в городе должны делаться по одному образцу.Отклонения в конструкции гондолы допускаются только для специальных или церемониальных лодок. Такими гондолами являются, например, гондола ди регата, предназначенная для участия в соревнованиях или трагетто - паром, вмещающий до 15 человек, и передвигающийся поперек каналов. (Обычно гондола вмещает 6 человек)
Двор Дворца дожей
Лестница гигантов
В стенах порой попадаются такие вот ящики для анонимок. Я изображаю мерзкого кляузника-анонимщика! :-)
В залах Дворца снимать запрещено. А это стеклянное окошко, через которое можно было заглянуть в один из залов.
Многие удивляются некоторому однообразию организации и убранства залов. В каждом зале на стенах картины на темы "такой-то такойтович приехал туда-то", "битва при...", ну и на религиозные темы тоже. Поверху идут портреты дожей. Вдоль стен - скамьи, разделенные подлокотниками на отдельные места. Залы побольше, залы поменьше. Но это же не дворец какого-то правителя. В сути это офисное здание для совещаний, приемов и прочего, где осуществлялось управление Венецианской республикой, правосудие, проводились международные переговоры. Здание великолепно украшено, однако предельно функционально, это надо понимать при его оценке.
Из Дворца дожей по внутренней галерее Моста вздохов можно пройти в помещение тюрьмы. Вот на этом мосту заключенный и вздыхал, последний раз через окошко глядя на волю. В помещениях тюрьмы довольно мрачно и сыровато.
Не в этой ли камере сидел Казанова? Примерился. Даже если бы была охапка соломы, было бы весьма неуютно.
Хотя в принципе есть камеры и с нарами - на несколько человек и одиночные.
Вот и Мост вздохов. Снаружи красив, а внутри - два узких мрачноватых коридора.
Пешком кривыми улочками прогулялись до моста Риальто. Там сели на вапоретто и - на вокзал!
Прощай, Венеция! Даст бог, снова свидимся. После посещения Венеции в 2004 году я и не думал, что когда-либо попаду туда снова, а вот надо же, случилось! Так что всё может статься...
Приехали назад в отель и стали думать, как будем встречать Новый год. Оказалось, что в отеле никаких мероприятий не предусмотрено. Хочу сказать, что по нашим наблюдениям итальянцы вообще отмечают Новый год не столь активно, как это происходит у нас. На улицах минимум украшений и праздничной подсветки - так, кое-где чуть-чуть. Да у нас Дорога жизни лучше украшена, чем в Милане и других итальянских городах (о них чуть позже) центральные улицы!
В отеле местные ребята сказали, что празднование у них обычно происходит на площади у замка Сфорца. Будто бы там и салют даже будет. Что делать, поближе к полуночи двинулись туда.
Еще в метро начали попадаться разрозненные группы итальянских гопников, которые по мере приближения к замку сливались во все более плотные сплоченные массы.
И я, к удивлению своему, заметил (понял!), что гопник - это явление интернациональное!!! Если бы не слышать, что они говорили по-итальянски, то от наших их было бы не отличить! Та же "форма одежды", те же прически, те же тупые физиономии, те же громкие вопли и такое же громкое ржание! Те же бутылки пива и энергетиков в руках. Справедливости ради отмечу, что некоторые хлебали прямо из бутылок вино, а особо эстетствующие даже местное подобие "Советского шампанского" под названием Спуманте.
Салют по питерским меркам был даже не скромный, а просто никакой! Да у нас во дворах в Купчино или на Гражданке бабахает посильнее, взлетает повыше и переливается разнообразнее!
Так что потолкавшись там с полчаса побрели обратно в отель. Честно признаюсь, что без особой грусти или расстройства. Ведь какие-никакие, а впечатления все же! :-)
Помните песню? "А поутру они проснулись..." Проснулись. И куда стопы направить? Всё закрыто! ВООБЩЕ ВСЁ!!! Вышли на улицу, не работают ни кафе, ни магазины, ни музеи - ничего! Только после обеда кое-где кое-что начало шевелиться. Просто болтались по улицам, благо погода была хорошая.
Спросите, почему не пошли смотреть фреску "Тайная вечеря"? А потому что билеты туда надо загодя заказывать! Иногда они бывают в отелях на стойке регистрации, но у наших ragazzi их не было.
Еще с вечера первого числа стали думать, куда же направиться второго числа. В Милане делать особенно уже и нечего, это вам не Рим или Флоренция! Были намерения съездить в Падую, но она достаточно далеко, ехать долго, билет стоит дорого. При этом в капеллу Скровеньи билеты тоже надо было бронировать, попасть туда вот так просто шансы были невелики. И потом, как нам сказали, в саму капеллу пускают всего на 10-15 минут! В итоге решили поехать в Верону.
Верона оказалась интересным городком с хорошо сохранившимся средневековым центром.
Встретила она нас дождем.
Городские ворота.
Портони делла Бра
Пьяцца Бра с знаменитой Ареной. Амфитеатр в Вероне третий по размеру из сохранившихся римских построек после Колизея и Санта-Мария-Капуа-Ветере. Однако он старше Колизея.
Амфитеатр был построен около 30 года для проведения гладиаторских боёв, морских сражений и цирковых представлений. После землетрясения 1117 года, которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. В Средние века на его сцене жгли еретиков, устраивали турниры, фестивали, а в XVIII-XIX века бои с быками.
Несмотря на свой почтенный возраст, Арена достаточно хорошо сохранилась и даже сейчас впечатляет своими размерами. А вмещает она более 30 тысяч зрителей!
На время празднования Рождества монтируется вот такая звезда.
Галерея.
В центре хорошо видна кавея, в которой проводились навмахии - бои на воде.
А дождь так и льет! Хорошо, что куртка непромокаемая!
Богородичный табернакль на площади.
А это уже Пьяцца делле Эрбе, расположенная на месте античного форума. В центре ее - эдикула. Использовалась для торжественного вступления в должность подесты, с нее же зачитывали указы, здесь же проводились публичные наказания. К столбам были прикреплены ошейник с шипами, орудия наказаний. Сейчас висит только ошейник.
В арке какой-то средневековый аптекарь подвесил китовое ребро, считая, что оно будет привлекать клиентов, так и болтается оно по сей день! А дальше видна мужская фигура. В руках у него глобус. По местному преданию он должен упасть на голову тому, кто за всю жизнь ни разу не соврал! Но вот уже которую сотню лет не падает, что ярко олицетворяет лживую человеческую сущность! ;-)
Фонтан Веронской Мадонны.
Данте. После изгнания из Флоренции он нашел приют именно в Вероне.
Дом Джульетты. При входе во двор и в самом дворе - толпа жаждущих отполировать грудь Джульетты для исполнения сокровенных желаний. За 6 евро можно подняться на балкон и сделать фото. И какой черт тянет туда толпы народа? Ведь всем известно, что на самом деле никакой Джульетты не было, что она всего лишь литературный персонаж, что в этом доме на самом деле был постоялый двор, а вот надо же! :-)
Символическую могилу Джульетты и символический же дом Ромео мы смотреть не пошли.
Исполненные романтики старые улочки.
Замковые ворота. Подъемный мост в исправном состоянии.
Мост Скалигеров.
Слякотно и холодный ветер...
При взгляде на зубцы возникают ассоциации с московским кремлем. Ничего удивительного, если учесть, что спроектирован он итальянскими мастерами.
А вечером звезда подсвечивается...
И еще несколько кадров
Какой интересный овощ! Что-то вроде цветной капусты. Спросил название, но тут же забыл! :-)
В пятницу решили поехать в Кремону, которой больше всего славы принесли скрипичные мастера Амати, Гварнери, Страдивари.
В наше время в Кремоне работают более ста скрипичных мастеров и их продукция высоко ценится у профессионалов. В 1937 г., в год двухсотлетия со дня смерти Страдивари, в городе была основана школа изготовления скрипок, ныне всемирно известная. В ней обучаются 500 учеников со всего мира.
Проходя мимо нынешних скрипичных мастерских, можно через ветринные окна наблюдать, как работают мастера. Все вручную, как во времена Страдивари!
Памятник скрипичному мастеру.
Часы на колокольне собора. Показывают время, знаки зодиака, лунный календарь и черт знает что еще! Сама по себе башня Торранцо очень красивая и считается самой высокой средневековой башней в мире!
Вот она во всей красе!
А вот и сам романский собор. Тоже очень красивый! Внутри снимки вышли размазанными, поэтому не могу показать, какой красивый там декор. Справа - баптистерий. Обратите внимание на две галереи с двойными окошками и на вроде бы непримечательную крышу. А под ней кроется удивительно красивый купол!!!
Вот так это выглядит изнутри.
Резервуар для сбора воды. Интерьер очень скромный, без излишеств. Чтоб ничто не отвлекало внимание от главного героя торжества!
А вот и яйцеобразный купол!
Снаружи на задней стене баптистерия нанесены использовавшиеся в то время единицы измерений. Так сказать, стандарты.
На той же площади напротив собора - Лоджия деи Милити XIII века, в которой заседала знать. Теперь здесь военный мемориал.
И наконец, музей Страдивари! У входа памятник мастеру и странная (вся какая-то кривая!) блестящая скрипка.
В музее представлены около двухсот инструментов разных представителей семей Гварнери, Амати и Страдивари. Почти все - из частных коллекций. Есть одна скрипка из музея Глинки в России. Съемки категорически запрещены. Очень интересно сделано интерактивное сопровождение. Проходишь, вдруг включается экран и видишь, как делается та или иная деталь скрипки, на другом экране показано, как их склеивают, окрашивают, вставляют "душу" (это такая палочка-распорка между верхней и нижней деками) и так далее. А в одном зале сделано что-то вроде скрипичного корпуса, в который можно войти и там в записи слушать скрипичную музыку в исполнении знаменитых скрипачей. музей оставляет очень сильное впечатление!
Старая железнодорожная станция в Кремоне. Здесь время замерло!
Сохранились даже вмурованные в стену таблички, на которых мелом писали прибытие и отправление поездов, а еще одна указывала те, что задерживаются.
И напоследок еще одно фото из Милана. Как вы думаете, что может продаваться в магазине с таким названием? :-)
Ладно, подскажу, так и быть! В этом магазине продается то, что любят все без исключения женщины, о чем они все мечтают, что любят обсуждать в женском кругу! Ну что, догадались? Вот только не надо мужчинам ехидно улыбаться, а девушкам - бросать в меня тапками! Речь идет о ювелирных изделиях!!! Pennisi - это известная миланская ювелирная фирма. И по правилам итальянского языка S читается как З, а ударение ставится на предпоследний слог, на И. ПеннИзи!!!
Вот и всё! В субботу был такой ливень, что с трудом заставили себя выползти из отеля, чтоб сходить за сувенирами, чудесными итальянскими деликатесами и вином. А ночью - в аэропорт.
Хочется надеяться, что это не последнее моё свидание с Италией!