Mar 16, 2011 13:59
В связи с тем, что немалое число православных христиан положительно относится к сталинскому режиму из "великодержавных" соображений, и даже предпринимает попытки оправдывать действия работников советских репрессивных органов тем, что якобы они "невинно заблуждались", "верили в идеалы коммунизма" и тд. представляется интересным духовный взгляд на проблему попыток оправдания гонителей и палачей, изложенный в "Собеседованиях египетских отцов" преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Так как некоторые могут думать, что раз новомученики и исповедники российские не желали зла своим палачам и нередко даже молились за них, то деяния палачей уже не так страшны, и даже окружены неким ореолом чего-то положительного ( мол, раз период сталинского режима дал столько святых, то и деяния режима невольно способствовали этому).
Предлагаем отрывок из собеседования аввы Феодора:
"Если умерщвленный праведник не только не потерпел никакого зла, но еще получает награду за свое страдание, то как можно обвинять того, кто чрез такое умерщвление не вред причинил ему, а доставил пользу?
Ответ на предложенный вопрос
Мы рассуждаем о свойстве добра и зла или того, что мы назвали средним, а не о душевном расположении людей, которые совершают их. Человек нечестивый и беззаконный не может остаться ненаказанным потому, что злобою своею не мог повредить праведнику. Ибо терпение и добродетель праведника привлекает награду не тому, кто был причиною его мучений и смерти, но тому, кто великодушно перенес оные. Первый справедливо накажется за зверскую жестокость, по которой он хотел сделать зло, хотя последний и не потерпел от сего никакого зла; потому что, терпеливо перенося искушения и скорби, чрез эту добродетель души своей, он все причиненное ему с злым намерением обратил к улучшению своего состояния и к приобретению блаженства Будущей Жизни."