Этот «сионизм с человеческим лицом» - некашерную конную статую Александра Зайда в Бейт-Шеарим - наверняка все хорошо знают. Наверно, как и расположенный поблизости мавзолей шейха Абрека. С идентификацией шейха - неясности, но, в любом случае, «абрек» с Зайдом хорошо сочетается. Я о другом.
Пару месяцев назад нас с женой пригласили на юбилей к жениной сотруднице в Тивон, в ресторан «Шалев ба-яар». Вот его название я и перевел вольно и даже нахально как «Тихо в лесу». Кормили, насколько помню, вкусно, но меня больше заинтересовал интерьер ресторана. Сначала я подумал, что его просто оформили «под старину», но потом выяснилось, что здесь раньше располагался «Бейт ха-шомер» - «Дом стражи», штаб-квартира знаменитого движения «Ха-Шомер».
Рядом, практически примыкает к ресторану, - кладбище, на котором похоронены многие «стражники», в том числе и сам знаменитый Александр Зайд.
Я позвонил Кфиру Глико, владельцу ресторана и напросился на визит. Честно признался, что меня интересует не кухня, а Зайд и здание ресторана. Кфир согласился, и мы снова приехали в «Шалев ба-яар».
Еще до ресторана, на углу улицы Изреэль установлен памятный знак - место, где убили Зайда.
Чуть в стороне еще одна метка - место, где прятались убийцы, поджидавшие Зайда в засаде.
В 1998 году полуразрушенное здание «Бейт ха-шомер» приобрели и привели в порядок супруги Глико - Рони и Кфир. И превратили его в ресторан французской кухни.
На стенах - старинные фотографии.
В том числе - и самого дома, когда он еще был «Домом стражи».
И книжные полки со старыми книгами.
Вот эта мне понравилась - «Братья Карамазовы». Есть в этом что-то. Рядом, кстати, «Дон-Кихот». Тоже уместно.
Вход на кладбище - метров за 100 до ресторана.
На стелах в нишах - имена членов «гильдии стражников» («агудат ха-шомрим»), которые похоронены в других местах.
Тут недалеко от центральной аллеи и похоронены Александр Зайд и его жена Ципора.
Здесь же и их сыновья - Гиора и Ифтах
Вот в этом чуть ли не мавзолее похоронен один из стражников, Боаз Персов, это первое захоронение на кладбище. Его брат, Нехемия Персофф, эмигрировал в США (Боаз - тоже, но через несколько лет вернулся) и стал там известным киноактером. В «Йентл», например, он играет отца Барбары Стрейзанд. Он вроде до сих пор жив, ему 96 лет. А вообще-то Персовы с Брянщины, из городка Почев.
И Элеэзер Смоли тут. Это он написал книгу «Аншей берейшит» об Александре Зайде. Она в переводе на русском выходила в серии «Библиотека-Алия». Эта книга, собственно, и прославила Зайда.
Смоли не был «стражником», но завещал похоронить его тут, на хашомеровском кладбище.
Это не обычное кладбище. Оно даже официально называется не «бейт-кварот» (собственно, «кладбище»), а кварот ха-шомрим» - «Могилы стражей».
В Википедии пишут, что здесь до сих хоронят, но только членов гильдии «Ха-Шомер».
Это, похоже, уже не так. При входе слева есть участок, по-видимому, предназначенный для захоронения неевреев. Если так, то - символично: ведь Александр Зайд, как известно, тоже не был «чистым» евреем, его мать из субботников.