Катовице

Aug 13, 2015 19:21



Я вот вспомнил слова уважаемого m_just_m о том, что лоукосты - это не всегда дешево. Он, помнится, и вообще говорил, что регулярные авиарейсы в конечном счете обходятся дешевле. Ну, это, пожалуй, преувеличение, но резон в его словах, безусловно, есть.


Самолет прибывает в какую-то э…. ну, в смысле - не туда, куда тебе на самом деле нужно, прибывает поздним вечером, а то и ночью. А это значит, что, во-первых, на следующий день ты вступаешь в бой не выспавшийся, и это тоже можно перевести на деньги - на неэффективно потраченное дорогое время туриста. Во-вторых, ночное прибытие осложняет получение машины или затрудняет и удорожает прибытие в гостиницу. И прибываешь ты туда вообще ни свет, ни заря. А если снимаешь гостиницу тут же, в районе аэропорта, то как бы закрепляешься на рубеже, который тебе вообще-то на фиг не нужен.
Вот наш Катовице к примеру. Ни Вроцлаву свечка, ни Кракову кочерга. До краковской кочерги вообще-то недалеко, но в Кракове мы уже были, и он в наш маршрут не входил. Так что Катовице у нас был просто отправной точкой - переночевать, получить машину и - вперед.
Но мы решили хотя бы минимизировать убытки, и если уж нам достался Катовице лимон, то сделать из него лимонад. Это на самом деле и несложно, - город любопытный. А Никишовец, уникальный рабочий поселок, «город сад» - вообще интереснейшая штука. Вот он на самой верхней фотографии, потому что это в Катовицах действительно самое-самое.
Но это завтра. А сегодня - ночь. Пока доехали, пока наш таксист любезно подкатил к самым дверям отеля через площадь, где нет проезда, пока ругался с застукавшими его полицейскими, пока поправлял сбитый дорожный знак, как раз и запрещавший проезд…
Два часа ночи, однако. Центральная площадь Катовице. И дверь в отель, закрытая. На звонок и стуки никто не отвечает, вокруг ни души. Мы уже собрались здесь где-то и перекантоваться до утра, не впервой, но тут я увидел запоздавшего прохожего и бросился к нему, немедленно назначив его полномочным представителем города.
И он таки помог! Нашел где-то под самым дверным косяком интерком, мы его в темноте не заметили, и нас впустили. И было нам счастье, правда - с удобствами во дворе, в коридоре. Потому что отель оказался хостелем. Не знаю, как это получилось. Жена с жаром уверяет, на всякий случай отходя подальше, что в «букинге» он представлялся добропорядочным отелем. И что дело совсем даже не в удивительной его дешевизне, а в том, что он, «Рынек 7», - в самом центре города и недалеко от железнодорожного вокзала, где мы на следующий день должны были получить машину.



А и черт с ним. Хостель, так хостель. Нам бы ночь простоять, то есть, пролежать. Мы как-то даже моложе себя почувствовали. Ну, так во дворе удобства, делов-то. Плохо только что полотенец нет для душа. И завтрак очень уж скромный - хлопья, хлеб, варенье, кофе. А после завтрака надо посуду за собой помыть. Ладно, не баре.
В общем, жмотам, пожалуй что и порекомендовал бы. Тем более, что как попасть внутрь вы теперь знаете.
Назавтра выяснилось, что идти за машиной не надо, что через пару часов ее подгонят к самому хостелю. И мы пошил погулять по городу. Нормальный город, симпатичный с утра и любопытный.



А для израильтян тем более. Вот мы говорим сионизм, подразумеваем - «Герцль», говорим «Герцль» - подразумеваем «сионизм». Как-то так, помню. Но «нормальный», организованный сионизм начинался именно здесь, в Катовице, за 10 лет до дела Дрейфуса, так повлиявшего на впечатлительного Теодора. Он еще в венском и зальцбургском судах стряпчим подвизался, а здесь, в Катовице в 1884 году состоялся знаменитый Катовицкий съезд «Хиббат Цион», объединивший разрозненные кружки и организации в единое национальное движение с центральным руководством и четкой программой. А председателем ЦК был избран Леон Пинскер. Вот ведь тесен мир - я сейчас на улице Пинскера живу.
Впрочем, и антисионистская «Агудат Исраэль» тоже была основана здесь, в Катовице. А если бы мы приехали сюда лет на 80 раньше, то застали бы и крупнейшую в Германии синагогу. Немцы ее в 1939-м и сожгли. Ее сейчас, вроде, восстанавливать собираются, не знаю, зачем. Евреев в Катовице практически нет. А вот «гмина жидовская», «еврейское управление» есть. За кладбищем ухаживают, еще чем-то занимаются на пепелище.



Как-то естественно, даже аппетитно звучит на польском слово «жидовский». «А где тут у вас жидовское то-то и то-то?» - «А вон там у нас жидовское то-то и то-то». И никаких комплексов. Может быть, потому что мы из Израиля. Тут это быстро проходит.
Но и кроме «еврейских дел» в Катовице много интересностей. Я еще дома, готовя ингредиенты для катовицкого лимонада, много всякого нашел. Нет смысла перечислять - у нас, к сожалению, не было времени. Я больше всего хотел на лифте-патерностере покататься - в Силезском парламенте и сам парламент, конечно, осмотреть. Не судьба. Может быть, в другой раз. Просто погуляли по центру города.
Вот такое там, например, есть. Сецессион, однако. Игнац (Исаак) Грюнфельд строил. Он и вообще в Катовице много строил. Там целая династия. Один его сыновей, Макс Грюнфельд построил Большую синагогу. Еще один сын, Хуго, тоже был известным архитектором. Он в 1939-м бежал из Катовице, опасаясь репрессий нацистов против евреев. 20 сентября умер во Львове от пневмонии, обострившейся во время побега.
Такие дела.





А это Мариацкий костел:





Еще несколько фотографий поставлю, для общего впечатления.









Есть, конечно, и такое, - родимые пятна социализма.



Но завтра, конечно, все будет по-другому.



Ах, эти польские ножки. Исподтишка фотографировал, разумеется.



А наши все равно лучше :)



Ну а потом настало время получать машину. Подошли мы к хостелю, а там стоит черный «BMW спорт», кажется - «316», не уверен, я в них не разбираюсь совершенно. Хорошо, что чуть в стороне припарковались - как-то он с нашим хостелем не очень гармонировал. Мы вообще-то маленькую «Мицубиси кольт» заказали, но у прокатчиков такого калибра не оказалось, и нам пригнали это черное чудовище. Я его так осторожно по кругу обошел - ведь никогда на BMW не ездил. Но к хорошему быстро привыкаешь, а наш BMW очень был хорош. А экономичный! Стрелка горючего почти не сдвигалась с места. Только он мне все навыки вождения портил - чуть нажмешь на тормоз, и двигатель глохнет. Первый раз испугался, а так задумано: жмешь на газ - снова заводится. Непривычно.
И поехали мы в Никишовец. Завтра или послезавтра наверно доедем. Я его решил в отдельное производство выделить - он того стоит.

Силезия, Польша, Катовице

Previous post Next post
Up