Уж сколько раз мы проезжали мимо знаменитой «фермы Сток» («Хават сток»), но никак не могли попасть внутрь, потому что расположена она на территории опытной сельскохозяйственной станции «Неве-Яар», а та по субботам не работает, и ворота закрыты. Только в прошлую пятницу получилось - когда, в конце концов, я вызвонил директора «Неве-Яар» Залмана Хенкина, и договорился о визите.
Кстати, о Неве-Яар. Это реинкарнация опытной сельскохозяйственной станции созданной англичанами в Акко еще в 1925 году. По плану о разделе Палестины Акко должен был оказать на территории арабского государства, и в 1948 году станция переехала в обезлюдивший к тому времени темплерский поселок Вальдхайм. Станцию назвали «Неве-Яар», таким вот образом переведя на иврит немецкое слово «вальдхайм». Потом станция вновь переехала, а название осталось.
Ферма - вот, анфас и в профиль:
Тут история фермы Сток в википедиевской версии:
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%97%D7%95%D7%95%D7%AA_%D7%A9%D7%98%D7%95%D7%A7С беллетризованным ее вариантом на русском с добавлениями про бренди «Сток 84» можно познакомиться здесь:
http://users.livejournal.com/olushka_/187944.htmlВот отрывок из этого поста:
«В 1924 году преуспевающая семья итальянских евреев Сток приобрела участок в Изреэльской долине для того, чтобы развивать тут сельское хозяйство и способствовать превращения региона в ближневосточную Тоскану. Они планировали выращивать овощи для еврейских поселений, фрукты на ликеры и даже подумывали о создании винодельни. Руководство фермы было передано родственнику Йегуде Альману, который на тот момент уже обосновался в Палестине и имел некий аграрный опыт. Он начал с выращивания овощей, затем соорудил большой курятник, а спустя год на вырученные средства построил роскошное по тем временам здание, получившее название "Дом фермы Сток". Вокруг двухэтажного строения располагались деревянные домики, где жили работники фермы, а их, в свою очередь, окружали поля и обширные семейные владения.
Кстати, если фамилия эта показалась вам знакомой, то вы абсолютно правы. Это то самое семейство, которое основало винокуренное предприятие "Сток 84" в Триесте в 1884 году. Его продукция очень преуспела в Европе и США, а в 1938 году началось производство бренди и в подмандатной Палестине. Многие годы он считался национальным напитком Израиля, и до сих пор бутылки "Стока" продаются в супермаркетах по весьма народным ценам. Но я отвлеклась.
В 20-е и 30-е годы на "Ферме Сток" стажировались десятки юных сионистов, приехавших в Палестину строить тут еврейское государство и считавших, что именно сельским хозяйством надлежит заниматься евреям на своей земле.
После создания государства Израиль наследники итальянского семейства решили подарить процветающее хозяйство и его земли молодой стране. Понятно, что от такого дара никто не стал отказываться, и на месте фермы было решено создать научно-исследовательский центр "Неве Яар". В первые годы администрация аграрного учреждения размещалась в здании "Фермы Сток". Однако со временем были построены новые офисные здания, а историческое строение фермы пришло в упадок, и стоит, по сей день в полнейшем запустении, постепенно разрушаясь».
Бренд и бренди
В «Википедии» можно прочесть и историю про созданную Лионелло Стоком еще в 1884 году знаменитую компанию «Сток 84», вот здесь:
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%98%D7%95%D7%A7_84%27.
Там есть раздел «Бренди в Израиле». В нем рассказывается о том, что в Израиле «Сток 84» вначале производился на винзаводе, созданном Лионелло Стоком в Нахлат-Ганим, в Рамат-Гане, что затем завод переехал в Нетанию, и что в 1990 году его купили семейства Лернер и Боксер из Нес-Ционы и изменили название на хорошо известное «Иквей-Баркан». Вот на этом винзаводе по специальной лицензии и производится сегодня израильский «Сток 84».
А далее говорится о том, что дополнительная связь с Израилем - тот факт, что Лионелло Сток, основавший знаменитую итальянскую компанию, еще в 1924 году купил землю рядом с поселком Рамат-Ишай, и там была создана ферма «Хават-Сток».
Бренди и бредни
Этот раздел, «с привязкой к местности», выглядит чуть ли не как заказная реклама, апеллирующая к сентиментальным чувствам израильского потребителя. Мне наверно так показалось, потому что кое-что меня в этой истории смущало.
Ну, например, почему на мемориальной табличке, прикрепленной к дому, значится Эмилио, а не Лионелло?
И тут тоже
Я даже хотел подскочить к внуку Альтмана - он до сих пор живет в мошаве Нахалаль. И в итальянском консульстве в Хайфе поспрашивать - может там кто-то знает о Стоках. Тем более, что у меня и другие вопросы накопились.
Но когда я расспрашивал Залмана Хенкина о здании фермы, он сказал: «Да чего ты мучаешься, есть одна барышня из аккского колледжа, она пару лет назад написала исследование о «ферме Сток». Я его тебе пришлю».
И прислал. И это был богатый подарок. Исследование, дипломную работу в колледже Западной Галилеи, выполнила Мария Казакова.
Если она читает эти строки, а судя по ее имени и фамилии она в состоянии их прочесть (J), то - благодарность ей и низкий поклон. Отличная работа! И, обратите внимание, это ведь «просто» дипломная работа выпускницы колледжа. Мне же кажется, что она тянет на «диссертацию».
Да, так вот, выяснилось, что ферму купил не Лионелло, а его брат Эмилио, тоже известнейший в свое время производитель, но не бренди, а цемента…
Что же касается Иегуды Альтмана, племянника сестры Эмилио Стока, то в Палестину он прибыл из Триеста в 1921 году. Спустя 3 месяца после приезда получил письмо от Эмилио с предложением купить на его деньги землю под ферму и управлять ею, но отказался, сославшись на отсутствие опыта. А в 1924 согласился. Купил на деньги Стока землю и на следующий год начал обустраивать ферму. А дом он с женой Минкой начал строить только в 1928 году. До этого жили в бараке. Вот Альтман на строительстве:
Вот такой у него дом получился
В 1929 году Эмилио с женой приезжали на ферму
Спустя год Сток снова приехал сюда, на этот раз с сыном Марио. Вот фотография семьи Сток на фоне дома:
«Хават бодедим» в Изреэльской долине
Я просто хрюкнул от удовольствия, когда в работе Казаковой встретил утверждение, что ферма Стока - это прообраз сегодняшних «хавот бодедим» (חוות בודדים). Интересное сравнение и, по сути, верное. Только наверно надо пояснить, о чем речь, тем более, что соответствующая статья в «Википедии» - только на иврите.
Речь идет об обширных по площади фермах, управляемых отдельными людьми или семьями. Специализируются такие фермы на сельском хозяйстве и/или на туризме.
В «Википедии» утверждается, что это особенный такой тип поселений в Израиле. На первый взгляд, конечно, странно. Ничего особенного в таком типе поселения нет, обычное дело. Кто-то сразу же приведет в пример США, ну а я сразу ЮАР вспомнил.
Но определенный резон выделить «хавот бодедим» в отдельное производство все же есть. Ведь цель их - не только, а, пожалуй, и не столько освоение Негева и создание так называемого «винного пути», но и попытка воспрепятствовать незаконному использованию государственных земель бедуинами посредством основания цепочки еврейских поселений.
Вот примерно также, со своей спецификой, конечно, обстояли дела и в 20-х годах прошлого века, когда евреи пытались создать непрерывную цепочку поселений от Хайфы до западного побережья Кинерета, активно осваивая Изреэльскую долину.
И ферма Сток была одним из звеньев этой цепочки, одним из самых слабых звеньев. Альтман с супругой жили тут почти в полном одиночестве и отчаянно боролись за существование. Воды было мало, ее доставляли бочками из Нахалаля, а бандитов, наоборот, много. Во время арабских волнений в 1929 году Альтманы ночевали на крыше своей «виллы», обложенные мешками с землей и вооруженные пистолетами и ружьем.
Думаю, что в те годы они и работая, не расставались с оружием. В архиве местного совета Изреэльской долины сохранилась фотография Альтмана в поле.
Она мне напоминает бурскую песню, вот отсюда:
http://kostja-omega.livejournal.com/253788.html?thread=3620188 А все остальное в «Википедии» правильно - и про стажировку молодых поселенцев, которые потом создавали кибуцы и мошавы по всей стране
и про полную нынешнюю заброшенность фермы. Ни одной живой души. Ну, если не считать вот этого пернатого друга:
И я вот думаю: а стоит ли развенчивать эту алкогольную легенду? Может быть, и не стоит. Ну, какая, в конце концов, разница - Эмилио или Лионелло. В семье Стоков было 9 детей. Пусть будет Лионелло. Может быть, даже стоит открыть здесь бар «Сток» с соответствующим интерьером и фирменными коктейлями на основе «Сток 84», ликеров той же фирмы и горьких «стоков» - битеров. Фирма «Сток» по-прежнему процветает и чего только не выпускает.
Тем более, что, положа руку на сердце, больше тут и продавать-то нечего. Развалина развалиной. Спорных, на мой взгляд, архитектурных достоинств и в отвратительном инженерном состоянии с прогрессирующим проржавлением металлоконструкций. Можно, конечно, восстановить, а практически, насколько я понимаю, построить заново. Проект, кстати, есть. Его подготовил архитектор Эяль Нахмиас. Но это дорого, понятно, а денег нет.
А место для бара хорошее. У самой дороги Хайфа - Назарет, близ оживленного перекрестка. И рядышком с Рамат-Ишаем, который уже давно превратился в эдакий мегаканьон под открытым небом. Управление по охране памятников истории возражать наверно не будет. Хенкин говорит, что они на все готовы - лишь бы сохранить исторический облик здания.
Маршрут выходного дня - просто идеальный: Рамат-Ишай с магазинами и кафе (многие работают по субботам), исторические объекты под боком, ну а дальше начинается Изреэльская долина - тут вообще можно гулять днями и неделями. Сейчас еще и цветет все.
Последняя фотография. Памяти бренди «Сток 84». Ведь о нем и в самом деле стали забывать. Я тут детей своих - великовозрастных и нередко посещающих бары и пабы - стал расспрашивать, а они о таком бренди и не слышали. А ведь когда мы приехали в Израиль, не так уж и давно это было, «Сток 84» был весьма и весьма популярен. Sic transit…