Польша 6. Еврейский Казимеж

Oct 19, 2013 15:50



В путеводителе утверждается, что Казимеж уцелел, потому что нацисты собирались устроить здесь «музей исчезнувшей расы». Это, похоже, недоразумение. Во всяком случае, ни в одном авторитетном источнике подтверждения я не нашел. Возможно, авторы путеводителя перепутали Казимеж с Прагой. Но если такой проект был, то в каком-то смысле он реализован. Сегодняшний Казимеж - это музей. Евреи тут больше не живут.


А ведь жили, почти 70 тысяч до Второй мировой войны. И было тут все, чему полагается быть в нормальном еврейском городе. Школы, гимназия, театр, больница и кладбище -  даже два, и синагоги, конечно.
Вот первая - Высокая синагога. Первая по ходу, не по времени строительства. По времени она в Казимеже уже третья, но и это примерно в 1560 год. А Высокая - потому что молельный зал - на втором этаже, из соображений безопасности: все-таки она была расположена в самом начале еврейского города, на границе с христианскими кварталами.





Дальше - Старая синагога. Действительно старая, начала 15 века, старейшая в Польше. Сегодня тут музей - отдел истории и культуры евреев краковского исторического музея.. Мы, увы, были здесь в понедельник, когда музей не работает.
Это - Старая синагога сзади



А фасадом она выходит на улицу Шерока



Шерока - центр еврейского Казимежа. Это скорее не улица, а площадь. Машинок, предлагающих прокатиться в гетто, тут больше всего.





И туристов довольно много, особенно израильтян. Вот это - группа израильских школьников



Если стать спиной к Старой синагоге, то слева - синагоги и кафе/рестораны, справа - другие синагоги и тоже вперемежку с кафе/ресторанами. Бойкое место. А впереди, на другой стороне площади - израильское кафе, что-то про хумус и счастье.



Если пойти против часовой стрелки, то сразу за Старой синагогой довольно невзрачный двухэтажный домик. Раньше на этом месте находилась синагога «На горке». Ее построили для Натана Ната Спиры, знаменитого каббалиста 17 века. На домике надпись «Bank Pekao». Сейчас «Рекао» - второй по величине банк Польши, а 80 лет назад, в 1933 году он открыл отделение и в Тель-Авиве, и выходцы из Польши охотно пользовались его услугами. Только в 2003-м тель-авивский РКО купил банк «Апоалим».



Чуть дальше по правой стороне - прелестный отель-бутик «Рубинштейн». Вообще-то это дом 16-го века, а назван отель в честь Хелены Рубинштейн (Первой Леди мира косметики, как заявлено на табличке), которая провела тут первые 18 лет своей жизни.



Дальше - синагога Поппера. Она немного в глубине, на Шероку выходят ее ворота. Тоже не девочка - построена в 1620 году как частная синагога Вольфа Поппера, одного из богатейших финансистов Кракова того времени.







Сейчас в синагоге Поппера - дом культуры и детская художественная студия. Сидят, рисуют…





Еще дальше, в углу площади - гостиница и еврейский ресторан «Клезмерхоис», оформленный соответствующим образом. Мы тут купили постер со старинного плаката с призывом попутешествовать по Палестине.





Еще дальше, если пропустить современный израильский ресторан, - вероятно, самая знаменитая синагога Казимежа - синагога РЕМА, названная в честь Иссерлеса Моше Бен Исраэля (вот здесь, например, о нем можно почитать: http://www.eleven.co.il/article/11868)
Построена она в первой половине 16 века и действует до сих пор.









Это не евреи, это «обычные» польские школьники. Их сюда при нас привел учитель, надел кипу, мальчиков еще при входе заставили. Им рассказывают про евреев.



За синагогой (так она выглядит сзади) начинается старинное еврейское кладбище.



Действовало оно с 1552 по 1800 год. Здесь же похоронен и РЕМА.











Камни. Камни и записки. Казимежская Стена плача









На стене справа от входа - мозаика, сложенная из фрагментов надгробий.





Если выйти с площади и пойти направо, то вскоре упираешься в Новое еврейское кладбище, относительно новое - оно действует с начала 19 века. Почти на входе - монумент погибшим во время Холокоста, тоже составленный из фрагментов могильных памятников.



А если пойти налево, то вскоре покажется Темпль - самая красивая казимежская синагога. Совсем новая, 1860-го года.







В соседнем доме - центр еврейской общины Казимежа



Утверждается, что именно тут строится будущее краковских евреев.



Ну, может быть. Судя по афишной тумбе, жизнь тут бьем ключом.



Во дворе - сукка



Внутри - девочка-распорядительница. Она не еврейка. У них в стране не все евреи… Говорит, что в Кракове их, евреев, около 500.



На другой стороне улицы, напротив - обменник с вот такой картиной внутри. «Правильный», кстати, обменник - с хорошим курсом.



Неподалеку отсюда еще одна старинная синагога - Купа. Построена в 40- годах 17 века на средства из фонда  кахала (потому и «купа» - «касса» на иврите)



И улица Купа



По ней можно дойти до синагоги Исаака. Мимо такого вот симпатичного кафе. Заодно и подшить чего-нибудь можноJ





Синагога Исаака - вот:







Это самая большая синагога Казимежа. И красивая. Середина 17 века. Раньше тут был центр еврейской культуры. В главном зале показывали документальный фильм о Холокосте, а в боковых комнатах демонстрировались фотографии о довоенной жизни казимежских евреев. Сейчас ничего этого нет - синагога вновь стала действующей.
В одной из комнат - магазин кошерных продуктов, все из Израиля. Тут же пристроили и кусочек фотоэкспозиции.



Центральная рыночная площадь Казимежа, «Округляк», он же «Пляц Жидовски». Вот этот круглый торговый павильон до войны использовался для ритуального забоя птицы. Сейчас - просто крытый рынок. И вокруг рынок.



При мне пожилой дядька купил фрукты и подошел помыть их к колонке рядом с торговыми рядами



Колонка не работала. «Если в кране нет воды, воду выпили жиды?» - сочувственно спросил я поляка. Тот вздохнул и развел руками. Наверно не понял меня.

Польша, Краков

Previous post Next post
Up