Навеяно происшествием с автобусом в подземном переходе. У автобуса была АКПП и водитель перепутал педали, что нередкое явление в машинах с автоматической коробкой передач.
Вообще, автоматическая коробка передач расслабляет.
Механика - живая, ее чувствуешь, слышишь, о ней думаешь, даже когда сто лет за рулем и, казалось бы, "все на автомате", все равно думаешь. Любое отвлечение от движения, мелкая оплошность тут же дадут о себе знать. Механика держит мозг в тонусе, иногда больше, иногда меньше, но держит, заставляя считаться с собой. И постоянный тонус - это самое важное, что должно быть у водителя на дороге.
Автомат не такой. Да, он удобен, хотя поначалу вот это это чувство слишком простого управления автомобилем неприятно. Ты как бы не имеешь полного контроля над автомобилем - вот тебе руль, вот две педальки, как в детстве на аттракционах. Автомобиль становится слишком плавным, слишком сонным, над ним не надо думать, он усыпляет отсутствием необходимости себя чувствовать. В результате внимание привыкших к незатейливому вождению автомобилистов легко переключается на все что угодно, кроме процесса движения.
Я бы сравнила автомат с монотонно-унылыми однопозиционными фрикциями в среднем режиме в течение слишком долгого периода времени, когда можно подумать о чём-то своем, потом поспать, проснуться и опять подумать. Так и автомат - усыпляет водителя, переводя резонансно-динамическое реагирование мозга из бета ритма в альфа ритм.
Видимо, поэтому "автоматчики", несмотря на запрет, поголовно ездят с мобильниками у уха, их мозгу нужно хоть над чем-то думать, чтобы сознание оставалось активным.