Продвигаясь по жизненному пути, рано или поздно сталкиваешься с вопросом «а что есть грех?». И этот вопрос так или иначе выводит к делам «прародителей».
Однако при попытке вдумчивого осмысления библейских текстов всегда упираешься в метафоры и символизм - а почему так сказал, а что имелось ввиду, и в том ли значении переведено слово? Для понимания нужен первоисточник, знание языка, на котором он написан, и культурно-языковых особенностей времени, определяющих точный смысл слов и выражений.
Естественно, раньше, чем в следующей жизни, заняться этим не получится. Поэтому пока приходится довольствоваться переводами с переводов переводов и чужими наработками.
И вот в этой связи было интересно послушать человека, который родился в семье, исповедующей диалектический материализм, учился на филфаке на кафедре истории и теории научного атеизма, а потом ушел в религию. Конечно, с А.Кураевым (
diak-kuraev) можно соглашаться или не соглашаться, но после его выступлений всегда есть над чем подумать.
С одной его лекции с Youtube я сделала краткий конспект услышанного. Вообще он умеет подать информацию занимательно и с юмором, поэтому и наброски получились не очень серьезные.
Итак, что я почерпнула:
1.Мир был создан не за шесть дней, а единовременно. Шестоднев - это для описания разных сторон сотворения. Никаких дней и ночей («и был вечер и было утро..») в прямом смысле слова не было и быть не могло, поскольку при круглой земле наличие дня и ночи - весьма относительно и не может иметься ввиду при сотворении мира. Но, вероятно, здесь речь идет о начале (утро) и завершении (вечер) циклов.
2.Адам - это не имя собственное, а «га адам» - первый человек. Имя «Ева» было дано его женщине уже после изгнания из рая, а до этого она называлась просто «жена».
3.Адам был создан вне рая, а потом уже введен в сад Эдемский. А вот женщина была создана непосредственно в Эдемском саду, то есть райское создание (привет, мужики! Не могу здесь не улыбнуться ехидно)).
4.Ребро Адама - это не анатомическая кость, а некий аспект, грань (в другом значении слова), то есть не Ева была создана из ребра Адама, а женщина создана из одной из граней первого человека. Женщина, женственность - грань человеческой природы.
5.Когда проводилась «операция по извлечению», Адам был в особом состоянии сознания, типа пророческого сна, сна с видениями или какого-то экстатического состояния.
6.Адам давал имена (названия) животным. Имя - есть суть (то есть Человек определяет суть вещей через дачу им названий).
7.Ангелы призваны служить человеку («яко ангелам Своим заповесть о Тебе»).
8.Денница (он же Люцифер) - ангел-хранитель планеты Земля взбунтовался: «Как это я, высший из ангелов, какой-то лысой обезьяне служить буду?» (с) и из-за этого все и завязалось, и из-за этого же ведется война за Душу Человека.
9.Про Древо познания добра и зла. Заповедь «не вкушать плодов» была дана на время, фактически это была заповедь поста. Пост - это временное воздержание от чего-то, что не считается уместным в какое-то время в какой-то ситуации. То есть Человек все же должен был вкусить этот плод, но в свое время и после определенных действий.
10.Грех рождается, когда потребность низкого в человеке реализуется за счет более высокого.
11.Древо Познания и Древо Жизни - это сам Господь. Первый человек должен был принять плоды Древа Познания и Древа Жизни и стать Богом, но непременно с соблюдением установленного порядка. А он, вместо того, чтобы прийти к этому согласно установленным правилам, «принести жертву» (отдать) и приобщиться, попросту соучаствует в краже.
12.Непосредственно в момент кражи Адам был либо на экскурсии по Эдемскому саду либо где-то спал после исполнения супружеского долга (это из апокрифов, неофициально), чем Ева и воспользовалась.
13.Грех Евы в том, что:
а) она заговорила со змием (который сказал, что Бог лжет), вместо того, чтобы прогневаться на эту клевету, не вступая в сомнительную полемику;
б) отвечая, Ева переврала заповедь, передавая слова Бога, и вместо «не вкушай Древо Познания», сказала, что к нему даже прикасаться запрещено, иначе смерть. Мало того, что солгала, так еще и такое самовольное ужесточение Божьей заповеди сразу делает ее беззащитной перед пропагандой Сатаны, поскольку все утрированное, усиленное опровергается легче, чем взвешенное. И Сатана, естественно, нападает: «нет, не умрете… но в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло».
Она вкусила и глаза-то у нее открылись, но взгляд был чисто потребительским, а с высокими материями так нельзя. Затем уговорила Адама съесть плод. Таким образом, они взалкали быть богами, в обход длинного пути духовной самоподготовки.
14. Когда Ева угостила Адама, у него тоже открылись глаза, но при этом у них обоих была утрачена чистота взгляда (такая, какая была у Христа, например). Надо сказать, что до этого у них была одежда из Света и благодати, и они лицезрели друг друга именно в этой одежде. Но после содеянного они ее лишились, увидели друг друга в своей «слишком человеческой» наготе, отчего сильно устыдились. То есть там речь идет совсем не о том, что они постеснялись голышом друг перед другом предстать, ведь мужу и жене нечего стесняться, тем более, что ц/у от Бога «плодитесь и размножайтесь» они уже к этому времени получили.
15.И тут появляется Бог, но его голос уже не звучит в сердце Адама, а доносится со стороны. То есть Бог как бы стал чем-то чужим и далеким для Адама, поэтому он совсем не жаждет признаваться в совершенном.
16.Адам - первый стукач в истории (с). Когда Бог дал ему шанс покаяться, он спихнул все на жену. Жена тоже отказалась покаяться, свалив все на змия.
17.Потом оглашается приговор. Ну, молодоженам, понятно, что за пряники достались, а вот наказание змию интересное. «Вражду положу между тобою и женою, между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Здесь, по мнению автора, уже идет пророчество о Деве Марии и ее «семени» - Христе, то есть Христос сокрушает державу Сатаны, но не без потерь со Своей стороны.
Такое пророчество означает, что Бог не отвернулся от человека, но на человеке лежит ответственность за свою судьбу и он - ключевая точка в мировой истории.
Хотя, я вот думаю, а может в этом пророчестве речь идет о самом Человеке? Сатана «жалит в пяту», то есть заходит с низших уровней к Человеку (с материального, с физического, с плотных планов), а Человек поражает его в голову, то есть бьет именно в «идейную» часть, разрушая сам замысел?