Вместо предисловия...
Тема экономических отношений Третьего рейха и СССР - одна из самых горячих после темы пакта Молотова-Риббентропа. В различных дискуссиях она всегда идет как бы в "прицепе" с ней. И также, как и пакт, вызывает крайне полярные мнения у историков. Одни с пеной у рта доказывают, что только благодаря советской помощи нацисты смогли проводить агрессию в Западной Европе, другие столь же яростно это отрицают.
Сделав две статьи по спорному пакту (
здесь и
здесь), я решил таки затронуть и эту тему. Правда, только поверхностно, в общих чертах. По другому и не получится, так как и по сегодняшний день (!) нет ни одного серьезного развернутого исторического исследования этой темы (писанину различных политически мотивированных публицистов всех мастей в расчет не беру).
Лично я в этой статье буду опираться на мнение немецкого историка Генриха Швендеманна, на мой взгляд (и не только мой) наиболее полно (на данный момент) исследовавшего экономические взаимоотношения Германии и СССР, причем с уклоном в немецкую сторону.
Но прежде чем перейти к самой теме, скажу пару слов о более раннем периоде...
Думаю, все вы знаете, что в 20-х и начале 30-х гг. Германия и СССР тайно сотрудничали в военной сфере. Немцы открыли у нас секретные военные школы и обучали своих летчиков и танкистов. Помимо того, что весь этот "банкет" был до копейки за немецкий счет (в том числе оборудование этих школ дорогими тренажерами) советская выгода была и в том, что немцы наравне со своими обучали и наших специалистов.
Но взаимовыгодные отношения длились недолго: в 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер, который к неудовольствию и ропоту многих высокопоставленных немецких военных, быстро свернул сотрудничество с СССР. И вплоть до того рокового лета 1939 года гитлеровцы наотрез отказывались от плотных отношений "с русскими".
При этом Сталин прилагал титанические усилия, чтобы восстановить тайные отношения. Наиболее яркий пример - "миссия Канделаки", когда вождь через торгового представителя СССР в Германии Давида Канделаки пытался прощупать верхушку Рейха на предмет тайного экономического сотрудничества "в духе Рапалло". Канделаки встречался и с Герингом, и с Ялмаром Шахтом, предлагал тайную дружбу в экономической сфере, игнорируя идеологическую, но кроме обещаний поговорить с Гитлером, он ничего от них так и не добился.
А вскоре немцы и вовсе организовали утечку информации о советском зондаже на Запад, и СССР предстал перед миром в весьма неприглядном свете...
Давид Канделаки - торговый представитель СССР в Германии. Перед отправкой на новое место службы его лично принимал в своем кабинете Сталин, что беспрецедентно для такой должности. Это лишний раз показывает серьезность намерений советского вождя
Давид Канделаки - торговый представитель СССР в Германии. Перед отправкой на новое место службы его лично принимал в своем кабинете Сталин, что беспрецедентно для такой должности. Это лишний раз показывает серьезность намерений советского вождя
Сегодня мы знаем, что это была игра Гитлера...
И Геринг, и Шахт говорили с фюрером о предложениях Канделаки, но он наотрез отказался от сотрудничества с СССР, неожиданно приказав организовать утечку информации об этой "миссии" на Запад.
В то время Гитлер действительно не нуждался в каких бы то ни было отношениях с СССР. Наоборот, он расчитывал на молчаливое согласие Запада (прежде всего Англии), который на почве ненависти к большевизму по всем расчетам должен был с пониманием отнестись к нацистским планам "похода на восток за жизненным пространством".
Ну, а реализовать их фюрер намеревался в союзе с Польшей, Румынией, Венгрией (которых заблаговременно и без войны предполагалось вассализировать и привязать к Германии), и любым другим, заинтересованным "в разделе этого пирога" (слова Гитлера).
Как мы прекрасно знаем, эта гитлеровская концепция в 1939 году споткнулась на Англии и Польше, а потом и вовсе перевернулась с ног на голову: Гитлеру пришлось заключить договор с главной намеченной жертвой - СССР, разгромить и оккупировать намеченную в "главные союзники" строптивую Польшу, а после и вовсе повернуть на 180 градусов и увязнуть в столь ненужной фюреру войне на Западе (не без умной и грамотной политики Сталина).
К сожалению, полностью связать западом Гитлера не удалось...
Осознав, что задумка "идеальной концепции" потерпела крах, а время неумолимо уходит, фюрер, будучи по натуре азартным игроком и авантюристом, решил поставить все наличные силы на одну карту и сделать этот отчаянный рывок на восток ради "миссии всей своей жизни". Он понимал, что больше такой возможности никогда не представится, а поэтому пошел на это с открытыми фронтами за спиной.
Во что это вылилось, а главное, чем закончилось, мы с вами прекрасно знаем...
Вот поэтому и провалилась "миссия Канделаки". Ведь, откровенно говоря, такое сотрудничество в середине 30-х гг. было больше выгодно самому Сталину, который собирался и дальше вытягивать из Германии технологии и прочие "плюшки" (что, к слову, очень умно и дальновидно).
В общем, после безуспешного двухлетнего зондажа Канделаки отозвали в Москву, арестовали и расстреляли.
И вплоть до рокового лета 1939 года об экономическом сотрудничестве СССР и Германии позабыли...
Но когда Гитлеру срочно понадобился пакт с СССР, немцы об этом моментально вспомнили. Они начали буквально заваливать наших дипломатических работников обещаниями выгодных кредитов и различных экономических преференций, и, как вы наверняка знаете, торговое соглашение между Германией и СССР было подписано еще 19 августа 1939 года.
Оно стало прелюдией к пакту.
Так начинались эти отношения...
За несколько дней до Пакта...
Утром деньги, вечером стулья...
Когда в сентябре 1939 года Германия оказалась в состоянии войны с Англией и Францией, тема экономических отношений с СССР встала для нее в полный рост. В ходе своего второго визита в Москву Риббентроп прямо заявил Сталину, что отныне Германия возлагает большие надежды на поставки "из России". Тогда же стороны решили начать переговоры по заключению соглашения о торговом сотрудничестве, которое бы "в полной мере отвечало потребностям обеих сторон в связи с изменениями на мировой арене".
Они официально стартовали 8 октября 1939 года, и продолжались аж до 11 февраля 1940 года (!), когда и был подписан германо-советский торговый договор. Мало кто знает, но именно эти переговоры, иной раз проходившие на повышенных тонах, и стали самой сложной проблемой между Германией и СССР предвоенного времени. Причем настолько, что сегодня появились публицисты, утверждающие, будто именно советская неуступчивость в экономической сфере воюющей Германии дескать и вынудила Гитлера напасть на СССР в 1941 г.
Во-как! Помогаешь - плохо, не помогаешь - еще хуже...
На самом деле, это все та же "резуновщина", не имеющая отношения к истории.
У вас наверняка уже возник вопрос: а чего там такого сложного было? Вон, пакт обсуждали всего несколько часов, и сразу же обо всем договорились и все подписали. А тут-то чего тянули почти полгода?
Все просто: пакт был взаимовыгодным политическим договором, подписанным в то время, когда тактические (краткосрочные) интересы Германии совпали со стратегическими интересами СССР. А вот экономические отношения Германии и СССР были при этом абсолютно разнонаправленными, а поэтому сразу же забуксовали.
Вообще, стоит подчеркнуть, что с самого начала обеим сторонам было понятно, что все так называемые "экономические отношения" будут по-сути сводиться к простому бартеру: СССР дает сырье, а Германия взамен высокотехнологичную продукцию, как то станки, вооружение и прочее, прочее, прочее.
И вот тут-то все и началось...
Советская сторона сразу же выкатила немцам огромный список своих пожеланий. Сюда входили требования продать недавно спущенные на воду крейсеры "Зайдлиц", "Лютцов", "Принц Ойген", корпус броненосца "Бисмарк", корабельные бронебашни, торпеды, боеприпасы, новые 240-мм и 380-мм пушки Круппа, образцы современных немецких истребителей и бомбардировщиков, а кроме того, целые химические комплексы, в том числе и по производству синтетического каучука!
Эти требования буквально вогнали в ступор германскую сторону, которая просто физически не могла на это пойти. Кроме того, что война действительно сковывала значительную часть ее промышленности, немцы банально не хотели делиться новейшими военными разработками и технологиями с потенциальным противником.
Но и это было лишь началом...
Апрель 1940 г. Буксировка крейсера «Лютцов» в СССР
Вскоре начались изнурительные многонедельные споры по торговому балансу (будущего соглашения). Немецкая сторона, опять же, ссылаясь на тяжелое время и войну, хотела обязать СССР поставлять сырье систематически, в то время как она сама делала бы обратные поставки с задержками.
Разумеется, все это дело сразу же забуксовало и зашло в тупик, пока 5 февраля 1940 в него не вмешался сам Риббентроп, собственной персоной. Он написал личное письмо Сталину, в котором снова сослался на войну и прямо попросил советского вождя организовать "быстрые и солидные" поставки сырья, которые опережали бы немецкие в качестве компенсации. Прося об этом, он как бы невзначай напомнил Сталину в письме о политических уступках Германии СССР летом-осенью 1939 г. (видимо, о Литве).
В общем, дело сдвинулось с мертвой точки и, наконец, 8 февраля 1940 г. стороны подписали договор. По нему период советских поставок был определен в 18 месяцев и должен был пройти в два этапа (до 11 февраля 1941 г., и до 11 августа 1941 г.), а немецкие в 36 месяцев (и также в два этапа: до 11 мая 1941 г. и до 11 мая 1942 г.).
Советская сторона обязалась поставить сырья на сумму 650 млн. марок, в том числе и стратегическое: 5 тыс. тонн медной руды, 1,5 тыс. тонн никелевой руды, 950 тонн оловяной руды, 500 тонн вольфрамовой руды и 3 тонны кобальтовой руды. Кроме того, СССР открывал пути транзита для товаров, купленных Германией в третьих стран, таких как Иран, Афганистан, да и вообще вся Азия.
Как и пожелала советская сторона, в обмен на это из Германии в СССР хлынула высокотехнологичная продукция и вооружение, в том числе новейшие немецкие пушки, самолеты и танки. Более того, уже с января 1941 года СССР перезаключил торговый договор, вынудив Германию в обмен на зерно поставлять не только новейшие образцы вооружения, но и сами станки, на которых оно производилось. Для обучения советских специалистов с ними приехали и немецкие инженеры.
Поставки по всем этим соглашениям осуществлялись вплоть до 22 июня 1941 года.
Причем вопреки мифам - В ОБЕ СТОРОНЫ.
1940 г. Один из советских поездов с сырьем недалеко от границы с бывшей Польшей...
Кто больше выиграл?
Стоит сразу честно сказать, что твердого ответа на этот вопрос нет...
В историографии по теме германо-советского экономического сотрудничества 1939-41 гг. существует гигантский разброс мнений. Часть историков уверена, что большую выгоду получила Германия, часть указывает на СССР, а часть просто избегает прямо отвечать на этот вопрос (речь, конечно, про профессиональных историков).
Лично я с высоты сегодняшнего дня думаю, что на том коротком отрезке все-таки больше выиграла Германия. Разумеется, благодаря вероломству, на которое она пошла 22 июня 1941 г. Именно "благодаря" этому сталинский расчет на немецкие технологии в деле модернизации Красной армии не оправдался: воспользоваться достижениями немецкой технической мысли в большинстве своем не удалось. Германия же оперативно получала советское сырье и тут же пускала его в дело.
Видимо, понимая все это, Гитлер не боялся продавать СССР новейшие немецкие разработки. Более того, уже зная примерные сроки нападения, он к неудовольствию немецких специалистов распорядился в апреле 1941 года пустить представительную советскую делегацию на самые секретные немецкие производства.
Еще один "горячий" вопрос: насколько помощь СССР помогла Германии преодолеть экономическую блокаду со стороны западных стран в 1939-41 гг.?
Я в самом начале написал, что в своей статье буду опираться на работу немецкого историка Генриха Швендеманна - наиболее известного западного специалиста, исследовавшего немецкую сторону этого сотрудничества. Так вот, он пишет, что сами по себе поставки сырья из СССР не играли той большой роли для Третьего рейха, какой им припишут в годы Холодной войны.
Например, данные о величине немецкого импорта в 1940 г. (согласно которым импорт из СССР составлял всего 7,6% от общего объема) свидетельствуют, что закупка сырья в СССР не имела для Германии ключевого значения. А в первой половине 1941 г. он вообще упал до 6,3%.
С другой стороны, по некоторым стратегическим материалам СССР действительно подставил Германии крепкое плечо. Особенно в позициях редкоземельных металлов. Однако, при всем этом немецкий историк в своей работе аргументированно доказал, что даже на фоне английской экономической блокады 1939-40 гг. отсутствие советских поставок не сыграло бы критической роли во время завоевания Западной Европы нацистской Германией.
Также мифом является утверждение, что без советских нефтепродуктов, поставляемых в 1940 г. в Германию, "блицкрига" в Западной Европе у нее не получилось бы. За весь 1940 г. СССР поставил Германии 657 тыс. тонн нефтепродуктов, что составило всего 4,6% от ее годовых запасов. В то же время сам СССР добыл в 1940 году 31,1 млн. тонн нефти, то есть на экспорт в Германию пришлось всего 2,1% от общей добычи нефти в стране.
Можно привести еще много интересных цифр, но кого они убедят?
1940 г. пограничная станция Перемышль, советский представитель передает цистерны с нефтью немецким железнодорожникам
Вообще, как мне кажется, дискуссии о предвоенных отношениях Германии и СССР находятся под очень сильным гнетом уже не раз мною ранее упомянутого "послезнания", в том числе и морально-этической стороны вопроса. Лично для меня, при всем моем весьма негативном отношении к преступлениям Сталина, очевидно, что он тогда пекся исключительно об интересах нашей страны. И это признавали даже самые заклятые его оппоненты, вроде Черчилля.
Сталин действительно выжал по максимуму из той ситуации. Переговоры с Германией он вел жестко и бескомпромиссно, не боясь обидеть хитросделанных немцев. Так, на протяжении 1940-41 гг., в ответ на немецкие мухляжи, он несколько раз приостанавливал поставки сырья, выкручивая им руки и вынуждая возвращаться в русло договоренностей.
Ну, а обвинять советскую сторону в том, что она честно выполняла все пункты экономических договоренностей с Германией аж до самого 22 июня 1941 г. - это не только глупо, но и нелепо. Во-первых, экономические отношения с Германией тогда так или иначе поддерживало полмира, в том числе и западные страны: Швейцария, Швеция, Португалия, и, наконец, США, а во-вторых, этим здорово снимается вина с самой Германии, которая, к слову, пошла (осознанно!) на действительно невиданное в истории вероломство (и преступление).
И об этом никогда нельзя забывать...
https://cont.ws/@Severro/2873381 https://dzen.ru/a/YTpS6YwxIQo1rkuP + КОММЕНТ:
https://cont.ws/post/2873381#comment29422235 Последний эшелон с советским зерном в Германию прошёл через Западный Буг на Тересполь 22 июня 1941 года за один час и 15 минут до нападения Германии на СССР.
=