Что такое гордыня? Под ней понимают качество характера, заключающееся в непомерном тщеславии, выпячивании собственных достоинств (часто - отсутствующих) и ложном чувстве превосходства над другими людьми. Человеку с такой чертой важно казаться умнее, важнее, богаче, успешнее или красивее окружающих.
✅ „Сумей сделать людей гордыми. И гордость их сделает глупыми. И тогда ты возьмешь их…“
- Чингисхан
✅ Библия: "Гордость предшествует падению" (Притчи Соломоновы, 16:18)
✅ Есть такое качество души - смирение. Вот его прокачивайте, иначе жизнь Вам его прокачает насильно и очень больно.
✅ «Не там смысл ищете. Его в высокомерии и в гордости нет. Не было и не будет» /Георгий Жаркой
✅ Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
Омар Хайям
✅ Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Некоторые признаки гордыни:
- Чувство собственной важности
- Привлечение к себе внимания
- Болтливость или разговоры о своих проблемах.
- Обидчивость
- Чрезмерная занятость своей персоной
- Отказ измениться или мысль о том, что тебе не стоит изменяться.
- Сотворение кумира из себя
- Неблагодарность
- Неосознание своей гордыни и духовных проблем
- Гордость от занимаемого положения.
- Чрезмерное уважение к себе.
=
Самодовольство, гордыня - самые неприятные и самые неумные свойства человека. Особенно важно свойство скромности и критического отношения к себе в деле спасения.
=
Серебрякова Юлия Владимировна
Очевидно, что претензия на превосходство над другими людьми и собственную исключительность у фарисеев связана со страстью гордости. Христос не раз обращал внимание фарисеев на несовместимость жизни в Боге и культивирования в себе тщеславия. Так, на той же вечере, где было чудо исцеления больного водянкой, видя, как гости по тщеславию стремятся сесть на самые почетные места, Христос с помощью притчи о званных на вечерю (Лк. 14:9-11) предлагает избрать другой способ поведения: всем приятно, когда их возвышают в глазах других, и никому не хочется быть униженным, поэтому надо взять за правило садиться на последнее место. Человека уважаемого хозяин попросит пересесть на место лучшее, человек менее значимый не будет унижен перемещением на место худшее. Но ошибкой будет увидеть в этой притче практический совет расчетливо пощадить свое тщеславие. Из дальнейшей беседы понятно, что это призыв к смиренномудрию, кардинальной перестройке мышления: «...всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). В притче Господь использует образ брака как традиционный библейский образ Царства Небесного, общения с Богом. Фарисеи были уверены, что они достойны и земной славы (поэтому стремились занять лучшие места на вечере), и славы Царства. Господь предупреждает, что тот, кто возвышает себя в собственных глазах, будет постыжен и унижен от Бога, то есть, применительно к образу вечери, пересажен на последнее место
=
Толкование на Евангелие от Луки: Лк. 14:7-11.
Евангелист Лука сообщает увещевание Иисуса Христа к скромности, кротости и смирению. Направлено это увещевание к законникам и фарисеям, а вообще-то ко всем людям, которые одержимы честолюбием и страстью престижа в обществе. Дается поучение в виде притчи.
Притча о званных
В это время прибывающие гости занимали места за обеденным столом, причем каждый из них старался занять место поближе к хозяину, так как на этих местах всегда сидели наиболее почетные и знатные гости.
Заметив такое стремление поставить себя выше других, Иисус дал им наставление не садиться самовольно на первое место, не возвышать самого себя, а смиренно ждать такого приглашения от хозяина пира. С тем, кто считает себя выше всех, кто, вследствие такого самомнения, стремится везде быть первым, может случиться большая неприятность: придет кто-нибудь почетнее его, и хозяин пира попросит самозванца уступить ему место, а другие лучшие места будут уже заняты, и встанет тогда гордец со стыдом и сядет на последнее место; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Себялюбие всегда найдет хотя бы и ложные оправдания дурных поступков, а гордость превознесет и преувеличит значение кажущихся хорошими; и возмечтает о себе человек, и, подобно фарисею, будет считать себя не таким, как прочие, а такие мечты ослепляют, не дают возможности замечать свои недостатки, не дают места самоосуждению и препятствуют самоисправлению. И такой самовозвышающийся человек, считающий себя не таким, как прочие, и потому всюду стремящийся занять первое место, будет пристыжен и унижен, когда на окончательном Суде над родом человеческим ему предложат занять свое, то есть последнее место. В предупреждение такого печального исхода Христос заповедает нам смирение и самоуничижение и обещает нам, что не возвышающие сами себя будут возвышены.
=
Иоанн Бухарев протоиерей
Толкование на группу стихов: Лк: 14: 11-11
Эти слова повторены Господом при произнесении притчи о смиренном мытаре и гордом фарисее (гл. Лк. 18:9-14). В них заключается весь смысл назидания, т. е. порицание гордости и похвала смирению, - что Господь весьма часто делал, так как гордость есть ужаснейший порок, смирение же - высочайшая добродетель.
Самая лучшая жертва Богу дух сокрушен, сказано царепророком Давидом (Пс. 50:19). «Смирение составляет хранилище всех добродетелей.» «Не спасет вас и подвижничество, если не будет при сем истинного смирения» - учат святые Исаак Сирин и Иоанн Лествичник. Нет порока, который был бы так противен Богу, как гордость, сказано премудрым Сирахом (Сир. 10:7). «От гордости рождается множество грехов: самолюбие, самоослепление, своенравие и упрямство, презрение к другим, страсть осуждать других, дух клеветы, зависть и зложелательство, лицемерие, неблагодарность к Богу, неподчиненность начальству; наконец гордость, есть мать всех ересей», пишет еписк. Платон. (Нравств. Богосл.)
Лопухин А.П. профессор
Толкование на группу стихов: Лк: 14: 11-11
Последнее из двух чудо совершено было в доме одного из фарисейских начальников, который пригласил Иисуса Христа «вкусить хлеба», имея при этом конечно главную цель - «наблюдать за Ним». Но наблюдение самого Спасителя за ними было более проницательным, чем их наблюдение за Ним. Между прочим Христос заметил, как званые на эту вечерю с обычным мелочным честолюбием наперерыв друг перед другом занимали первыя и наиболее почетныя места за столом.
https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-luki/glava-14/stih-11/ =
Любовь к ближнему 12:30
Click to view
=