Мария Оранта - утраченный символ народа

Oct 14, 2015 19:26

Мария Оранта - утраченный символ народа



В эпоху Киевской Руси наблюдается стремление к материализации духовных символов. Князь Владимир Великий задумал превратить княжество в священное христианское государство, приняв веру Христову со стольным градом Киевом, что расширило бы возможности общения с Западом. В те времена «Священная держава» относилась к наиболее развитым странам в культурном отношении. Её достижения помогли усиленно развиваться в различных областях, в том числе и градостроительстве. Именно Владимиру, по признанию современников, принадлежал замысел и строительства Дома Мудрости - храма святой Софии, как идеала соборности, централизованной сакральной государства.

Исследованием истории распространения культа Богородицы занимались многие ученые, среди которых Воробьева И.П., Плохий С., Прокопюк О.Б.Рибаков, Никитенко Н. и др. Их исследования построены на основе изучения граффити на стенах собора, ещё раз подтверждают, что в эпоху Киевской Руси почитали Деву Марию-Богородицу, которая мыслилась как заместитель Киева, отожнювалы её образ с идеей божественной чистоты и святости [10, с. 7].

Начало Массовому распространению культа Богородицы и формированию образа Богородицы в религиозном сознании положило решение Ефейського собора 431 года, подтвердили почитание Марии как Богородицы. Истоки популярности культа Царицы Небесной в древнерусском христианстве видят в связях Киева с Константинополем.

Если проследить, например, историю строительства культовых сооружений, то можно заметить, что на протяжении нескольких веков на землях славян больше строилось церквей и соборов именно в честь Богородицы (Рождественские, Введенские, Успенские и др.). Издавна славяне верили в то, что святая Киевская Русь является «Дом Пресвятой Богородицы», которая по одной из новелл «Киево-Печерского патерика» намеревалась переселиться в Киев:

«Хочу церковь себе построить на Руси, в Киеве. Приду сама её построить, и в ней хочу жить».

[7, 15]

Богоматерь ассоциировали с Премудростью Божией. Премудрость в своём отношении к Богу была его свитлотворчою волей:

«Когда Он готовил небеса - я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал небеса, когда давал морю границу, чтобы воды не выходили за пределы его, когда давал основу земли - тогда я была при Нём художницей и была радостью всякий день».

[3, 47]


Библейская Премудрость есть целомудренное порождение верховного Отца, к отождествлению Ему близка: «Она является дыханием силы Божьей и чистое выявления силы Вседержителя: потому ничто плохое в неё не войдет. Она является отблеском вечного света и чистым зеркалом деяний Божиих и образом благости Его». То есть именно женщина и женское началовоспринималось как вездесущая сила творения, которая заполняет всё живое вокруг.

Становится понятным, что Богородица является «градом» поскольку её целомудрие символически связано с целостностью, неприступностью и впорядкованистю. Максим Исповедник высказывает мнение о том, что: «Для единения с Богом у нас нет иного посредника, кроме Премудрости». То есть Богородица как символ ведущей силы Бога была есть и будет олицетворением непрерывного света, тесной связи со Всевышним. [2, 23]

С давних времён, с первых лет крещения Руси, почитание Святой Девы Марии получило колоссальное значение в духовной жизни русского народа. Одной из первых церквей в Киеве - была Десятинная. На главной въездной ворот г. Киева радовала глаз церковь Благовещения, увенченая иконой Пресвятой Девы Марии. Успенский Собор Киево-Печерской Лавры является безоговорочным примером уважения Девы Марии.


Следует отметить, что высокая популярность Богородицы на Руси базировалась в основном на дохристианских культах. Еще задолго до принятия христианства на Руси уважительно относились к другим богинь-женщин славянского пантеона: Жива, Лада, Макошь, Марица, Дана, Перуниця и др. Все они были олицетворением творящей силы Бога, посредством которой создано всё живое.

Особого уважения в дохристианской Руси получила богиня Макошь. Она была значимой богиней праславянского пантеона, и входила в состав семи основных богов. Значение его имени - «Макошь», а точнее «Ма - кош» весьма интересное. В санскрите есть слово «мокша», что означает «освобождение», которое и сейчас используется в индийской философии и религии в качестве понятия духовного освобождения. В имени Ма - кош, начальное слово Маозначает «мать», Великую Мать, которая породила мир. [11,580]

В целом, как писал профессор А.Г.Кузьмин:

«Культ Богородицы характерен для древнерусского общества. И недаром именно в честь Богородицы на Руси строились храмы. Когда при Ярославе Мудром под влиянием Константинополя начали строить храмы в честь «Софии Премудрости Божии», мало кто осознавал, что греческий «София» - это «мудрость Христа». На Руси почти с самого начала «София» воспринималась как женское естество и отождествлялась с Богородицы». [9, 157]

Культ Богородицы был заимствован христианством из древних культур, где пользовались особым почётом женщины-богини. ВДревнем Египте - богиня Исида, у древних финикийцев - Астарта, у вавилонян - богиня Иштар, в фригийцев - Кибела и т.д. Сопоставление христианских мифов о Богородице с древними мифами о женщинах-богинях, позволяет выявить схожие моменты. Это означает, что в каждой культуре мира женское начало в олицетворенние женщины-матери было очень уважаемым и несло в себе большой сакральный смысл.

В христианстве не одна Мария Богородица заслуживает внимания, ещё одна библейская фигура была и является проводником святости и нерушимости духа. В Евангелии от Матфея (в главе 16 стих 13-26) сохранился сюжет, который сформировался на основе реальной истории. Только главным её героем была не Пётр, а Мария. Иисус как-то спросил своих учеников, за кого они Его почитают, то есть кем считают. Ученики отвечали, что за Учителя. И только Мария, поняв, что в тот момент вопрос исходило от Сущности Его, ответила: «Ты - Иисус, Сын Божий». И тогда Иисус сказал ей: «Блажен ты, Мария, потому что не плоть и не кровь открыли тебе это явили, а Мой, сущий на небесах. Я говорю тебе, ты - есть Магдала Церкви Моей и врата ада не одолеют её». Именно с тех пор Марию стали называть Магдалиной. И это отнюдь не потому, что она была из города Мигдал-Эль. Просто в арамейском языке «magdala» означает «башня», «вежа». Не случайно, даже на сегодняшний день слово «Вежа» сохранило в своем визнеченни у разных народов такие разные на первый взгляд понятия, как«башня», «знающий».

Так что если говорить о Марии Магдалине, то она была именно тем ближайшим учеником, кому Иисус не только доверил тайные знания, но и вручил то, что сегодня люди называют «Граалем», а, по сути, адаптированную формулу Первичного Звука. Это и есть те самые «ключи от Царства Небесного», о которых Иисус говорил: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». [13,458]

Учение о Богоматери ярко выражено в словах Феодора епископа Анкирского:

«Кто не признает Владычицу нашу Богородицу, то отчужденный от Бога». [14, 36]


В контексте данной тематики хотелось бы обратить внимание на незыблемый образ Богоматери, уже более тысячи лет поднимает руки в благодатной молитве к Богу и выступает защитницей русских земель в частности г. Киева. В Соборе Святой Софии в Киеве сияет всё та же древнерусская православная жемчужина - шестиметровая мозаика Богоматери Оранта, гордо и величаво возвышается в молитве над изображением сцены причастия апостолов. Она считается в христианстве одним из иконографических типов Богоматери, изображается в полный рост с поднятыми до уровня лику руками, что согнутых в локтях. То естьруки Богородицы изображены в виде символического знака Аллат - того самого древнего символа духовного единения с Душой, достижения духовного освобождения, который был известен древним народам всего мира. Почитание Богородицы-Заступницы, распространившееся в Киеве с середины XIX в., сыграло определяющую роль в формировании мифа о нашем городе, как столице вселенского православия. И образ Оранты был популярным не только в Киевской Руси, идею святости и нерушимости можем видеть ввизантийской часовне в Равенне (Италия), V века. Другой образ этого типа, находим в соборе св. Марка в Венеции.

Поза, жесты рук Оранты были очень популярными в народном искусстве вплоть до XX века. На женских свадебных венцах всегда было изображение Богородицы с поднятыми вверх руками.

В сознании людей Древней Руси - Богородица воспринималась как всемогущая заступница человечества перед Богом.

Когда созерцаешь архитектурные формы, фрески и мозаики Софиевского собора, поражает труд и знания, которые люди вложили в строительство религиозной святыни почти 1000 лет назад. Они владели законами физики, оптики и что самое главное - понимали духовную суть своей жизни и делали все возможное, чтобы передать эти знания будущим поколениям.

Странное чувство охватывает каждого, кто переступает порог Софии Киевской. Где-то далеко остается шумный современной жизни расступаются века и перед нами предстает далёкое загадочное прошлое. Всё в соборе имеет свой уникальный смысл. Храм будто говорит нам сквозь века. Нам остается только его почувствовать, погрузиться в воспоминания далёких и таких непростых лет жизни нашего народа.

Вся приведенная выше информация является безоговорочным фактом того, что с давних времён покровителем русских земель, и в частности города Киева, была Дева Мария Богородица, которая и сейчас не оставляет нас в такое нелёгкое для человечества время.

Литература

  1. Берлинский М. Краткое описание Киева. -С. - Петербург, 1820. - 200с.
  2. Бертхольд Дж., «Максим Исповедник» в Энциклопедии раннего христианства, ред. Э.Фергюсон.(Нью-Йорк: Garland Publishing, 1997
  3. Беляков А.ПодлиннаяисторияДревнейРуси. - К., 2013.
  4. Волкова Т.Книга притч Соломоновых. М.:Астрель 2021 - 416 с
  5. Воробйова І.П. Києво-Печерська традиція вшанування Богородиці на Русі // Могилянські читання 2000 року. К., 2001. С. 72-76.
  6. Висоцький С. Древнерусские надписи СофииКиевской. - К.,1966.
  7. ИконниковаВ. С. Киев в 1654 - 1855 годах. Историческийочерк. - К., 1904. - 355 с.
  8. Закревский Н. Описание Киева. - М.,1868 .
  9. Кузьмин А. Г. Источниковедение истории России (с древнейших времен до монгольского завоевания): Учебное пособие. - М.: Прометей, 2002. - 240 с
  10. Махновець Л. Літопис Руський. Повість минулих літ. -К.: Дніпро,1989.
  11. НікітенкоН.«Русь и Византия в монументальномкомплексеСофииКиевской: Историческая проблематика». - К., 1999.
  12. Новых А. АллатРа. - К., 2013.
  13. Новых А. СэнСэй VI - К.,1996.
  14. Плохій С. Покрова Богородиця в Україні // Пам’ятки України. 1991. № 5. С. 34-39; його ж. The Symbol of Little Russia: the Pokrova Icon and Early Modern Ukrainian Political Ideology // Ukrainian Studies. 1992. Summer-Winter. Vol. 17. № 1-2. P. 171-188.
  15. Прокоп’юк О.Б. Реєстр храмів Київської митрополії (1780-1783 рр.): джерела, реконструкція, потенціал // Історія релігій в Україні. Науковий щорічник. Львів, 2011. Кн. 1. С. 209-216.
  16. Ричка В. REXCUGORUM. ЦарсЬкий вінець Ярослава Мудрого // День. - 2015. - 24 -25 квітня.


Автор: Марина Тарасенко, участница МОД "АЛЛАТРА"

Любовь, АллатРа, Истина, статьи, События в Украине, Женское начало, Наука, История

Previous post Next post
Up