"ВЕТЕР С ВОСТОКА" - ТОМ 2 "СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ" продолжение.

Apr 11, 2009 15:43

ЧАСТЬ 5. ГОРОД ХРАМ
Ангкор Ват означает в переводе «Город Храм». Он изображён на флаге Камбоджи. При всех его размерах: а это 1025м на 800, и высотой 75м, это только небольшая, сохранившаяся до сего дня часть столицы империи, население которой в период расцвета достигало более миллиона человек. Храм был построен во времена Сурьявармана II в начале XIII века. Именно тогда империя расширила свои владения от Малайзии и Бирмы, до Китая и включило в себя часть нынешнего Вьетнама. По своему могуществу кхмерское государство, из современных ему, соперничало только с Сунским Китаем.
Храмовый комплекс окружён четырмя прудами, каждый из которых шириной около ста девяноста метров - эти пруды символизируют четыре изначальных океана, главный храм усыпальница изображает гору Меру - центр Вселенной или Мировую ось. Весь храм посвящён богу Вишну - тому богу индуистской триады богов, который поддерживает равновесие мира, в отличии от Шивы - разрушителя, и Брахмы - создателя Вселенной.
Вот всегда так, хочется рассказать о том, что самому запомнилось и, что произвело впечатление, а вместо этого приходится объяснять понятия, самые простые в Восточном полушарии, и совершенно неизвестные в Западном, даже людям сравнительно неплохо образованным. Я не смогу рассказать в коротком материале, почему так интересно, что Ангкор Ват построен на основании, скорее всего, шиваитского храма; в чем смысл того, что второе имя царя Сурьявармана II было - Парамавишнулока; в чём интрига того, что очень скоро после строительства Ангкор Вата, индуизм сменился в Камбодже буддизмом Махаяны, а затем и вовсе, буддизмом Тхеравады, к сожалению для абсолютного большинства моих соотечественников всё это будет, чем-то наподобие птичьего щебета, или сообщений инопланетян, которые и расшифровывать незачем. Несмотря на разговоры о глобализме, мы ещё очень далеки от того, чтобы понимать основные культурные коды большей части человечества.
Впрочем, мы отвлеклись. Самое удивительное в Ангкор Вате это то, что стены внешнего периметра отличаются друг от друга по длине не более, чем на 1см, а погрешность ориентации самих стен по сторонам света равна 0,75 градуса, и это, повторюсь, при длине сторон этого прямоугольника 1025м и 800м соответственно, это вам не те наши новостройки, где плинтус служит для того, чтобы скрывать щели между полом и стеной, это астрометрическая точность. Не очень понятны, до сих пор, все цели которым служило это грандиозное сооружение. Существуют исследования, что все храмы Большого Ангкора на площади в двести квадратных километров , являются проекцией на земную поверхность Созвездия Дракона, звёзд Большой и Малой Медведиц и Северного полюса эклиптики. Причем, расположение храмов на земле соответствует дате весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры. И надо иметь в виду, что все эти храмы были построены на месте, каких-то более древних построек.


Вишну - Вездесущий. Он видит наш мир во сне и поддерживает движение. Равновесие его закон. Он младший из Великих Богов Индии, но роль его безгранична. Девять раз его воплощения являлись в мир, и десятое должно завершить историю бытия.
В древнем храме Вишну продолжает царствовать, хотя окрестные жители уже не раз сменили веру.


Тысячу лет назад листья пальмы так же заглядывали в окна дворца, только стены и росписи на них были тогда новенькими


В Ангкор Вате несколько тысяч, если не десятков тысяч,
изображений Апсар - небесных танцовщиц, которые,
по преданию, хранят ключ к видению красоты окружающего нас мира.
На земле могут быть воплощены только в камне…


В Ангкор Вате все постройки строго соотнесены со сторонами света и с точками весеннего и осеннего равноденствия, а так же зимнего и летнего солнцестояния. Весь комплекс представляет из себя мандалу - мистическую схему мироздания, окружённую водоёмами, олицетворяющими Вселенский океан. В центре дворца находится башня, символизирующая гору Меру, которая соединяет Небо и Землю.


Внешняя стена Главного храма Ангкор Вата украшена барельефами,
иллюстрирующими различные эпизоды из Махабхараты, Рамаяны и
других индийских преданий. Это одно из считанных мест на свете, где
можно встретить изображение Брахмы, того Бога индуистской троицы,
который создал Вселенную, и отправился дальше в своём Божественном движении, оставив обитаемый и необитаемый мир на попечение Вишну и Шивы.


У ворот Ангкор Тома расположены статуи Богов и Асуров (гневных Богов), взбивающих океан с помощью змея Шеши, которого они держат в руках. И если стоять лицом к воротам, то Боги расположены слева от дороги, а Асуры справа. Эти скульптуры сохранились только у южных ворот, в старину подобные композиции стояли у всех четырёх въездов в Ангкор Том, но время практически уничтожило остальные скульптуры, оставив только здесь.


Цари, Боги, Войны, Демоны. Следы времени - пустые глаза обращённые в вечность, годы смыли нарисованные зрачки каменных глаз.
Ветер и дождь довёл работу скульптора до совершенства - проявив самую суть, ту что находится за пределами формы

Аллан Ранну, фотография, Альбом

Previous post Next post
Up