ВЕТЕР АЗИИ - СТРАНИЦЫ АЛЬБОМА

Mar 14, 2009 02:34

Часть первая В ПОИСКАХ БЕЛОВОДЬЯ


Продвижение русских людей на Восток шло издавна и многими путями. Беглые крепостные, авантюристы, купцы. А после Никоновской реформы, спасения в бескрайних просторах нашли последователи различных толков в старообрядчестве. Движение на Восток было не быстрым, но постоянным. И среди людей, осваивавших новое пространстово, возникала своя мифология. Она впитала в себя и шаманское видение мира, и легенды кочевников, и даже отголоски буддийских учений. Одним из центральных мотивов была легенда о Беловодье - стране Блаженства, населённой праведниками и носителями тайных знаний., которая располагалась где-то высоко в горах на Востоке. Многие исследователи напрямую связывают эту легенду с Тибетской легендой о Шамбале. В самом деле, в этом есть определённый резон. Но с другой стороны, у всех народов есть мифы о подобной стране - это и острова Бессмертных Пен Лай китайской мифологии, Авалон у кельтов и многие другие.


Особого распространения поиски Беловодья приобрели в среде старообрядцев Забайкалья и Алтая. Более поздние географы, историки и этнографы постоянно сталкивались с упоминанием об этой «стране».
Как-то не так давно мне удалось попасть в самый закрытый уголок Алтая, расположенный на стыке границ Монголии, Китая, Казахстана и России. Это высокогорное плато Укок, ставшее известным в последние годы раскопками скифских курганов и отлично сохранившимися в вечной мерзлоте мумиями, самой знаменитой из которых является, конечно, Укокская принцесса.

Введите содержимое врезкиПлато и на самом деле оказалось местом удивительным. Такой концентрации памятников археологии, могильников, менгиров, наскальных надписей вряд ли ещё где-то на свете можно увидеть.
По крайней мере две с половиной тысячи лет просторы этой холмистой равнины в окружении снежных пиков служили местом погребения представителей кочевой знати от скифов и саков, до монголов и тюрков. Но не только погостом было было это плато. Здесь найдены и алтари, и капища, как исчезнувших культов, так и современных алтайских шаманских ритуалов.


Место удивительное, здесь и впрямь ощущается такая плотность смыслов, настолько наэлектризована атмосфера, тени минувшего становятся буквально физически ощутимыми. Если кто без надлежащей подготовки вздумает практиковать медитации на Укоке, то я за его здравый рассудок не возьмусь отвечать.
Получается, что уже в течение тысячелетий, заповедная территория Укока была местом священным для всех окружающих народов. Здесь даже не пасли скот. И только ветер свистит в степной траве, да извиваются реки с молочно белой водой, несущей в себе мраморную взвесь, среди сапфировых небольших озёр.


И пришла мне в голову мысль - а если плато Укок, что означает в переводе «Небесное пастбище», и было тем самым мифическим Беловодьем, где дух человеческий силою молитвы возносился в пространства неведомые живым….

Альбом, АЛЛАН РАННУ

Previous post Next post
Up