Еще раз напоминаю, что грязные сказки - это абстракции из реального опыта. Я стараюсь не осуждать никого до мозга костей, потому что не располагаю настолько полной информацией о каждой мысли и мотивации. Только оцениваю факты. И это все та же история, которая была в третьей сказке, ничего нового.
Правда - это власть. Тот, кто оперирует настоящей информацией, вооружен преимуществом. Странное дело, вот я когда-то полагал, что правда, она же Истина, есть только одна. Тогда я говорил сплошную правду, даже тогда, когда впору бы и соврать, или смолчать. Иногда бежал рассказать всем о своих чудесных открытиях, иногда отвечал на поставленные вопросы честно.
А потом получал за это. Потому что влез в чьи-то безумно важные тайны, которые надо ото всех скрывать. Прошло много лет, пока я понял, что оказывается, почему-то люди любят прятать свои увлечения и поступки от других. И еще несколько, пока я понял, что это связано со всеобщей игрой в ксенофобию и отвращение к чуждому. Примерно тогда у меня самого начали появляться свои эталоны чуждости. Мне это было неприятно - как это, я же открыт ко всем, терплю и допускаю существование всего, чего угодно? И я занялся странным - принялся искажать рамки восприятия мира.
- Какой хороший мальчик. Но какая же она б..дь!
- Надо бы ему сказать, она же просто ко всем клеится, когда он не видит.
- Думаешь, он не видит? Это же и при нем происходит, значит, позволяет.
- Нет, надо сказать...
- Зачем? Это их личное дело!
- Ага, личное. Его, ее и еще половины тусовки.
Если изначально (я знаю, тут многие посмеются еще раз от души) я был строго светлым паладином по ролевой классификации, не признавая несправедливости, нечеткости, сеяния сомнений ни в ком, начиная с себя (надо признать, если задуматься, то это было иллюзией, потому что я бывал несправедлив в своих поступках и сам, и полной чистоты не мог добиться от себя никогда, но светлые паладины все такие, я считаю) - то со временем я расширил рамки своих поступков. Оценивал я их по-прежнему как плохие, но не делать не мог. Каялся, порицал себя, проклинал - и делал дальше, понимая всю глубину своего греховного падения. А реально падение было разве что в депрессию и сопутствующие ей похоть, лень, озлобленность и эскапизм в ролевые и компьютерные игры. Говоря без пафоса, я становился обычным человеком, продолжая считать себя кем-то особенным.
Чтобы совесть не грызла меня, я менял очертания правды и праведности - под бодрое нытье какого-то внутреннего голоса, что так нельзя. Ни с кем.
Или можно? Вот представим смертельную опасность. Мне есть, ради кого и ради чего жить. Я не стану умирать за правду, если будет возможность выжить и победить. Я совру, в надежде, что мне поверят.
- Скажи, пожалуйста, а что вы делаете на этом фото?
- Да так, ничего, просто играли. Это по игре было
"Ролевые игры - отличная маскировка для любых эмоциональных связей... ну-ну, а что это за искорки в глазах? От костра, да?"
- Хорошо поиграли. Жаль, что мне не сказали.
- Ты же сказал, что забил на игру.
- Мне было бы приятно сходить ради тебя.
- Не начинай, пожалуйста. Должно оставаться что-то личное.
- Какое личное? У нас же отношения, можешь доверить мне все...
- Я не хочу! Мне нужно свое пространство, где я могу быть только собой!
- А со мной ты кто? И почему в этом твоем пространстве обязательно есть кто-то еще?
"И почему на меня ты не смотришь так, как на него?"
Тишина. Обида. Надутые губки и взгляд в стену. Актриса. Королева драмы. Станиславский почти бы поверил. Придется поверить и ему, он же ее любит.
Можно сказать, масса жизненных ситуаций, особенно напрягающих, выглядит так, как будто они смертельны. И люди начинают врать в этих ситуациях, опасаясь за свою безопасность. Особенно хорошо врать тому, к кому уже втерся в доверие. Вроде бы, и хорошее понятие, «правда», но что с ее помощью делают временами... Иногда ложь лучше, согласен - когда она спасет человека. А кроме лжи, есть еще часть правды и недоговоренность. Они защищают личное пространство, куда пускать и лезть просто так - запрещено.
Особенно прекрасно это видно в «отношениях». Отношения - это допуск вовнутрь себя, а не просто внешнее общение. А в шкафах порой закрыты такие скелеты - и каждому ведь хочется знать все о своем партнере, взломать все закрытые двери, узнать, нет ли за ними чего-то страшного, опасного, не прячется ли там мотив использования, предательство или смертельная угроза. Некоторые идут на уловки, изображая хорошее отношение, любовь, драму эмоций.
Грустно, но именно поэтому приходится жить в обществе, где все свое надо держать под защитой, где приходится анализировать все, что говорится и делается, выискивая, где же подвох, даже когда его там нет.
- Так вот, В...
- В...? Меня не так зовут, - со смехом, - по-моему, ты с ним переобщалась.
- Тебе послышалось, долбанный псих! Только и делаешь, что параноишь! Я не говорила такого!
- Хорошо, мне послышалось. Не злись.
А почему? Потому что, играя правдой, можно получить больше, чем сама правда. Через войну за внимание и ресурсы правдивость связана с понятием о месте человека в обществе.
Не стоит ждать, что правду вы получите в ответ на правду или на какие-либо культурные достижения с вашей стороны. Так было бы в идеальном мире и бывает чаще всего в общении с людьми, которых можно отнести к порядочным. Куда чаще страх возмездия за ложь заставляет говорить правду - он управляет даже порядочными людьми, особенно богобоязненными. А если объект беззащитен, его можно обманывать.
Лично я никогда не был достоин правды. Что бы ни происходило вокруг меня, мне об этом никто не говорил, хотя и знали. Обсуждали друг с другом, сокрушенно качая головами или смеясь во весь рот. И только я оказывался в полной, гробовой тишине, уверенности в том, что у меня все замечательно. Возможность посмеяться над чьей-то беспомощностью - одна из тех причин, по которым мы не станем спасать этого человека. Даже мне это присуще, теперь. Но меня всегда еще и можно было хорошо использовать - за улыбку, особенно женскую, ботан Кармин совершал подвиги порой. Поэтому я больше не светлый паладин.
Безразличие. Насколько тебе говорят правду, настолько тебя и ценят. С одной стороны, это вполне обычный элемент доверия. Я не стану рассказывать все о себе, или даже некую важную мелочь кому-то с улицы. Хочется, конечно, чтобы так было, в неком идеальном мире, чтобы можно было завести беседу с любым прохожим, но в наложении на реальность представляется слабо. С другой, все зависит от того, насколько этот человек тебе важен. Не в смысле «полезен для какого-то дела», а «важен как личность» (приятен в общении, хотя бы). Иногда получается так, что человек «хороший» (если верить в существование объективной оценки) оказывается вычеркнутым обществом по какой-то причине. То есть, он как бы всем не нужен, хоть и хороший.
- Ответь, почему тебя постоянно видят с этим чудиком? Ты что, мне изменяешь? Он тебя отовсюду забирает, везде с тобой встречается, постоянно ты приходишь даже на встречи со мной в его компании, мне уже надоело, я даже не могу забрать тебя на машине нормально.
- Успокойся, милый, это просто друг, у которого я живу, типа такой непонятый художник. Ты же помнишь, какая у меня ситуация дома.
- Так живи у меня, почему нет?
- Я еще не готова к этому, прости...
- У тебя есть еще... еще кто-то?
- Ну что ты, что ты, милый, ты у меня один.
Получать больше. Никто и никогда не будет доволен общением только с собой или только с одним человеком, живя в большом городе. Горожанам нужна сцена, на которой они блистают - даже если они этого не осознают и не делают, тайно хотят восторга хоть от кого-то, хоть от зеркала. Когда речь заходит о материальных ресурсах, начинаются еще более тонкие игры - но и без жажды наживы хватает ценностей, за которые хочется грызться. Энергия эмоций, подпитка от других людей во имя себя, ради этого строятся не только треугольники, но и вовсе немыслимые ромашки с собой, любимым, в центре. Даже я пробовал это. Потом, не то, пытаясь понять ее, не то, пытаясь тоже стать таким. Я не знаю, кем я стал, и избавился ли от приобретенных новых свойств полностью. Да вы и так знаете, что я позер.
- Как ты можешь спокойно засыпать, доведя меня до такого состояния?
- Какого? Ты меня уже достал! мне завтра на работу, а ты все меня своими психозами и фантазиями доводишь!
- Ты можешь мне сказать, что я зря выдумываю, и что никого у тебя нет?
- Я устала уже! Я не хочу сейчас говорить на эту тему! Я хочу спать!
- Завтра поговорим?
- Спокойной ночи!
- И тебе. Кошмарных снов.
- Спасибо! Придурок!
Хорошо, когда есть достойная социальная позиция, ею всегда можно прикрыться. Работа, семья, благотворительность покрывают банальные встречи с кем-то другим. Это плохо? Сами встречи - нет. Плохо то, что приходится их покрывать. О множественной верности я уже говорил, что она нужна некоторым людям, мне среди прочих - но ее надо уметь организовать так, чтобы никто не пострадал. Правила игры могут быть любыми, но они должны быть известны всем участникам.
- Я же просил тебя сказать мне, что кто-то есть! Все видел, как ты на него смотришь! Не надо мне рассказывать, что ты ездила с друзьями, он же был там с тобой! Вы вдвоем проводили время у меня за спиной!
- Заткнись! и не лезь в мою личную жизнь!
- Ах, она уже твоя личная? А что в ней делаю я тогда?
- По-моему, мне пора с тобой расстаться!
- Прости, прости, прости, не уходи!!!
- Хорошо. Но больше не смей мне мешать.
Множественная верность или измена? Правда или обман? Обман во спасение или себе на благо? Я уверен, что черта проходит именно здесь: в одном случае человек верен нескольким людям и пытается удержать хрупкое равновесие, никого не поссорив, в другом - пытается обмануть всех, чтобы забрать выигрыш себе. Первое еще можно простить, как ложь во спасение. Второе - явная беззастенчивая ложь. Как определить их на глаз? Я не знаю. Пытаюсь научиться, методом проб и ошибок.
Время покажет, ошибся ли я сейчас, перенеся свою грязную сказку на чью-то жизнь. Но все мы с возрастом начинаем жить прецедентами.
- Я не понял, почему он с тобой так обращается, как будто ты его собственность. Кто он тебе? Я же твой парень, какого хрена он лезет?
- Зато я могу жить поблизости к тебе и ходить к тебе в гости после работы. У тебя-то жить не получается.
- А хотела бы?
- Конечно.
- Снова он идет. Я сейчас с ним разберусь!
- Пожалуйста, не надо, я сама.
Не исключено, что там была любовь, а я только помешал и выдумал еще двадцать любовных интрижек со злости. Но зачем было кошмарить меня, если там были чувства? Ушла бы себе, и все.
Жажда большего. Неуверенность в отношении = желание иметь запасные варианты и пути отхода. Паранойя разрастается по обществу метастазами. Поэтому я все же за прямоту и правду. Я научусь снова говорить ее и не принимать ложь и не подпитывать интрижки месяцами. Только мое восприятие того, что интрижки - это правильно или хотя бы допустимо, позволяло мне покрывать грешки в надежде, что не произойдет ничего плохого. Оно же позволяет мне жить так, как я живу, и считать, что я никому не мешаю и вообще достойный гражданин. Но все это вместе пора закончить.
Так все же, кто достоин правды? В идеале, каждый человек. Реально - тот, кто не причинит тебе вреда. Если врешь беззащитному, значит, хочешь нанести рану. Нет, конечно, ты вправе это сделать. Но только потом не надо считать, что это можно списать на какие-то побочные эффекты, найти оправдания, убедить себя, что это достойный поступок, за который нельзя наказывать или даже порицать.
Можете кидаться камнями, сколько влезет, я все равно паладин. Эталон поменял, да. Поэтому на абсолютную светлость не претендую и на доброе к себе отношение. Я стараюсь защитить и справедливость - и некоторые пороки. В частности, сами эти понятия друг от друга, вот в чем сложность. Поэтому я до сих пор не решил, насколько неправа героиня сказки, некоторые ее мотивы требовали обходных путей, с этим спорить трудно. Точно так же я отношусь с пониманием к некоторому минимуму темных поступков в жизни окружающих меня людей - пока не переполнится чаша.
Мои уровни грязи уже давно переполнены, и я стремлюсь к очищению. Оно не происходит так мгновенно, как в фильме «Дориан Грей» с ударом клинка по картине. Так проблемы только возникают, но не уходят.