Апофигей Эгоизма альтруиста

Mar 27, 2010 13:58

Я долгое время считал себя одним из последних выживших в этом мире альтруистов, окруженным безразличными и замкнутыми в себе людьми, а то и вообще циничными негодяями.

А по правде, наиболее эгоистичным, сконцентрированным на себе на 99%, слепым и глухим к реальным проблемам окружающих людей в моей жизни оказался именно я сам. Те же, кого я считал непревзойденными эгоистами, как теперь стало видно, - сдержанные и в меру общительные люди, отзывчивые, когда нужно, и ненавязчивые во все остальное время.

Как раз я - тот, кто замкнулся, сконцентрировав все свои интересы вокруг горстки угасающих идеалов и все возрастающих физиологических потребностей - превратился во все то, что внушало мне отвращение каких-то десять лет назад.

За прошедшие сутки меня изнутри наполнили таким объемом живого позитива, что он вытолкнул, так сказать, шлаковые включения наружу - и сейчас я чувствую себя грязным, или скорее, покрытым коркой из вышедших сквозь кожу мертвых клеток (если можно так выразиться применительно к очерствевшим участкам души). А внутри происходят «металлургические» процессы переплавки своего давно забытого хорошего с радостью, которой одарил меня близкий человек.

Не знаю, как у кого, о себе я сказал бы, что это случилось так. С детства я сочетал эгоцентризм с альтруизмом, - то есть, хоть и был склонен жертвовать чем-то своим, но исключительно в рамках своих идеалов, а не того, что нужно человеку на самом деле. Очень удобная форма альтруизма, скажу я вам. К тому же, на нее быстро нарастает морализм и склонность к нравственным оценкам, чтобы, не дай боже, не перетрудиться на благо «неправого дела». Чем больше этот «альтруизм» наслаивается на внешней поверхности личности, тем сильнее уходят вглубь истинные ценности, о которых боишься, что их разрушат, ранят, ущербят. Посредине же собирается и прессуется в плотную массу шелуха, шлак, выделения и прочие каловые массы духовного рода. Поясню сию фигуру речи: так замутняется призма мировосприятия и эталон оценки собственных поступков, ответственные за принятие решений и даже возникновение желаний.

То есть, со временем все желания разделились на три категории по слоям: псевдо-альтруистичные (желание помогать людям, но только так, как я выберу), жлобские (бытовой эгоизм, тяга делать хорошо своему телу и воплощать примитивные пороки любой ценой) и богемные (ах, я ранимый непонятый гений, душа болит от каждого пука). Причем средняя категория все разрасталась, запуская метастазы в соседние. Когда суммарный объем «верха» и «низа» становится равен «середине» - это критическая точка, за которой следует стремительный упадок личности. Конечно, я ее просмотрел и проигнорировал в свое время, даже не могу сказать, когда именно это произошло - пожалуй, еще этак лет шесть назад, даже не пять для ровного счета.

Критическая точка. После нее крайности обостряются и становятся очень болезненными. На альтруизм и ранимость не остается сил; время от времени то одно, то другое подводят, выходят из строя. Или не находится объектов для их реализации - и тут срединный эгоизм берет верх. Причем я бы даже обратился к английскому слову «selfishness» для описания этого чувства. Эгоизм, на мой взгляд, это нечто практичное и даже местами полезное, а «себячество» (если вольно переводить упомянутое слово) - может быть инертным самосозерцанием, переходящим в восторг чем угодно, что связано с Тобой, Любимым («я сегодня так нажрался, а потом так блевал!», «м, ты делаешь минет хуже той барышни, которая приходила вчера, может, ты у нее поучишься?», «вот, сижу, скучаю, расскажи мне что-то, например, какие на тебе трусики?»).

Питание для крайностей. «Центр» или «низ» требует пищи духовной, а «внешняя оболочка» или «верх» жаждет служить обществу. Казалось бы, стоит дать им необходимое, и они укрепятся, вытеснят «середину». Да, так и будет - но только если намеренно хотеть вытеснить «середину», то есть, инертное себялюбие. В противном случае, реализация альтруизма и душевных потребностей по отдельности от перевоспитания Себя (Любимого, напоминаю) приведет только к их усыплению и ослаблению. Я заметил в себе (а видел раньше только в других людях), как я меняюсь, когда меня «ублажили» - т.е., дали реализовать помощь окружающим и пощекотали эстетические чувства и ранимые эмоции - я тут же включаю тупой эгоизм на полную и игнорирую всех. Это отвратительно.

Итог. Основная мысль этого всего потока сознания в том, что себя легко обмануть, потому что хочется это сделать. Покрасоваться перед собой, превращая альтруизм в оправдание для сидения на своей заднице и чьей-то шее; защитить право на неврозы и истерики, хорошо утеплив его войлоком из бытовой наглости. А вот искупить годы заблуждений, - даже остановиться, осознать - ой как непросто.

осколки, Зверь, психология, my dark muse

Previous post Next post
Up