Оригинал взят у
dona_anna в
Туфли для Голды. Еще в 90е годы прошлого века в Израиле можно было услышать шутки на тему туфель Голды Меир. Дело в том, что долгие годы Голда носила один и тот же фасон обуви. В Израиле
этот фасон стал нарицательным, "туфли Голды", так как официально разрешенные туфли для девушек-военнослужащих во времена, когда Голда Меир была министром иностранных дел, были внешне похожи на туфли Голды.
Меня долго мучал исконно дамский зловредный вопрос: почему же Голда Меир, которая была одно время и премьер-министром Израиля, оставалась верна одному фасону туфель???
Ответ на этот вопрос я получила совершенно неожиданно в кибуце Аелет Ашахар во время
трехдневной поездки с экскурсоводом Инной Чернявской.
В кибуце воссоздана работающая сапожная мастерская, которая существовала в кибуце с 30х годов прошлого века.
Это были времена, когда обувь была настоящей ценностью и отношение к ней было иное.... Попадая в мастерскую вы как раз возвращаетесь в те годы, как в машине времени.
Мастерская находится в дном из первых кибуцных домов. Он построен в 1923 году, а сам кибуц существует с 1915 и как раз сейчас празднует свое столетие. Мастерская переехала в этот дом в 1951 году.
Дом отреставрирован и мастерская воссоздана Советом по охране исторических памятников Израиля (
המועצה לשימור אתרי מורשת בישראל).
Это Мош, единственный и неповторимый современный сапожник этой мастерской. Обратите внимание, как эротично артистично он держит колодку. И это не случайно, сам он человек очень интересный, но о нем ниже, а сначала о мастерской.
В 30е годы мастерская существовала в соседнем бараке и, в основном, занималась ремонтом обуви. В начале 40х в кибуце поселился Ицхак Штайнеман (на фотографии) из Германии. В Германии Ицхак был торговцем кожей и он знал секреты производства обуви. К нему присоединились 4-5 кибуцников и стали у него учиться шить обувь.
Начиная с 1951 года уже в в доме, который на первой фотографии, в течении 25 лет, постоянно шили обувь. В семидесятые годы обувь начали покупать и мастерская стала заниматься только ремонтом. Отец Моша, который работал в мастерской, очень любил свою работу и пытался бороться с закрытием мастерской. Он даже пытался чинить обувь бесплатно. Но кибуц все-таки закрыл мастерскую...
Почти 30 лет обувь тут не шили, только когда в мастерской появился Мош, пошив обуви возобновился.
Вот так выглядела комната, где сидели кибуцные сапожники, а было их немало, 4-5 человек. Спросите почему так много? Ответ был и для меня несколько неожиданный: вся обувь, в которой ходили кибуцники, шилась в этой мастерской! Долгие годы никто не покупал готовой обуви в магазине.
И поэтому неудивительно, что в мастерской столько индивидуальных колодок для обуви. Для каждого кибуцника, взрослого и ребенка, делалась своя колодка и обувь шилась по ноге!
На каждой колодке есть номер и все было зарегистрировано.
В мастерской можно увидеть бумажные выкройки, по которым шилась обувь.
Это картонные выкройки. И объявления, на которые стоит обратить внимание. Мы все привыкли к объявлениям в небольших магазинах типа "Ушла на базу сейчас вернусь", то тут на одном написано "Закрыто. Я сторожу ночью", а на втором "Сегодня я работаю в Народном доме". Не забывайте - это кибуц:)
Вся обувь и тогда и сейчас шилась из натуральной кожи. Чтобы шить из толстой кожи нужны специальные машины.
На чем шила мастерская?
Вот такой замечательный Зингер, просто тянуло пошить на нем:) На нем шьют верхнюю часть обуви.
Этой машиной Мош гордится. Она сделана в 1939 году, и я думаю, такую мало где можно увидеть. Она работает и может строчить очень толстую кожу, включая подметку.
Это очень сложная машина. Самое сложное, как вы понимаете, это заправить нитку.
Никто не знал, как заправить нитку. Мошу повезло, среди всякого старья, найденного в мастерской, он нашел схему заправки и теперь он шьет на этой машине.
Вот эту подметку пристрочил Мош. Сейчас уже и нет такой строченной обуви, вся клеенная. Строченная обувь, естественно, служила гораздо дольше.
Вот красивый шов, который Мош сделал при нас.
Как снимались мерки?
С помощью довольно простого приспособления, которое можно посмотреть в видео ниже, получали вот такой отпечаток. С него делали выкройку.
Что же шилось в мастерской в ее лучшие годы, когда кибуцники ходили в обуви, пошитой по индивидуальной мерке?
Свисающие сверху ботинки, это рабочие ботинки, которые выдавали кибуцнику раз в два года.
Новыми они выглядят поприличнее:)
А это - праздничные субботние ботинки, которые выдавались кибуцникам раз в пять (!) лет. И если у кого, например, свадьба, а ботинки уже старые, то сложными путями надо было с кем-то обмениваться, чтобы на свадьбе обувь выглядела поновей.
Детям кибуцников на Песах выдавали даже 2 пары обуви - одну пару новую, вот такую, например...
...а вторую ношеную от уже выросших детей. Я так понимаю, что это дети со старой собранной обувью.
Рабочее место сапожника - низенький столик. Почему сапожник должен сидеть так низко и согнувшись - не знаю.
Личный выдвижной ящик сапожника, очень трогательный. Кроме курительной трубки, еще фотография, видимо местечка, из которого этот сапожник приехал. Зовут сапожника Эрих, а фамилия открыта не до конца, не могу прочесть...
Инструменты сапожника.
Совершенно замечательный плакат, выпущенный Комитетом по языку иврит. Комитет по языку иврит существовал до 1953 года, а потом превратился в Академию языка иврит, значит и плакат выпущен до 1953года:) Плакат рассказывает, как на иврите называются части обуви, сапожные инструменты и приспособления.
Еще один замечательный плакат, рассказывающий об идеологических о танахических сандалиях(!). Уж не знаю, когда его выпустили, но вот что он рассказывает:
"1970. Танахические сандалии на ногу каждого израильтянина.
Каждое лето приходили с мамой покупать обувь на улицу Аленби в Тель-Авиве. И год за годом, пара, которая была идеальна для правильного развития, была пара танахических сандалий. Их дизайн почерпнут прямо из времен царя Давида, как и подобает народу, вернувшемуся на свою землю и к своей национальной идентичности."
И сейчас в Израиле много народу носит сандалии такого фасона из разных материалов. Некторые круглый год, только зимой носки одевают:)
Кстати, Мош сейчас во всю делает такие сандалии :) И довольно быстро, все шьет вручную. Опять же, в видео внизу можно посмотреть, как он это делает.
А где же про Голду?
А вот и про нее. Голда Меир всю жизнь носила ортопедическую обувь, шитую по ноге. И одно время, когда она была министром труда в правительстве Бен-Гуриона, она шила себе обувь именно в этой мастерской.
Именно такие ортопедические ботинки шили тем израильтянам, кто нуждался по медицинским причинам в специальной обуви, еще лет 10 назад, я их видела новенькими. Не знаю, как сейчас, не было возможности увидеть в последнее время.
Если кому очень надо - Мош может сшить.
Он освоил шитье на всех машинах сам, так как его отец не занимался пошивом обуви полностью, он делал только подметки. Все операции в мастерской были разделены и каждый сапожник делал только одну. Теперь Мош может шить обувь на заказ, чем успешно занимается.
Невозможно не сказать несколько слов о самом МОше, теперь главном и единственном сапожнике этой мастерской. Во время экскурсии он о себе много не рассказывал, а зря.
Мош - человек разнообразных интересов. Да, имя Мош - это сокращение от Моше. Для тех, кто вдруг не знает, Моше в русской версии Моисей. Современный иврит стремиться еще больше сокращать слова, вот и сократили Моше до Мош... Все жду, когда будут слова из одной буквы :)
Так вот, Мош совсем не собирался становиться сапожником. Его отец, который работал в мастерской с 14 лет, начинал как подмастерье, последние 30 лет своей работы занимался только ремонтом.
В детстве Мошу нравилось бывать в мастерской и играть с машинами, которые там стояли. Он нам рассказывал, что во время реставрации все эти машины он сам чистил и ремонтировал, сейчас все они работают. Шить его научила мама в восемь лет.
Он умеет профессионально жонглировать - научился, когда жил в Таиланде. Он профессиональный кондитер и собирается еще поработать в этой области. Кроме того, у него есть степень по экономике.
Мастерская фактически перестала работать уже в 90е годы и до 2009 года здание стояло практически заброшенное. В 2009 году был риск, что здание упадет и надо было искать возможность его отремонтировать. К Мошу, который тогда и не думал стать сапожником, но имел степень по экономике и хотел воссоздать выпечку хлеба в кибуце, обратилось кибуцное руководство, и он подал проект восстановления здания и воссоздания мастерской в Совет по охране исторических памятников Израиля. В мастерской сохранилось множество вещей, оставшихся от прежних лет процветания, что подходило для восстановления...
Совет согласился помочь и вложить деньги в проект, но при условии, что Мош его и возглавит. Мош не сразу согласился, все-таки имея степень по экономике, он рассчитывал на более "чистую" работу. Но в конце-концов, он решил стать сапожником.
Сначала, еще до восстановления, Мош сам разбирал остатки заброшенной мастерской и нашел там удивительные вещи - свидетельства истории. Он влюбился в это место, и когда попадаешь в мастерскую, то сразу это понимаешь, ведь он вложил в ее реставрацию часть души.
Надо сказать, что у Совета по охране исторических памятников Израиля в списке его восстановленных объектов, кроме мастерской Моша, больше нет таких активно действующих мест, в основном это музеи. Сапожная мастерская проводит занятия с детьми, рассказывая и показывая производство обуви, принимает экскурсии и, самое интересное, шьет обувь!
САм Мош - идеологический вегетарианец, но шьет обувь из натуральной кожи, т.е. ради дела поступается личными принципами. За что он заслуживает дополнительного уважения.
Рядом с рабочей комнатой есть специальная комната для занятий с детьми. Надо сказать, что занятия с детьми в сапожной мастерской древняя традиция. Сапожному делу учили с детства, а подростки работали подмастерьями.
Вот старые фотографии показывающие детей в этой мастерской.
Эти вполне себе что-то делают:)
И эти тоже. Не знаю, учат ли они специальность или просто знакомятся с ремеслом.
Тут совсем маленьким объясняют, откуда берутся их ботинки.
В этой комнате есть и забавные рассказы и картинки, рассказывающие о работе сапожника. Я покажу только картинки.
Обратите внимание - сапожникам помогают кошки:)
Обувь, которую шьет Мошь. Слева, на средней полке, под сумкой танахические сандалии.
Сувениры из сапожной мастерской, естественно сандалии в виде брелоков для ключей.
Окунуться в мир сапожной мастерской оказалось неожиданно интересно.
Видео на иврите, 3:37 мин., можно посмотреть и без знания языка. Все понятно и показан процесс снятия мерки и как Мош пользуется всеми этими интересными машинками.
Click to view
Сайт мастерской
http://sandlariya.co.il Должна сказать, что приватизация пошла многим кибуцам и кибуцникам на пользу. Вместо последнего поколения кибуцников, которое мы застали в 90е, и которое уже стремилось от кибуца только получать, растеряв всякую идеологию и идеалы, теперешние кибуцники разбудили свои еврейские мозги и придумывают самые разнообразные способы заработать. Кроме изобретательного Моша в кибуце Аелет Ашахар живет еще один знатный известный многим в Израиле кибуцник Эли Галили, который придумал
придумал трактор с повозками, на которых ездило уже пол страны в парке Агмон Ахула, и занял первое место в конкурсе мелких бизнесов, проводившемся газетой Йедиот Ахронот в 2013г...
Кроме того, в кибуце есть замечательный
музей археологических находок из Тель-Хацор Большое спасибо экскурсоводу Инне Чернявской, умеющей находить столь замечательные места в нашей замечательной стране. Ее странички на фейсбуке
тут и
тут Из этой экскурсии я уже показывала:
Самая разная флора из поездки вокруг Кинерета Из окна автобуса Инфа:
http://www.ayelet.org.il/index.asp?id=1826http://sandlariya.co.il/sample-page/http://www.shimur.org/%D7%A6%D7%A4%D7%95%D7%9F/articles/%D7%AA%D7%99%D7%A2%D7%95%D7%93%20%D7%94%D7%A1%D7%A0%D7%93%D7%9C%D7%A8%D7%99%D7%99%D7%94%20%D7%95%D7%9E%D7%91%D7%A0%D7%99%20%D7%94%D7%A8%D7%90%D7%A9%D7%95%D7%A0%D7%99%D7%9D%20%D7%91%D7%90%D7%99%D7%99%D7%9C%D7%AA%20%D7%94%D7%A9%D7%97%D7%A8