Оригинал взят у
ngasanova в
АРХИПЕНКО, АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ Александр Порфирьевич Архипенко - российский, французский и американский художник
и скульптор украинского происхождения.
Родился 30 мая 1887 года в Киеве, в семье инженера-изобретателя, сотрудника Киевского университета.
Его дед был художником-иконописцем.
Увлечение искусством пришло к Александру Архипенко неожиданно - после падения с велосипеда.
Неудачно прокатившись по одной из киевских улиц, тринадцатилетний Саша был вынужден несколько
месяцев пролежать в постели. В это время он начал копировать работы Микеланджело.
Архипенко А. П. Прошлое.
Из записей скульптора известно, насколько важным было для него еще с детских лет наблюдение за
работой сельских керамистов. Не случайно и то, что первые произведения Архипенко сделаны из
жженой глины - шамота.
«Очаровали юношу таинственные знаки с археологических находок, мощной силой дышали на него
формы скифских баб. Их безликие лица, каменные фигуры, на которых оставили свой след долгие
столетия, олицетворяли мощь. Наверное, от них пробудился особый дар - видеть сущность вещи,
обобщать форму».
В 1902-1905 годах учился в Киевской художественной школе, откуда его исключили за участие в
студенческих забастовках 1905 года. В 1906 году переехал в Москву, где продолжил образование
в частных студиях, сблизился с М. Ларионовым и участвовал в ряде выставок.
В 1909 году Архипенко приезжает в Париж. С 1909 по 1914 год живёт в интернациональной колонии
художников «Улье» (фр. La Ruche). Учится в парижской Школе искусств. В Лувре вместе с А.
Модильяни и А. Годье-Бжеско внимательно изучает древневосточную и средневековую скульптуру,
что отразилось в его ранних подражаниях искусству Древнего Египта.
Архипенко А. П. В кафе.
С 1910 года, когда Леже познакомил его с кубизмом, он апробирует приемы этого направления в
объемных формах, став одним из видных представителей кубистической скульптуры («Задрапированная
женщина», 1911 г.; «Идущая женщина», 1912 г.; Женщина с веером, 1914 г.). Фигуры формируются
пересечениями мощных геометрических объемов, иногда дополненных полихромией. Выставляется в
Салоне Независимых вместе с Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном. Художник открыл
мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине.
Архипенко А. П. Шагающая.
Архипенко активно экспериментировал со скульптоживописью, сочетая картинный фон и обрамление с
крупным рельефом и полихромией. Он работал и приемом сборки конструкций в единую форму из
различных материалов, используя в своих работах стекло, пластик, металл, дерево, целлулоид,
папье-маше, клеенку, что было абсолютно новаторским для того времени, переняв этот метод у
Пикассо («Медрано II», 1913 г.).
Его скульптуры, которые состояли из отверстий, вогнутостей и выпуклостей, демонстрировали
новый способ мировосприятия.
Архипенко А. П. Горе.
Именно природу скульптор считал своим учителем:
«ошибаемся, когда думаем, что приближаемся к природе, если точно воспроизводим картофель
или обнаженную натуру. Воссоздание ни к чему не приводит. Единственный способ, как уподобиться
к природе, - это изобретать. Изобретать в течение всей жизни».
Имя Архипенко стало символом новаций в парижской художественной жизни. Его считали своим учителем
такие мастера как Манцу, Джакометти, Цадкин, Мур, Колдер, Кавалеридзе.
В 1912 году вступил в группу «Золотое сечение». Создал серию фигур «Цирк Медрано», построенных с
помощью элементарных геометрических форм. В том же году, в Хагене (Германия) состоялась первая
персональная выставка Архипенко. Ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального,
нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие
с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.
Архипенко А. П.Сидящая обнаженная.
В 1914 году Аполлинер издал статью, в которой писал:
«Прежде всего Архипенко ищет чистоту в форме. Он воспитан на лучших традициях. Чары его
произведений во внутренней гармонии … В духовности его искусства чувствуются религиозные веяния,
сформировавшие его темперамент, церковные и наивные произведения, без сомнения, очаровали его
в детстве».
Архипенко А. П. Женский торс (белый торс).
В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области «скульптоживописи»,
сочетая трехмерное и плоскостное («Эспаньола», 1916 г.; «Натюрморт с книгой и вазой на столе’»,
1918 г.; «Две женщины», 1920 г.), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой
скульптурной практике используя пространство «внутри» и «пустоту» как изобразительный элемент,
равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы,
вазоподобные скульптуры: «Женщина, укладывающая волосы» (1915 г.), «Луч» (1918 г.),
«Ваза-женщина» (1919 г.).
Архипенко А. П. Постоянная женщина.
В 1921 году женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там
художественную школу.
Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко
имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе
на русском.
В 1923 году переезжает в США, а в 1929 получает американское гражданство.
В двадцатые-тридцатые годы Архипенко создал ряд реалистических произведений («Повернутый торс»,
«Диана», «Шагающая», «Желание», «Меланхолия»), а также академически традиционные скульптурные
портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской культуры.
Архипенко А. П. Карусель Пьеро.
В 1924 году Александр Архипенко изобрел специфический вид искусства под названием «архипентура»:
аппарат с мотором приводил в движение объект, состоявший из живописных элементов. Таким образом,
скульптор стремился отобразить ту сферу реальной жизни, которая не могла быть передана статической
живописью.
«Архипентура, - писал он в одноименной статье-манифесте, - есть конкретное
соединение живописи с временем и пространством». Изобретение А. П. Архипенко является
прообразом современных подвижных бигбордов, оно предвосхитило кинетическое искусство
второй половины XX века».
В 1924-1927 годах он экспериментировал и со «звуковой скульптурой».
Архипенко А. П. Медрано II.
Продолжая считать себя российским художником, Архипенко представил свои работы на Первую русскую
художественную выставку (Берлин, галерея Ван Димена, 1922 г.); выставлялся в Бруклине (Выставка
русской живописи и скульптуры, 1923 г.), в Филадельфии (Выставка современного русского искусства,
1933 г.) В 1927 году подарил бронзу «Грация, или Величие красоты» Государственному музею нового
западного искусства в Москве для русского раздела выставки «Современное французское искусство»
Архипенко А. П. Женщина расчесывает волосы.
Работы Архипенко экспонировались на выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства
(АНУМ). Созданному во Львове в начале тридцатых годов Львовскому Национальному украинскому музею
Архипенко подарил в 1934 году бронзовый отлив скульптуры «Ма - Раздумье». «Ма Раздумье» была лучшей
из трех композиций Архипенко две других - «Ма - Щедрая сила» и «Ма Видение» («ма» - ласкательное
сокращение от слова «мама»), Скульптурному триптиху Архипенко предпослал лирическое посвящение:
«каждой матери; каждому, кто любит и страдает из-за любви; каждому творцу в искусстве и науке;
каждому, задыхающемуся от проблем; каждому, кто ощущает и знает вечность и бесконечность».
Архипенко А. П. Ла Boxe.
Сидящая обнаженная 1929
В 1934 году художник оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго.
В сороковых годах экспериментировал с полупрозрачными, освещаемыми изнутри формами-объектами.
В США творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом - за сорок лет у него состоялось
более ста пятидесяти персональных выставок.
Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-928, 1940-е гг.), Лос-Анджелесе (1935 г.),
Чикаго (конец 1930-х г.), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-1936, 1952 гг.),
Нью-Баухаузе (1937 г.), в Институте рисунка в Чикаго (1946 г.),
университете Канзас-Сити (1950 г.); ездил с лекциями по городам США.
Александр Порфирьевич Архипенко скончался 25 февраля 1964 года в Нью-Йорке на пороге
собственной мастерской.
После смерти художника ретроспективная выставка его произведений была показана во многих
городах США.
Архипенко считается родоначальником кубизма в скульптуре, основанного на геометрическом
упрощении и динамических контрастах форм. Он одним из первых использовал экспрессивные
возможности «нулевой», сквозной формы и «негативного пространства».
Архипенко А. П. Купальщицы.
«Пустоты на моих скульптурах имеют творческие корни, и психологическая значимость этих
пустот также побуждает к творческому акту. Пустоты воспринимаются как символ отсутствия формы
и становятся основой для рождения ассоциаций и возникновения ощущения относительности»,
- писал Архипенко.
Архипенко А. П. Отличники.
О том, как он пришел к открытию своего творческого метода, скульптор вспоминал так:
«Где-то в 1911-м или 1912 году я глубоко осознал роль пустого пространства, но если быть
откровенным, то нужно сказать, что эта идея не давала мне покоя давно. Я был еще ребенком,
когда мои родители купили две вазы для цветов. У меня ни с того ни с сего появилось желание
придвинуть их ближе одна к другой, и что же я увидел? Нематериальную прозрачную третью вазу,
образованную пространством между двумя настоящими. Так возникла моя теория пустого пространства,
символизирующего несуществующий предмет. Конечно, только через много лет и после многочисленных
опытов во всех их разновидностях я по-настоящему осознал ее и был просто-таки в восторге.
После этого открытия неожиданно стал видеть повсюду пустое пространство, напоминавшее мне
разные предметы. Я начал использовать эти предметы в своей пластике. Выпуклое заменял вогнутым,
полное - порожним, создавал символы фигур и предметов, которых не было рядом».
Архипенко А. П. Два Ню. Обнаженные женские фигуры с тканью.
Архипенко А. П. Силуэт.
Архипенко А. П. Два ню. Женские фигуры.
Архипенко А. П. Мадонна в скалах.
Архипенко А. П. В Будуаре (перед зеркалом).
Архипенко А. П. Купальщица.
Архипенко А. П. Женщина на коленях.
Произведения Архи́пенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля.
Двенадцать его рисунков находятся в Эрмитаже.
Французский поэт-авангардист Блез Сандрар, сравнив Архипенко с первооткрывателем Колумбом,
посвятил ему стихи:
Скульптура Архипенко
Первое яйцеподобное яйцо
Оно держится в упругом равновесии
Словно неподвижная юла
На острие
Скорости
Оно выходит
Их красочных волн
Из цветных зон
И вращается в глубинах Голое
Новейшее
И тотальное
Источник: vkarp.com