Напишу-ка я, пожалуй, об опыте нашего школьного обмена, вернее о первой его части, которая только что закончилась.
Программы школьного обмена - это очень популярная вещь в Германии, здесь считается, что в подростковом возрасте ребенку очень полезно пожить пару месяцев в другой стране, в другой семье, походить там в школу и получить вот такой жизненный опыт - тут тебе и приключение, и расширение кругозора, и опыт общения с представителями другой культуры, воспитание открытости и толерантности, ну и, конечно, язык, который после такого погружения существенно улучшается.
Еще тут есть политический аспект - считается, что от таких обменов улучшается взаимопонимание между странами - не на правительственном уровне, а именно на бытовом, на уровне "французы не любят немцев". Поэтому такие программы охотно поддерживаются правительственными организациями, вот и в нашем случае обмен организовывало нижнесаксонское министерство образования и культуры.
До этого дети участвовали в коротком обмене с Францией - Мака один раз, а Нина аж два раза. Они ездили во Францию на 10 дней, а потом 10 дней у нас жили французские школьники. Но понятно, что десять дней это скорее отпуск, чем настоящая жизнь. Поездки им очень понравились, их развлекали, возили, показывали, они тоже всячески развлекали приехавших французов, но чтобы почувствовать по-настоящему, какова жизнь в другой стране, этого было слишком мало. В позапрошшлом году Мака прожила четыре месяца в Англии, в семье моих друзей Вани и Лены. Это тоже был очень интересный опыт и для нее, и для меня, и для принимающей семьи, но, к сожалению, он остался односторонним - у детей Вани и Лены были другие планы, и настоящего обмена детьми не получилось.
И вот в этот раз Нина написала заявление на участие в программе обмена, длящейся шесть месяцев - три месяца мы принимаем у себя школьника из Франции, а потом Нина едет на три месяца к нему домой.
Таким образом, к нам приехал 15-летний мальчик по имени Флориан Нано, и прожил у нас три месяца. Что я могу сказать? Нам с ним ужасно повезло. Он оказался очень скромным, вежливым, сдержанным и спокойным, и очень быстро включился и в нашу семейную, и в школьную, и вообще в подростковую жизнь. Вначале он говорил мало и многого не понимал, но со временем стал говорить все лучше и лучше, понимать все больше, принимать участие в разговорах, дискутировать на разные отвлеченные темы. Он ходил в школу, принимал участие в уроках, писал контрольные и читал доклады, и очень хорошо влился в коллектив. Он играл в гандбол в мальчиковой команде в Нинином спортклубе и ездил на выходные в спортивный лагерь. Он даже играл на ударных в классном духовом оркестре и принял участие в заключительном концерте, хотя никогда до того не брал в руки музыкального инструмента и не имел никакого отношения к музыке. В конце учебного года Нина с несколькими одноклассниками организовала прощальную вечеринку-сюрприз в саду у ее папы, куда пригласила всех детей из класса и еще нескольких мальчишек из гандбольного клуба. Ее одноклассник Карол, который помогал ей все это планировать, организовывать и делать покупки для праздника, сказал, что Флориан лучше интегрировался в классе, чем некоторые, кто учится здесь уже несколько лет, и с родным немецким. В общем, у него появились друзья - и в классе, и на гандболе - это здорово! В последние два дня у них были "проектные дни", посвященные теме беженцев, они ходили в общежитие для беженцев, общались с ними, слушали их истории. Это тоже был для него совершенно новый опыт, во Франции он с этой темой никогда лично не сталкивался, а здесь с интересом расспрашивал Маку, которая раз в неделю занимается с детьми беженцев немецким, и сам был в общежитии и общался с ними лично.
Дома Флориан тоже во всем участвовал, был с нами в Гамельне, гулял в компании наших друзей по Гарцу, болел за Нинину команду на турнирах по гандболу, варил со мной клубничное варенье, смотрел с Андреем футбол, ходил на фейерверк, ездилс нами в гости к моей маме, несколько раз был с Ниной на вечеринах у ее друзей, играл с Филиппом в компьютерные игры и даже ходил с Макой на демонстрацию. Я съездила с ним и с девчонками в Вольсбург в музей Phaeno, мы все вместе ходили в ресторан есть спаржу. Флориан довольно много помогал по дому, гораздо больше, чем Нина, которая делает все только после многократноых напоминаний, причем, в отличие от нее, он делал все по собственной инициативе. Он участвовал в наших воскресных планерках, выносил мусор, помогал с уборкой саада, разбирал посудомоечную машину, пылесосил и несколько раз готовил нам французские блюда.
Как известно, семья у нас не простая - в ней царит такой пэчворк, что человеку со стороны очень сложно разобраться, сколько в ней народу, и кто кому кем доводится. Раз в неделю, по вторникам, и каждые вторые выходные моих детей забирает их папа, мой бывший муж - и тут я несколько волновалась, как все это будет происходить в ситуации с Флорианом. Но Алеша сказал, что нет проблем, он может и Флориана тоже забирать к себе - и это прошло тоже на удивление гладко. Они на удивление легко нашли общий язык, и у них сложились очень теплые и сердечные отношения - и с Алешей, и с Диной, и с Диниными детьми. Они тоже на выходных всегда что-то вместе предпринимали и куда-то ездили, в общем жизнь у Флориана была разнообразной и насыщенной.
В последний школьныый день Флориан и Нина после школы поехали в парк аттракционов - Хайде-парк Зольтау, где встретились с другом Флориана Квентином и его партнершей по обмену из Букстехуде, которая поедет во Францию вместе с Ниной и будет учится с ней в одном классе. В последний вечер мы заказали домой китайскую еду и смотрели "Властелина колец". Флориан улетел домой 24 июня, а приехал к нам в начале апреля, таким образом, он прожил у нас почти три месяца. В аэропорту трогательно прощались, обнимались, было и радостно, и грустно. Нина воспринимала его как "еще одного брата".
Сложности, конечно, тоже были. Я от его присутствия особенных сложностей как раз не испытывала, оно меня никак не напрягало и не раздражало. Сложно, в основном, было Нине. У нее сравнительно недавно началась бурная и активная подростковая жизнь с друзьями и подружками, встречами, тусовками на улице допоздна, вечеринками, походами на озеро. Брать Флориана с собой на все эти встречи ей совершенно не хотелось, а уходить одной - ее грызла совесть, что она его бросает и оставляет одного, ну и я ее время от времени тоже грызла, в общем, она часто разрывалась и чувствовала себя неловко, хотя ближе к концу нашла разумный баланс между "вместе" и "каждый сам по себе". Ну и вообще, ощущение, что надо постоянно заботиться и отвечать за кого-то, далось ей нелегко. Хотя - надо отдать ему должное, он принимал это нормально и не обижался на нее, а был даже рад побыть один, поиграть в компьютерные игры или посмотреть видео на мобильнике, пообщаться по скайпу и чату с родителями и друзьями и тд, а когда она звала его с собой, он тоже охотно присоединялся.
Его родители сильно переживали, что он слишком много времени проводит за компьютером и мобильником, и даже просили меня забирать их у него, но я их успокоила, что жизнь у него здесь настолько насыщенная, что времени на гаджеты особо и нет, и если он вечером хочет немного расслабиться и поиграть, то это в порядке вещей. Родители недоверчиво написали "ну ладно", но, кажется, не очень поверили. Как бы то ни было, мобильник у него я не отбирала. Отдельным пунктом был язык - вначале мы очень старались и говорили дома по-немецки, но потом стали потихоньку на это забивать и, конечно, переходили между собой на русский. Правда, к тому времени Флориан у нас уже освоился, чувствовал себя комфотно, и ему это не мешало.
Мои сложности состояли в том, что я очень много парилась. Нормальная ли мы семья (нет, конечно!), и что про нас подумают, и мой пост о том, что мы не садимся каждый вечер вместе ужинать - он тоже оттуда. И что я редко бываю дома, и не готовлю каждый день, и что дома неубрано, и что... Ну и вообще - как ни крути, посторонний человек в доме, не пару часов, не неделю даже, а три месяца - тут уж как ни пытайся, ничего не скроешь, все прозрачно, как стеклышко, жизнь твоей семьи - как на ладони, со всеми косяками. Да еще подросток, о котором надо заботиться, и за которого я все это время отвечаю. Справляюсь ли я? Как ему у нас? Не скучает ли он, не грустит? В общем, это такой неслабый способ активизировать собственных тараканов, но и способ борьбы с ними - тоже.
В общем, могу сказать, что в целом я осталась довольна, и Флориан, к счастью, тоже, и Нина, и родители Флориана, что немаловажно:) Так что я считаю, что испытание выдержала с честью, и опыт считаю удачным.
Посмотрим, каким окажется пребывание Нины во Франции.