Вчера беседовали с Филиппом о том, чему надо учить детей в школе. Я делилась своими соображениями с точки зрения взрослого человека, который школу уже давно закончил и видит вокруг людей, которые тоже давно не учатся, а работают, и чего им в жизни остро не хватает - то есть, у них этого нет, но было бы нужно, а наверстать уже сложно. Речь не о специальном образовании, а о том, что неплохо бы всем знать и уметь, независимо от специальностию
Английский!!! Не надо учить в гимназии по два-три языка, это не к чему. Надо, чтобы люди за десять-двенадцать лет в школе нормально выучили английский, потому что потом языки учить во-первых тяжелее, во-вторых некогда. Нормально - это так, чтобы свободно общаться, читать и писать. Оксфордское произношение совершенно не обязательно, говорить в совершенстве без единой ошибки тоже. Надо уметь разговаривать настолько хорошо, чтобы поддержать беседу на любую тему, не растеряться, если по телефону позвонят и заговорят по английски, уметь сделать доклад перед группой, писать письма, в том числе и деловые, уметь писать "научные" работы со списком литературы, содержанием, сносками по правилам цитирования. Английский - язык международного общения, на нем говорят все, в какую бы страну не приехать. Академическое, научное общение во всем мире тоже происходит на английском. Все остальные языки - дело такое - знать их, конечно, хорошо, но совершенно неизвестно, какой понадобится.
Компьютер!! Пользование вордом и экселем. Ужасно беспомощны люди, которые не умеют вписать простейшую формулу в экселевскую таблицу. Врачи, социологи, научные сотрудники, которым это необходимо, оказывается, всего этого не умеют. Пользование пауер пойнтом. Делать доклады на нем. Аксесс, простейшие базы данных. Гугл, емейл, форумы, блоги, ютуб я не беру, этому все и так учатся.
Поиск информации. То, чему меня в силу профессии учили в институте, и теперь я не понимаю, как без этого можно жить. Где что найти, где что посмотреть. Как искать специальную литературу по данной теме. Библиотечные каталоги в интернете и как ими пользоваться. Вообще, пользоваться библиотеками - это, оказывается, тоже умеют не все. Есть врачи, которые закончили университет, и не умеют искать литературу. В общем, кроме гугла есть еще и другие источники информации, которыми необходимо владеть.
Такие предметы, как физика, химия, биология, география, история, политика, обществоведение необходимы в той мере, чтобы дать человеку представление о мире, в котором он живет. По этим предметам преподаются очень специальные и сложные вещи, которые никому не нужны, их все равно потом никто не помнит, если не занимается этим профессионально.Экология, охрана окружающей среды.
По географии должны преподавать такие умения, как чтение карты и ориентирование по компасу.
Совершенно необходимо преподавать еще экономику, психологию и философию.
Музыка, история искусства и культуры, литература - представление о том, что было создано человеческой цивилизацией.
Религию в школе преподавать, может быть, и не надо, слишком много это вызывает споров. Имхо, это все-таки личное дело каждого и навязываться не должно. Но все же с точки зрения опять же кругозора и культуры неплохо бы знать, кто такие Адам и Ева, Авраам, Исаак и Иаков, Моисей, Иоанн Креститель и Понтий Пилат. Впрочем, с этой точки зрения мифы древней Греции тоже нужно знать. Естественно, не заставлять детей читать молитвы. Духовные практики с детства возможны только в семье, я так - во взрослом возрасте по свободному выбору.
Литературы в школе тоже слишком мало. В России литература занимает много места в школьной программе, но почти не преподается зарубежная. В Германии литературы как таковой вообще нет, есть предмет "немецкий язык", на котором изучается не только грамматика, но детей время от времени еще знакомят с какими-то литературными произведениями, совершенно безо всякой системы. Не надо так подробно проходить отдельные произведения, типа месяц муссировать "Преступление и наказание", пока дети его не возненавидят, но надо как можно шире познакомить с тем, что было создано человечеством стОящего за время его существования.
Но литература это все-таки не так критично, потому что читать книжки человек продолжает и во взрослом возрасте, так что шанс познакомиться с литературным наследием у него еще будет, а вот систематически получить общее представление о том, как устроен мир в целом у него уже будет мало возможностей - получение профессии, семья, работа не оставят на это времени и редко какой взрослый будет просто так, не по работе а из чистого интереса систематически заниматься физикой или биологией.
Знакомить с разными видами творчества. Причем не только рисовать, а и такого, которым потом самому заняться дома вряд ли дойдут руки. Лепить посуду, делать украшения из металла и дерева, писать картины на холсте, паять, пилить, делать скульптуры и мозаику, выращивать цветы, разрисовывать стенки.
Играть на музыкальном инструменте.
Про язык страны проживания понятно. Стопроцентная грамотность, это не обсуждается.
С математикой вопрос спорный. Я бы тоже сказала, что она не нужна в том объеме, в котором преподается в школе, особенно в старших классах. Ну разве что как гимнастика для мозгов.
Напоследок я склеила Филиппу ленту мёбиуса, он провел по ней прямую, убедился, что сторона только одна и сказал "вау". Он про это никогда не слышал. Мне кажется, если на математике побольше заниматься такими штучками, то больше вероятность, что дети ее не возненавидят. А сколько всего интересного можно делать на таких уроках, как физика или химия! Кстати, а все знают, что такое лист мёбиуса или только математики? Мы этого в школе тоже не проходили, мне когда-то папа показал.
У кого-нибудь еще есть идеи, что нужно изучать в школе?