Говоря откровенно, в Эстергоме мы не планировали никаких посещений, помимо базилики Св.Адальберта. Эта самая первая столица Венгрии по плану должна была послужить нашей базой на следующие три дня, пока мы будем кататься по округе. Заехав в город, направились к отелю.
Отель выбирался по тем же параметрам, что и предыдущий, которым мы остались очень довольны, но из за "тфуса малеа" в городе, всё таки разгар июля, пришлось выбирать что-то приличное на вид, из того что осталось. Получили первый опыт разочарования в отеле, при том что люди мы крайне не привиредливые. У нас был заказан семейный номер на 4-х с завтраком в отеле
Szent István Étterem és Fogadó. Начнем с того, что адрес отеля в Букинге указан не верно - надо ехать на Magyary Laszlo u. При входе никого нет, стойки регистрации нет, хозяйка находилась в зале, где утром подают завтрак, пришлось её искать, там же на одном из обеденных стотлов у нее были разложены квитанции и заказы, попали как будто в древние века. Улыбающееся лицо хозяйки и якобы приветливая услужливость никак не могут ввести в заблуждение, когда начинаешь понимать, что попал просто в сарай. Пошли в номер, состоящий из двух комнат. Кондиционер был только в одной комнате и еле еле охлаждал её, во второй комнате никакого кондиционера нет и там можно было удушиться, ибо на улице стояла ужасная жара. Wi Fi работал отвратно и не тянул. На четверых людей, приехавших на 3 ночи - 4 дня, в туалете лежал только один рулон туалетной бумаги. Когда попросили еще, дала еще два. И всё, делайте что хотите. После 19:00 дверь запирается, выдали какой-то допотопный ключ, который с трудом открывает и закрывает дверь, ужасно неудобно. Вечером, когда возвращались с прогулки в отель, на втором этаже шли в темноте - видимо, хозяева экономят электроэнергию, чуть ли не на ощупь добирались до номера, и это с детьми. Но самый ужас - это завтрак. Это "театр одного актёра" - обслуживает на завтраке та же хозяйка, у нее есть помощница, которую практически не видно. Нас поставили перед фактом, что завтрак подается контитентальный (!), о чем не написано в описании отеля, и всё что захочется помимо того, что выдают - за отдельную оплату. Мы такого еще не видели - дали по стакану сока, стакан чая или кофе, в корзинке лежал хлеб и булочки, ровно 4 маленькие упаковочки маргарита и 4 маленькие упаковочки варенья, и отдельно каждому на маленькой тарелочке вынесли несколько ломтиков нарезанного сыра, колбасы и один кружочек огурца, помидора и вчерашнего перца. В последний день огурца и помидора даже не было. В общем, такого у нас еще не было, а я, скажем так, довольно опытная путешественница, но ничего не поделать, решили по любому насладиться по максимому в ближайшие дни.
Оставив чемоданы в отеле, решили пойти пешком к базилике. Шли, что называется, "туда не знаю куда", т.к. у меня сильно барахлил навигатор в мобильном. По дороге видели неплохие домики.
Как и решили, сначала пошли обедать. Попали в очень красивый ресторан, который расположен в крепостной стене под базиликой, называется он
Prímás Pince. Место, вне всяких сомнений, шикарное. Но цены совсем не бюджетные, просто к сведению.
Отобедав и полакомившись на десерт местным мороженым, поднялись на лифте к базилике. Нашему взору открылось монументальное здание, которое считается "венгерским Ватиканом".
На куполе были замечены люди. Дети спросили или мы тоже туда пойдем. Я с ужасом (у меня страх высоты, вроде как) ответила, что пойдем. Ну, надо же как то этот страх прорабатывать, не идти же у него на поводу=)
Эстергомский собор - самое высокое здание Венгрии и самая большая церковь страны. В списке крупнейших церквей мира занимает 18-е место. Мне он показался куда более крупным, чем базилика Св. Иштвана в Будапеште.
К открытию Эстергомского собора Ференц Лист написал специальную Эстергомскую симфонию. И здесь же при освящении храма это произведение было им же собственноручно исполнено. Это событие вспоминают до сих пор, и оно чуть было не затмило собственно открытие самого храма.
Базилика расположена на высоком холме на берегу Дуная, что визуально увеличивает её высоту. Базилика хорошо видна не только практически из любой точки Эстергома, но и из соседних городов, включая словацкий Штурово.
Главный фасад базилики украшен массивным восьмиколонным портиком коринфского типа, высота каждой колонны - 22 метра. Над портиком находится надпись на латыни - Caput, Mater Et Magistra Ecclesiarum Hungariae (Глава, Мать и Учитель Церкви Венгрии). По бокам расположены две башни, между башнями и центральным портиком находятся проходные арки.
Часы работы - специально сфотографировала.
К сожалению, в день нашего посещения базилики сокровищница была закрыта и мы в неё не попали. Википедия говорит, что в сокровищнице собора представлено богатейшее собрание церковных ценностей страны [4]. Экспозиция насчитывает более 400 шедевров ювелирного искусства, собранных эстергомскими епископами за несколько столетий. Наиболее ценные экспонаты - коронационный крест Арпадов, по преданию подаренный Иштвану Святому папой Сильвестром II, золотое распятие короля Матьяша Корвина, украшенное жемчугом и драгоценными камнями, обработанный кусок горного хрусталя времён Каролингов и чаша для евхаристии 1440 года.
Первое, куда пошли, это в крипту, т.к. она скоро уже должна была закрыться. В крипту ведет большая лестница, которую завершают огромные статуи.
Крипта выполнена в древнеегипетском стиле и служит местом упокоения для эстергомских примасов-архиепископов, начиная с Амбруша Кароя (умер в 1809 году).
Также в крипте похоронено большинство епископов-коадъюторов эстергомской епархии и члены кафедрального капитула базилики.
Среди захоронений крипты особо почитается могила кардинала Йожефа Миндсенти, деятеля Венгерской революции 1956 года, который после подавления восстания жил сначала в американском посольстве в Будапеште, а затем в Вене, где и скончался в 1975 году. 4 мая 1991 года останки кардинала Миндсенти были торжественно перезахоронены в крипте эстергомской базилики.
В крипте было прохладно и тихо, но её уже закрывали, и пришлось уходить.
Мы поднялись наверх и пошли осматривать базилику. Интерьер храма украшен фресками, мозаикой, статуями и мраморными колоннами.
Стены отделаны мрамором различных пород. Фрески выполнены мюнхенским мастером Людвигом фон Моральтом. Статуи созданы итальянскими скульпторами Пьетро Бонани, Пьетро делла Видова и австрийцем Йоханом Майнснером. Несколько скульптур принадлежат венгерским мастерам - статуя святого Стефана Первомученика выполнена Иштваном Ференци, статуя кардинала Яноша Шимора создана Алайошем Штроблем, а статуи на боковых алтарях выполнены Дьёрдем Кишшем,
В убранстве базилики Святого Адальберта выделяются четыре шестиугольных мозаичных образа большого размера, расположенные под куполом и световым барабаном. На них изображены четыре латинских учителя Церкви - Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Аврелий Августин и Григорий Великий
Одной из главных достопримечательностей церкви является капелла Бакоца, названная в честь эстергомского архиепископа Тамаша Бакоца (из рода Эрдеди), в период правления которого она была создана. Время создания часовни - 1507 год, таким образом, она более чем на триста лет старше самой базилики.
Часовня чудом уцелела во время турецкого разорения собора в 1543 году. В 1823 году, в период возведения современной базилики она была разобрана на 1600 частей, а после завершения строительства вновь собрана уже в новом храме[2].
Капелла располагается слева от главного нефа собора, выполнена из красного мрамора в стиле ренессанс итальянскими мастерами. Стены капеллы украшены в тосканском стиле. Часовня Бакоца - один из наиболее ценных сохранившихся образцов искусства эпохи Возрождения в Венгрии.
Орган базилики смонтирован в 1856 году, на время строительства он был самым большим в Венгрии и насчитывал 3530 труб, 49 регистров и 3 мануала. Орган претерпел целый ряд реконструкций, последняя по времени из которых началась в 80-х годах XX века и до сих пор полностью не завершена.
В настоящее время инструмент насчитывает 85 регистров и 5 мануалов, планируется к завершению реконструкции увеличить число регистров до 146, что сделает его третьим по величине органом Европы. Размер труб инструмента колеблется от 10 метров до 7 миллиметров.
В 1856 году на освящении базилики Ференц Лист исполнял на соборном органе Гранскую мессу (Гран - немецкое название Эстергома), написанную им по случаю окончания строительства собора.
Первая церковь на месте современной базилики была возведена Иштваном Святым в период между 1001 и 1010 годом, вскоре после его коронации в Эстергоме как первого христианского короля Венгрии. Храм был освящён в честь святого Адальберта Пражского, который посещал Венгрию и погиб в 997 году во время миссии в Пруссии. Церковь святого Адальберта стала первой христианской церковью Венгрии.
На протяжении последующих двух столетий церковь несколько раз серьёзно пострадала. В конце XI века она почти полностью сгорела. Не успели закончиться восстановительные работы, как церковь была вновь разорена монгольским нашествием, что вызвало необходимость нового восстановления. В 1270 году в храме был похоронен король Бела IV. Разорение Эстергома, предпринятое в 1304 году Вацлавом III, претендентом на венгерскую корону, окончательно уничтожило первый эстергомский собор.
В XIV веке было выстроено новое здание собора святого Адальберта. Архиепископы XIV и XV столетий усердно трудились над украшением собора, при храме была организована обширная библиотека. В 1543 году во время турецкого нашествия Эстергом был захвачен, а собор почти полностью разрушен. Эстергомские архиепископы вынуждены были перенести свою резиденцию в Трнаву (совр. Словакия).
Эстергомское архиепископство было восстановлено только в 1820 году. Архиепископ Шандор Руднаи решил построить на месте двух предыдущих соборов грандиозную базилику, которая должна была вернуть Эстергому статус религиозной столицы Венгрии.
Первоначальный проект базилики создал архитектор Пал Кюнель, а строительные работы возглавил Янош Пакх. Первый камень будущего главного собора страны был заложен в 1822 году, связующим звеном с предыдущими соборами стала капелла Бакоца, аккуратно собранная в новом здании в 20 метрах в стороне от её первоначального местоположения. В 1838 году Янош Пакх был убит. Строительство базилики возглавил архитектор Йожеф Хильд, который внёс в первоначальный проект ряд изменений.
В 1848-1849 годах строительство прерывалось из-за революции. После подавления восстания возведение собора продолжилось.
В 1856 году строительство было закончено, освящение собора состоялось 31 августа. Собор был освящён в честь Вознесения Девы Марии и с тех пор носит двойное имя: Вознесения Пресвятой Девы Марии и святого Адальберта. Отделочные работы продолжались ещё 12 лет и были полностью завершены в 1869 году.
Закончив осматривать базилику, поднялись наверх. Тут тоже нашли много чего интересного.
Но самое интересное наверху - это, несомненно, вид на Дунай и Словакию, она как раз напротив Эстергома, через мост.
Поднялись еще выше, а вот дальше на купол уже не пошли, не осилили, все ж таки это был день переезда из одного отеля в другой, мы уже были уставшими. Очень красивые виды нам открылись с этой террасы.
Дворец архиепископа, за базиликой.
Спустились вниз и пошли гулять, нашли мапятник, который увидели сверху.
Ну и без мистики, у меня, никогда не бывает=)) Напоследок увидели какой-то знак в небе, сильно напоминает Т, который видели везде в Ассизи, знак Франциска Ассизкого.
Вернувшись в отель, подкрепились купленными в Tesco продуктами и отдыхали.