Продолжая
http://alla-kot.livejournal.com/92300.html По дороге от Астары к Бендер -Энзели.
По пути встречаются красочные плакаты с приглашением посетить древнюю этническую деревню. Нюанс, в нашей программе «Ляп». Горная деревня «Масуле», посещение которой запланировано на завтра, сегодня окажется у нас просто по пути.
Миракль не знал специфики места, а иранцы настолько деликатны, что не поправляют московских партнеров. Или может здесь пример, кто за что отвечает. Ну как не заехать?
Едем!.
Масуле находится в горах, однако не следует считать, что это прятавшийся от всех городок. Город издревле стоял на этой важной дороге через горный перевал. Жители занимались торговлей и ремеслами - металлургией, гончарным делом, изделия из дерева. Вообще то, это так сказать, новый Масуле, а старый Масуле находится еще выше.
Стоп светофор и касса. Дальше ехали не долго, практически просто искали место парковки. Масуле, этническая деревня, типа Кандован, той, что мы посетили в районе Тебриза.
http://alla-kot.livejournal.com/tag/Кандован .
Автобус остановился на автостоянке напротив большого туристического комплекса. Здесь все выходят и идут пешком дальше вверх по дороге. В чистейшем горном воздухе разносится шум бегущей воды.
Машины были припаркованы и дальше, и широкая автомобильная дорога продолжалась. Река в этом месте поменялась местами с дорогой и теперь оказалась справа за парапетом. Меж зелень деревьев на противоположном берегу ярко проглядывают охристые фасады домов. Еще не ясно, что представляет из себя поселение. Видно только, что оно расположено на крутом склоне горы, пик которой возвышается за ним. Желтые дома лишь угадываются через пелену облаков и тумана.
Горная река за парапетом, быстрая и на вид немноговодная, но глубокий каньон ее берегов подсказывал, что у нее бывают и другие сезоны. Истоки реки Масуле расположены недалеко, в горах Масуле-Даг, на высоте около 3050 метров, а само селение находится на 1050 метров, от уровня моря, вот такой перепад потока мимо.
С дальней набережной открывается «Открыточный» вид на дома города. Словно контейнерные кубики на складе, без видимых промежутков и намеков на улицы, дома стоят друг на друге. Все фасады, не реально близко к некой плоскости, как будто сдвинутые ближе к зрителям.
Совсем удивительно, карниз дороги над городом и машины на ней.
Мы поднимались по дороге и как будто проходили мимо «картины».
Дошли до арочного мостика через реку, Масуле-рудхан. Вблизи, мостик несколько разочаровал своим лубочно- туристическим видом. Перила под плетень оказались искусно сделанные из бетона. Такие стандарты мы уже встречали в другой этнической деревне, Кандован. Мостик оказался не только пешеходным, а и автомобильным.
Дорога ушла вверх, там другая деревня и другие туристы. Вверх по дороге, на расстоянии примерно двенадцати километров, расположены руины «Старого Масуле». Тысячи лет назад на его территории появились первые поселения, что подтверждается историческими документами и данными археологических раскопок.
К числу туристических достопримечательностей района Масуле относятся прекрасные водопады на притоках реки, «Абшар-Масуле», «Харбу-Масуле», «Парде-сар-Масуле» и «Хелдашт-Рудбар-Масуле», уникальная ледяная пещера с подземными источниками.
Вершины Шах-Муаллим, Асеман-кух, Ласесар, Тарушум и Канд-Калла, вокруг селения Масула притягивают к себе сотни альпинистов. Тысячи местных и зарубежных туристов приезжают в расположенные здесь, Дарсар, Лашкергах и Халил-даш, -великолепные места для летного отдыха.
Автомобильная дорога ушла в горы, а мы спускаемся по ступеням вниз, на территорию городка, туристическим проходом, как будто специально суженным. Невольно ожидалась еще одна касса и турникеты, но это оказался прогон
прогон через сувенирный рынок расположившийся вдоль набережной реки. Национальные наряды, шали, коврики, куклы, сувениры в великой яркости.
Этнодеревни - быстро развивающееся и одно из перспективнейших направлений в туризме.
Путешествие «в народ» предполагает знакомство с обычаями, традициями, обрядами, архитектурой, народными костюмами и праздниками.
Но это кому как повезет. Пока по факту это, бродилки по незнакомому городу, тоже интересно.
Исключительно Иранский сувенир, древний амулет, ромб с подвесками. Палочками крест накрест через центр ромба амулет напоминал яркого воздушного змея с густым опереньем хвоста. Навесы над торговыми столами скрывали городок на склоне из виду, поэтому всем нетерпелось убежать вверх.
Наконец, стали встречаться проходы, ведущие в город частыми ступенями с редкими площадками. Улицы, уходящие вверх лестницами и разделенные на несколько полос. Полоса водостока, довольно глубоким желобом, повторяет уклоны лестницы с верху до низа. В местах площадок, даже кратких, на водоводах устроены гасители скорости потока. Лестничный марш, посередине, разделяет узкая полоса пандуса, пригодного, разве что скатиться на скейтборде. В общем, город пешеходный, явно не рассчитан на транспорт. (Большая розетка в квадрате на стене дома, это не металлическая решетка, а традиционная деревянная рама).
Сам городок не бутафорский, в нем есть жители. Женщины одеты в длинные одежды и в покрывала, но на свой манер. Ткани в основном цветные с набивным рисунком. Покрывало особенным образом накинуто на голову и на плечи, но локти и руки свободны. Нижние полы чуть придерживают или просто скрепляют для удобства.
По дороге встречались столбики с ершиком стрелок указателей направленных в разные стороны. За одним из поворотов вышли на широкую и прямую как проспект лестницу ведущую на верхние крыши. Туристы стоят на них всюду, словно яркие диковинные птицы.
Крутые лесенки манили все выше, но дома поначалу не интересовали, как скучного вида коробочки на склоне горы.
Но потом, когда мы оторвались дальше и выше, на террасы и крыши, откуда открывались виды, на город сверху, на крыши, дворики, базары, на ущелье и склоны гор, то нас охватило абсолютно потрясающее ощущение.
Удивленные туристы толпами гуляют по крышам, заглядываясь вниз и делая снимки и фотографируясь на фоне города.
Само расположение поселения в месте, на крутом склоне горы с небольшим амфитеатром, с перепад высот улиц более 120 метров, привело к появлению характерной архитектуры строений Масуле. В схеме дорог и проходов город похож на вывернутый глобус. Меридианы лестниц расчертили склоны сверху вниз, а дома своими фасадами и кровлями вытянулись параллелями ступенчатых террас.
Высокое крыльцо, резная гербовая табличка у двери и площадка с оградой перед ней, выдают муниципальное учреждение. С верхних террас открывается прекрасная панорама на ущелье. Горы в дымке, поросшие лесами склоны и тонкие линии горных дорог.
А город сверху не очень заметен из-за своих плоских земляных крыш. Так, крыши нижележащих домов служат террасами и смотровыми площадками для вышестоящего яруса. Иными словами, гуляя по улицам селения, фактически ступаем по крышам домов.
Я стою на самом краю крыши дома, что бы поместить в кадр фасад дома над ним. Вымощенная камнем дорожка улицы проходит узкой полосой у самых стен. Под каменными плитами дорожек скрыты водоотводные каналы, которые выходят к каналам, идущим вниз вдоль лестниц.
В городе есть и одно и трехэтажные дома, но традиционный дом двухэтажный. Строились дома из камня, необожженной глины и деревянных балок и ветвей можжевельника. Фасады и крыши сезонно промазываются местной глиной, которая добывается на берегах реки Масуле-рудхан. Типичный дом жителя Масуле имеет двухстворчатую входную дверь, открывающуюся вовнутрь и с парой стучалок на створках(мужская и женская). Замок на двери навесной, крепит средний дверной брусок с верхней перекладиной коробки. Большая лестница с первого этажа ведет на второй. Там располагаются просторная гостиная террасой или с балконом, хозяйская летняя комната. Кроме того в доме есть кладовые (склад), хозяйственные помещения и комната предназначенная для зимовки. Над входной дверью присутствует небольшое оконце. Словно для фонаря или надвратная ниша.
Все крыши имеют наклон в сторону горы, словно скворечники. Так с карнизов не каплет, сам вниз не соскользнешь и именно поэтому, так необыкновенно выглядит город снизу без видимых крыш.
Немного попривыкнув к виду города, невольно начинаешь обращать внимание на детали.
Простые на вид фасады каждого дома удивительно гармоничны за счет расположения и оформления проемов. Их выбор не случаен, а подчиняется некой потребности внутренних помещений. Над проемами, как обязательное, имеются дополнительные маленькие оконца. Второй особенностью домов, несомненно, является наличие веранд на верхних этажах. Веранда гостиной комнаты, это не обязательно балкон. Большой проем на фасаде начинается от пола. Его деревянное заполнение трехчастное. Нижняя часть глухой филенкой или двойная, резное ограждение снаружи и двери с остеклением открывающиеся вовнутрь. В верхней части проема невысокая горизонтальная рама.
В старых домах, резные детали и сложные рамы окон особенно красивы. Остекленные, они больше похожи на витражи. Традиционным ремеслом жителей Масуле была работа с древесиной и резьба по дереву. Вообще, все окна и двери в домах городка, выделяются добротностью, качеством и стилем.
Город живет своей жизнью, в чем то обновляется, бережно сохраняя старое. Жителей особо не видно, но они повсюду и спокойно наблюдают. На летний сезон многие жители на заработках, в долине.
Несмотря на кажущуюся хаотичность застройки, город имеет традиционную планировку модели мира, народ, бизнес, религия, власть. От центра по четырем направлениям, на западе муниципалитет, на востоке мечеть, на севере жилые кварталы, на юге базары.
Микрорайоны города, в зависимости от яруса и расположения исторически разделяют на Ханебар, Кашесар, Асад-махалла, Масджедбар, Рейханебар. Каждый дом имеет адрес и номер. От современности в городе есть электричество, телефоны автоматы, банкомат, видеонаблюдение, ящики для пожертвований, в домах газ, звонок на двери.
Местный Гранд-базар, представляющий собой торговый центр селения, расположен в четыре яруса, на каждом из которых есть выход в расположенный на данной высоте район.
На базаре можно встретить мастерские кузнеца и точильщика, хлебопекарни, бакалейные лавки, традиционные кофейни.
Местные ресторанчики, с видами на город и ущелье, готовы потчевать гостей до ночи. Пока рассаживались на чаепитие, в ожидании, успели обойти прилегающие лавочки местных мастеров. Очень интересная местная керамика. По гамме и технике работ похожи на кавказскую и Каппадокийскую, своими плоскостями цветными шишечками.
Во всех уголках города раскинулось множество лавок полные всевозможных сувениров и ручных изделий. Вязаные, плетенные, нашитые, выструганные из дерева, слепленные из глины...
В восьми милях выше от Масуле, находятся руины Старого Масуле. О причинах возникновения здесь поселения и переезда жителей из Старого Масуле есть несколько мнений. Самой популярной причиной считается то, что здесь находится могила одного из потомков седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима. Во время одной из войн он был ранен возле этих мест, умер и был похоронен. Таким образом, вокруг почитаемой могилы постепенно сформировался нынешний поселок.
Площадь около мечети, стены соседних зданий и самой мечети содержат плиты различных захоронений.
Рядом с входом, в стену вмурованы старые мраморные плиты, а выше размещен плакат с увеличенной фотографией вида этой мечети в давние времена, на которой видны эти плиты на месте.
На площадке примыкающей к мечети с южной стороны кладбище побольше, но не современное городское, а по всему особенное.
Уже понимая, что любая терраса это чья то крыша, плиты на ней вне понимания. Там же стояли ритуальные столики в виде высокой тумбочки с дверцами словно кухонные.
Хотя при строительстве сегодня используются современные материалы, кирпич, блоки, металл, внешний вид зданий выдерживается в традиционной схеме. Стены зданий и крыши оштукатуриваются, обмазываются и окрашиваются. Деревянные двери, окна в витражах розетками, веранды балконами, цветы в горшках, все это очень украшает деревню и придает ей особенные черты.
Название деревни «Масуле», было уже известно в восьмом и девятом веках. Так как, и селение, и гора, и река имеют одинаковое название, то есть разные версии происхождения названия. По одной из версий, "Мосс" в иранской культуре означает гору, а второе слагаемое "Ole" означает сливаться с "в" уменьшительной концепции "как". Таким образом, деревня «Масуле», переводится как "Высокая Гора" или " Слившееся с горой". (Ряд светлых столбиков на склоне горы, это электрические столбы вдоль дороги ведущей к Статарому Масуле и на перевал на запад).
Дома, словно игрушечные, расстояния обманчивы. Единственный купол и минареты мечети служат хорошим ориентиром в лабиринте переходов.
Дома целых улиц прилеплены к склонам, но при этом всем они расположены ярусами, и крыши нижнего яруса составляют улицу более верхнего яруса. В новых крышах встречаются дымовые трубы, трубы вентиляции и даже световые окна из стеклоблоков. Машин, конечно же, в деревне нет, лишь в самом низу за рекой.
Вышли к мечети, на крышу. Спуск ко входу и на площадь, в треугольную с виду щель меж крыш.
Время пролетало незаметно.
Быстро стемнело, к семи часам стало совсем темно. Зажглись огни на улицах и в кафешках. Горный туман, нависший над городом и долиной, отражая свет городских огней, видился над городом словно небо, мягко спустившееся на ночлег.
Вниз с гор спустились на удивление быстро, 15-20 минут и уже в долине, где в Бендер - Энзели нас ждал отель на берегу моря.