В гостях в особняке

Mar 11, 2016 23:00

Сделала массу открытий, для себя, за одно посещение городского особняка.


Малозаметное двух этажное здание рядом с Михайловским замком никогда бы не привлекло мое внимание, если бы однажды, торопясь на выставку в замок, не завернула за угол, сокращая путь.



К колонне козырька над входом было приковано Расписание доступных мероприятий и экскурсий по зданию.
Хотя особняк по адресу Садовая 4, и носит имя графа Д. А. Милютина, по сути это
казенный «Особняк военного министра». В этом доме живут интересные истории. Многие из которых, неожиданно находят параллели в нашем времени.


Уникальная по сохранности городская усадьба расположена в центре города, в непосредственной близости (видимости) от Михайловского замка. Пастельного цвета фасады сегодня теряются за голыми деревьями зимнего парка, а в летнюю пору похоже их и вовсе скроет листва.


Усадьба состояла из дома-особняка, служб (конюшня, каретный сарай и пр. ) и двора между ними. Построенный в 1874 году, по указу императора Александра II, комплекс был предназначен для проживания и работы главы военного ведомства России, Военного министра. Проектирование и строительство контролировал сам граф Дмитрий Алексеевич Милютин, под себя.


П-образный план дома, немного растопырен как у трапеции.
Первый этаж и большая часть второго по Садовой улице, служебные. Личные покои семьи министра располагались в отодвинутом в сад крыле. На втором этаже, угловую комнату прямоугольником занимает музыкальная гостиная, большая комната с балконом зала для танцев. Незаметный, цокольный этаж занят под хозяйственные службы.


В доме три лестницы и три выхода. Главный вход в особняк расположен с угла через угловой вестибюль который имеет два входа. Из сада со стороны Инженерного замка и прямо с Садовой улицы. Стены дома оказались на удивление толстыми, о чем, глядя на небольшой домик со стороны, совсем не подумается. И только открыв входные двери, заметишь, что попадаешь в глухой тамбур меж пары дверей в толстой стене.



Неожиданности открываются с порога. За глухим тесноватым тамбуром дверь открывается в просторный холл высокой восьмиугольной башней с ярко выраженными чертами фортификационной архитектуры. Сводчатый потолок по аркам имеет ребра, которые, в свою очередь, начинаются от угловых колонн. Картину дополняют круглые оштукатуренные окна над входными дверьми и мозаичный пол. Как будто отражением потолков, на полу лежит восьмиконечная розетка. Небольшим кружком по центру и вогнутыми дугами от колонны к колонне, копируя широкие арки.


Гостей встречает хозяин. Не граф, но служивый, в парике и в военном мундире. Надо сказать, гостеприимство приятно согрело. Каждому гостю уделено внимание, радушное приглашение и терпеливое ожидание. Гостей не заставили ждать внизу, мы спустились в вестибюль к началу экскурсии. Из нижнего вестибюля вверх уходят марши лестниц, застеленные ковровыми дорожками. На промежуточной площадке Конторка «ресепшен» и проходы в помещения первого этажа.


Немножко сложно рассказывать об особняке в исторически прошлом и в настоящем времени. Дело в том, что со времени строительства и до сегодняшнего дня этот особняк находится в собственности военного ведомства. Вначале служебная квартира и канцелярия военного министра, затем канцелярия военного министерства и отель высших чинов военного министерства, сегодня мини-отель, гранд-отель «Оборонсервиса». Интерьеры и отделка практически не изменились. Строгость присутственных мест и предельно допустимая экономная в отделке светских публичных мест.
С площадки первого этажа, мимо конторки администратора крыло в сторону к гардеробной, в сторону напротив - к бильярдной. Пустых стен нет. Дверные проемы и небольшие ниши, предусмотренные для светильников. Сегодня в них стоят бронзовые декоративные статуи.


Бильярдная для постояльцев отеля на первом этаже, в зале окнами во двор. При министре Милютине, в ней располагалась первая приемная военной канцелярии и стояли конторские столы. Стены, выкрашенные в зеленый цвет, без украшений, простой гипсовый карниз под потолком, паркетный пол в елочку. Все просто, только вот стены причудливо изогнуты, то скрывая углы, то в полукруге.
На месте ниши с порталом, в которой сегодня размещены бильярдные кии, находилась дверь в другие помещения канцелярии и к служебной лестнице во двор. До назначения Милютина на пост министра, под нужды канцелярии военное ведомство арендовало по городу больше сотни помещений. В ходе начатых реформ военного ведомства, были крупные сокращения. Почти вся канцелярия разместилась здесь, и были сокращены до тысячи человек. Конечно, были и недовольные.


На втором этаже, над канцелярией, находится комната точно таких размеров, вытянутым овалом. Парадная столовая. Кажется, в доме это самая мрачная и тяжеловесная шкатулка. Темные стенки и резная крышка. Фигурный карниз с плодами и с масками животных создают атмосферу кабинета охотника. Предметов интерьера немного. На стульях и диванчиках записки с воззваниями, не садится на ценности дома.
При строительстве, особняк получил не только продуманную планировку и соответствующие помещения, как служебного государственного, так и личного светского назначения, но так же самое совершенное домовое оборудование. Отопление, водопровод, канализацию, освещение и газ. При этом отделка помещений, строгая суховатая в служебных помещениях и довольно экономная, без излишеств, отделка светских комнат. Темная отделка потолка и панелей под резное дерево в парадной столовой, всего лишь искусная окраска. А вот, все камины в доме оригинальные, действующие и работающие по принципу калорифера (или канального нагревателя) - таким образом, что нагретый камином воздух переносится в другие помещения по каналам. Регулирование направление осуществляется системой специальных заслонок в стене над камином.

В столовой на стенах две картины в рамах. При ближнем рассмотрении это оказались вышивки гладью. Картины о баталиях, времен до революционных, а солдаты на них в шлемах «буденовка» с синей звездой. Оказывается, история обмундирования первых красноармейцев отсылает в 1916 год, когда была разработана и утверждена новая форма царской армии. В 1919 году красные нашли и захватили склады уже готового военного обмундирования нового образца.



Поднимаясь по лестнице на второй этаж, прежде попадаем на просторную, опять же овальную площадку. Так называемое, теплое верхнее фойе.
В нишах между дверей стояли газовые светильники торшерами. По типу того, что сохранился на верху лестницы до сих пор. А ведь подобные светильники мне уже встречались раньше, только кто бы мог подумать что когда то это газовые фонари.
Плафон над лестничной клеткой некогда украшала роспись. Но не по штукатурке, а живопись на холсте. В то время было модно использовать готовые купленные полотна в оформлении плафонов. Потолок утрачен, во время войны сюда попал снаряд.

В верхний вестибюль к лестнице выходили 5 дверей, за которыми находились: Фельдегерская (служба связи и почты) с отдельным выходом во двор и к конюшням.
Адьютантская. За ними шли вспомогательные и дополнительные помещения. Рабочая библиотека, гардеробная, рабочий кабинет и спальня министра. Министр работал круглосуточно. Рядом, анфиладой комнат располагались, приемная министра и советников, большой парадный зал, парадная столовая.



Круглая гостиная, находится над входом в особняк и соединяется с адьютантской внутренними дверьми. Оригинальный плафон утрачен во время войны, но и пустой, он больше подходит к стилю министра. В рабочие будни это была приемная советников военного министра, а во время раутов использовалась для отдыха. Попеременно, комната становилась, то буфетом, то Парадным кабинетом где мужчины могли потолковать о своем (о войне, об интригах, о женщинах), то игровой в «степенные» игры. Смысл игр в назначении штрафов (фанта) и в выполнении шуточных штрафных заданий.


В другом углу дома находится «голубая» гостиная. Угловая комната, окнами выходящая в сад, примыкает к личным комнатам семьи и в дни приемов служила, то дамским будуаром, то музыкальной комнатой. Это особенная, во всех отношениях, комната. Мужчинам, вход в дамский будуар, был категорически закрыт, кроме хозяина дома, а он, разумеется, никогда не разглашал, что там происходило, и о чем вели разговоры дамы.
В этой комнате, в очередной раз, удивил камин под угловым окном. Камин, под окном! Мы даже в него заглянули, пытаясь разгадать коленца дымохода. И что интересно, на фасаде дома ничто не выдает дымовую трубу.


Между угловыми гостиными расположился большой парадный зал приемов и танцев. Большие окна, зеркала в простенках, громадная оригинальна люстра под свечи. Лепнина на потолке, двери в разные стороны. На балкон, в гостиные, в столовую, на лестницу и в фойе.
По периметру зала быстро были расставлены стулья и мы начали знакомство с правилами, с нравами и с бальным этикетом. Во-первых, балы и рауты проходили зимой (в зимнее время года). Дороги сухие и проходимые, нечистоты замерзли. А летом все на дачах, на свежем воздухе и среди природы.
На балу действовали строгие правила и регламент. Как общаться, как пригласить на танец, как себя вести. Запреты, рождали тайные знаки и язык предметов. Веером тоже много можно было сказать. (Думаю, люблю, довольствуйтесь ролью друга, не приходи сегодня, брысь - я занята…).
Мужчины, только в перчатках. Военные в мундире. Принятые приглашения на танец записывались в бальные книжки. Если мечтаете об успехе в свете, поосторожнее с отказами на балу. Танцы имели свою последовательность. Открывал бал полонез, это танец приглашение минут на тридцать, а то и более часа.

Архитекторы знали толк в акустике. В бальном зале не гремела музыка. Лишний звук искусно с залов выводился. Музыка на лестнице могла быть слышна как симфонический оркестр, но в самом зале не было громко.


Когда в наше время, в особняках устраивают концерты в бальных залах, это не правильно. Для музицирования, в особняках отводилась специальная комната или помещение. В особняке военного министра,это голубая гостиная. Там, небольшим концертом романса, и завершился наш вечер в гостях.

Особняки Петербурга.

Previous post Next post
Up