Арк-е-Бам, древний Иранский город, но в официальных документах до конца 19 века упоминался только как «крепость», «замок» или «селение».
Арк, на фарси значит «цитадель». Арк-е-Бам типично азиатский город - шахристан. По периметру укрепленный стенами, с башнями и воротами, город с Цитаделью внутри. Этот же город как матрешка, где город в городе и крепость в крепости.
Шахрестан Бам относится к провинции Керман. От Кермана до БАМа на юго-восток, примерно 200 км и три часа ходу машиной.
Дорога к границам с Пакистаном. Город Бам расположен там, на плато пустынной области, между высоких горных хребтов. Горы, Jebal-e Barez на юге и Kafut с севера, словно защитные барьеры, предохраняют равнину Бама от жгучего дыхания пустынь.
Это единственная трасса на многие сотни километров. Лес столбов и вышек линий электропередач, как будто боясь потеряться в пустынном пространстве, не покидал пределов видимости дороги.
Дорога как будто плавится и похожа на жидкую гладь. Не дай бог, если что с машиной случиться или проткнешь колесо, мимо даже птица не пролетит.
Пейзаж, из нереального. Землистые холмы вдоль дороги, бугристые и в круглых вмятинах, как будто истоптанные циклопами. За холмами, низкая долина с полноводными реками, но на самом деле до самых гор сухо и пусто. Можно подумать, что это игра света солнца и тени от облаков, глядя на острозубые пики гор за долиной, то темные то освещенные, но на небе нет ни облачка.
Ближе к горам, в отдалении от магистрали, встречаются еле заметные поселения.
Земляные постройки селений, ограды садов, сливаются с самой землей, скрывают сады. Наличие здесь оазисов и жизнь людей, обязана существованию кяризов - подземных оросительных каналов и подземных водоводов.
Цепочки лепешек по плато, видимые даже из космоса, показывают трассы древних подземных водоводов «кяризов», рабочих и используемых до сих пор.
Археологические данные и легенды говорят о зарождении поселения в оазисе Бам в глубокой древности. Пишут, что некогда через город протекала река. Самой древней частью Бама является «Девичья крепость». Её остатки видны к северу от Арг-е-Бама, на противоположном берегу сезонной реки Posht-e Rud River. По высохшему руслу сегодня машины наследили путь. Залогом процветания оазиса служили подземные ирригационные каналы, древнейшие из которых были сооружены ещё до нашей эры. Некоторые из них имеют длину около двадцати километров.
На протяжении веков крепость занимала значимое местоположение на важном торговом пути.
С Бамом связана ирано-курдская доисламская легенда, О Хафтаваде и огромном черве Kurm (Karm). По легенде, этот Хафтавад жил в Баме во времена курдского царя Ардашира Папакана (227-241 н.э.).
«Хафтавад считался королем территорий в области Керман. Его дочь «Звезда» (удача) во время прогулки за городом вместе с подругами подобрала яблоко, упавшее с яблони к ее ногам. В сердцевине яблока, как оказалось, сидел червь. Дочь Хафтавада взяла его и поместила в коробку для веретен. В тот день она напряла в три раза больше пряжи, чем обычно. Девушка поняла, что это происходит благодаря червю, и стала все время запускать его в коробку.
Благодаря червю семейство Хафтавада разбогатело и заняло в Баме видное положение.
В конце концов, Хафтавад собрал воинов и захватил власть в Баме. Червь, однако, рос и становился все больше и больше».
Эта легенда, возможно, отражает первое проникновение шелководства из Китая в район Бама. В древности, Бам был известен собственным производством одежды из шелка и хлопка, торговля которой и принесла славу городу. Возможно поэтому, говоря о Баме вспоминают Шелковый путь, хотя исторически там пролегал путь пряностей.
Легенда легендой, а ученые все больше приходят к выводу, что происхождение шелка, это Иран, а не в Китай. Есть данные, что в Баме производили шелк и шелковые изделия такого высокого качества что они составили славу Баму и пути его экспорта в другие страны.
« «Червь, однако, рос и становился все больше и больше. Когда Червь уже не помещался в коробке, для него сделали огромный сундук, а потом поселили в цитадели Бама под охраной ста стражей».
Крепость-дворец не вершине скалы и правда похожа на громадный сундук, а восточные ворота на территории крепости носят название «Кят-е карм» - «Дом червя».
«Червь, между тем, увеличился до размеров дракона.
Собираясь на войну, Хафтавад приказывал везти червя в сундуке впереди войска - и всегда одерживал победы. Как то, шах Ардашир возвращался из похода в Индию. Он узнал историю червя и решил положить конец могуществу Хафтавада, но не смог его победить сразу и взял крепость в осаду. Тогда Ардашир сам переоделся погонщиком, нагрузил десять ослов зерном и вместе с семью верными воинами проник в Бам. Он стал раздавать подарки стражникам червя и просить их показать его местонахождение. На третью ночь Ардашир устроил пиршество, напоил всех стражей вином, а когда они уснули, смешал зерно из мешков с ядом и отнес червю. Червь стал пожирать зерно и тотчас умер. Ардашир и его дружинники перебили всех стражей и разожгли в крепости огромный костер. Войско шаха, заметив огонь, бросилось на штурм и захватило Бам. Хафтавад и его сын были захвачены в плен и расстреляны из луков».
В общей легенде сильны и мотивы древнейшего мифа о змееборстве, о герое, копьем побеждающего змея. Теперь понятно, почему об Ардашире встречались такие эпитеты, словно он и есть «Георгий Победоносец, побеждающий змея».
Начало городу Арг-е-Бам, положила обширная крепость, которая была построена ещё в доисламские времена на склонах горы высотой около двухсот Зар. Сезонная река Posht-e Rud River, у подножия стен с севера, окаймляла город Bam. Кольца крепостных стен вокруг цитадели на берегу реки являли неприступный вид и делали его город на удивление безопасным местом.
На протяжении веков Арг-е-Бам, занимал стратегическое местоположение на важном торговом пути.