Когда кипарисы были прямыми. Ападана.

Mar 19, 2015 10:16

Продолжая http://alla-kot.livejournal.com/86256.html

У этого удивительного витого орнамента не только множество названий, символических значений, но и множество стран, которые претендуют на исключительное право называться его родиной.
Те, кто считают родиной орнамента Персию, ссылаются на то, что данный орнаментальный мотив был характерен для Персии со времён вторжения ислама.

"Персидский кипарис".
Сегодня, для многих иранцев, этот кипарис, который гнется, но не ломается, стал символом стойкости и сохранения древних традиций и обычаев.
Со временем, многое переосмысливается, и то что было, и то что сохранилось.
"Персидский кипарис" - еще одна аллегория с корнями в далёкое прошлое.


А ещё, иранцы гордятся своим легендарным кипарисом (Сарв-э-Абарку) растущим близ города Абаркух в провинции Йезд, самым старым из живых существ Ирана. Множество легенд связывают его с Заратустрой и потому, второе название кипариса - Зороастрийский сарв.


Музей зороастрийского храма (огнепоклонников) в городе Йезд украшен копиями барельефов с Персеполя. Вроде как кипарис зороастризма



Деревья, похожие на кипарисы.., барельеф у дверей музея при зороастрийском храме в городе Йезд.


А это, фрагмент барельефа в Персеполе. Те же деревья с хвоей, шишками и с корой чешуйками ...Вообще то, это сосна. Древний город эпохи Ахменидов, Персеполь, знаменит своими выразительными барельефами на каменной облицовки дворцовых зданий, полный символизма и загадок.


Дворцовый комплекс Персеполь расположен на высокой искусственной платформе, вертикальные стены которой похожи на мрачные замковые.
На верху, по краю платформы, когда то были стены из земляного кирпича, но время и археологи снесли их напрочь. Даже и без стен, с долины, мало что видно из того что есть на платформе. Циклопических размеров лестница двумя рукавами спускается вниз. Широкие ступени лестница имеют удобную для шага размерность. Не высокий каменный парапет завершают зубцы.


Зубчатое завершение стен стилизованной четырехступенчатой пирамидкой с проемом, специфически обозначенным заглубленными нишами привлекают внимание с первых ступеней лестниц. Полагают, что это Урартское заимствование, хотя это известные охранные знаки многих народов. Такие магические окна нишами с темными обводами мы видели в Парсагардах и на кубе Заратушры в Накше Рустаме.
В постройке террасы Персеполя использованы разноразмерные камни, есть каменные глыбы весом до 45 тонн, в отличии от террасы Парсагардах, выложенной из одинаковых каменных блоков. Такая сложная система циклопической каменной кладки террас, вообще-то не нова и встречается во многих археологических местах древности, где есть природный строительный камень. Прилегающие друг к другу камни скреплялись железными скобами, вставлявшимися в свинцовую основу.


Промежуточные площадки, на повороте лестниц, имеют некую особенность. Они «Г» образной формы, как будто для неких маневров на развороте.
С верхней площадки видно, ближайшее от ворот здание (если можно так говорить о руинах). Четырех метровой ступенью над площадкой высится ещё одна каменная платформа, дважды выдвинутая вперед приставными крылечками. Этот колонный зал на платформе называется «Ападана» - просто колонный зал.


В центре платформы стояло квадратное здание с толщенными стенами из земляного кирпича. Кровлю поддерживали колонны на квадратных базах. В продолжении стен здания, по углам платформы, высились квадратные кирпичные башни, которые образовывали между собой открытые веранды на фасадах.


Колонны портиков открытых веранд стоят на круглых базах, украшенных опущенными бутонами и наполовину распустившимися цветами.
Основное здание Ападаны имело шесть дверных проемов. По одному, по поперечной оси здания, к горе и к долине. И по два проема на главном фасаде, в сторону Ворот всех стран и два проема служебные в глубине зала.


Двери проема у края платформы, размером для хорошего грузовика, (при том что толщина кирпичных стен до 5 метров), вполне могли служить для царского выхода, они ближе всего к царским дворцам и в той стороне платформа вровень с площадкой перед дворцом Дария (за охристыми фундаментами стен Ападаны видны порталы дворца Дария).


Персеполь, знаменит барельефами на облицовке крыльц этой Ападаны. Фасады северной стороны прикрыты высоким навесом, не столько для сохранности, сколько для удобства осмотра барельефов (против солнца в глаза). Площади перед Ападаной засыпаны щебнем, для проходов выложены дорожки деревянными щитами. Со стороны «Ворот Всех наций» к Ападане, ведет дорожка, которая подходит точно к началу марша лестницы выступающего крылечка.


Интересно, что к дорожке, что выходит из «Ворот Всех наций» к Ападане, по виду, напрашивается вторая. Между воротами и огромной кубической ванной, что стоит на площади у стены, есть ещё один проход, который точно выходит ко второй стороне первого крыльца. Эти ворота построены после Ападаны и входят в её комплекс. Выходной проем ворот в сторону Ападаны построен не по центральной оси здания, а как раз напротив Западной Двери Ападаны. Проход, между воротами и водной цистерной, точно напротив Восточной Двери Ападаны. (ещё, здесь можно увидеть необычные прорезы каналов на площадке).


Барельеф на внешней облицовки маленького крыльца полностью симметричный, состоит из нескольких элементов. В центральном прямоугольнике четыре воина идут навстречу четырем воинам. Но, это те же четыре воина только изображены в профиль справа и слева. В треугольниках спуска лестниц, лев кусающий быка. В самом нижнем углу, штакетник растущих лотосов. Всё панно, по периметру, обрамляет лента розанчиков с двенадцатью лепестками. Над ними ступени.


Над барельефами персонажей и лотосов вырезан барельеф ступеней лестниц. На каждой ступеньке по паре стройных деревца, кипарис-сосна.


На внутренней стороне каменного ограждения лестницы вырезаны барельефы стражников, на каждой ступени по стражнику.


Платформа Ападаны поднимается ступенью только на северо-восточной и на северо-западной сторонах. Оформление и отделка фасадов барельефами единая по замыслу, но очень разнообразная по представленным на них персонажам.
В узкий двор с северо-восточной стороны выходит крыльцо еще одной, небольшой постройки названной Трипилон.


Крыльцо Трипилона отделаны барельефами в стиле Ападаны, но из людей на барельефе только персы, (все в головных уборах цилиндрами). Зал совета?


Спустившись вместе, от трипилона можно подняться в праздничный зал по маленькому крыльцу, проходя мимо торжественных барельефов. Марш лестницы к стены в конце веранды скорее служебный. Он выводит на скромную щель между кирпичных стен охристого цвета.


Барельефы можно разглядывать бесконечно. Здесь полная картина имперской славы и изобилия империи. Все может быть, и данью, и подарком, но у меня ни на мгновение не допускалась мысль что изображенную скотину здесь проводили. Все эти барельефы - праздничная аллегория подношений.
Подношение Богам, рождения, плодородия и изобилия. Митре и Анахите.
Но вот что поражает в барельефах и в скульптуре, так то, что еще до нашей эры мастера знали секреты шпаклевок и цементов. Между каменными блоками не просто маленькие щели, а все замазано, подмазано и зашлифовано под стеклышко. Конечно, именно такой плотной и гладкой поверхностью можно объяснить сохранность через тысячелетия даже скальных барельефов на высоте. А эти сохранились под нанесенными песками.


Все начинается с Дерева Жизни у первой ступени.
За ними, маленькие Лотосы Чистоты вырастают до высокого стебля.
Митра, убивающий священного быка, давая начало плодородию и изобилию.
Ритмично следуя по порядку видим картину как, к дереву жизни приближается жрец, ведя за собой группу людей с дарами. Всё что ценное, лучшее и милое богам. Здесь не только животные и ценности, но будет и напиток бессмертия -Хаомы. Несут молочные чаши и растения. Их пучки узнаваемы в волнистых линиях первых барельефах крылатого диска.


Вторая часть парадного украшения крыльца совсем иная. Если со стороны Трипилона ступало изобилие, порой полуодетое, то со стороны Ворот Всех наций ступают многочисленные стражники, бессмертные гвардейцы и представители знати в парадных одеяниях.


Парадные, входные ворота пропилеями, охраняют священные быки и крылатые фигуры «Ламасу». Это дуалистическая парочка солнца и луны, мужского и женского. Интересно, как выглядели, как могли выглядеть скульптуры украшавшие центральный проход, в сторону к Ападане?


Ворота всех стран расположены наверху, прямо напротив лестницы на платформу.
Встречающая пара фигур ворот - быки. Огромные туловища быков выступают из тела каменного массива. Прямо с фасада быки видны как твердо стоящие, а сбоку бык как бы шагающий. У этих быков нет крыльев, зато над ними есть надписи клинописью.
Скульптуры не просто ободраны или побиты, а вид такой, как будто по ним прошлись разрушительным шаром. Головы быков аккуратно отломаны так, что вериться про их золотые рога и уши. Хорошо, что скульптура быка типовая, а то решила б, что это ездовой конь тяжеловес.


На одной из сохранившейся скульптуре головы быка видно, что рога и уши были приставные и вполне возможно, из другого материала. Глаза, брови, ноздри, все на месте и очень выразительны.
Он не красуется, а напряжен, «бычится». Глаза и ноздри раскрыты широко, шея круто изогнута, но я не вижу в нем свирепости.
Детали украшения быка, все со значением.


Удивительно, но скульптуры, защитники «Ламасу», с царственной головой, в рогатой короне, стоят не на фасаде главных ворот, «Ворота Всех стран», а с внутренней стороны Персеполя. Может этим они охраняют не царя от народа, а это царь, охраняет народы своих стран.
Одинаковые, трехъязычные надписи в двадцать четыре строки, над фигурами быков и над крыльями Ламасу, гласят:

«Я - Ксеркс, Великий Царь, Царь царей, Царь многих стран, Царь всей земли, простирающейся вдаль и вширь. По воле Ахурамазды я сделал эти «Ворота Всех стран». Я и мой отец построили в этом Парсе много других прекрасных. Все прекрасное, что построено, все это Мы совершили по воле Ахурамазды».

Персеполь, мифология, Иранские столицы, религия, Архитектура, Иран, Города Ирана, археология, искусство

Previous post Next post
Up