Место подвига

Mar 10, 2014 13:13

Здравствуй, дорогая моя подружка.
Хочу рассказать тебе о интересных событиях, что происходили со мной совсем недавно. Это и осмотр выставки на историческую тему, и посещение сразу двух монастырей. Всё это последовало одно за другим, и неким образом связано общей историей. Как порой в большом видна копия с малого, так и в малом можно увидеть большое.
Получила приглашение в поездку, посетить монастыри в Псковской области. Намечено было три, но так как это всё было далеко и разбросано друг от друга, то успели только в два.
Два монастыря, новодела, на руинах древних. Один женский, второй мужской, по разные стороны от трассы Санкт-Петербург - Псков.

Выехали чуть свет, да и вернулась после двух ночи.
Карты схемы с интернета хороши, но в России больше деревень и поворотов, чем ЦРУ видно из космоса. Поплутали на местных дорожках, но как-то каждый раз находилась люди, которые поправляли и подсказывали верное направление.

В деревне Творожково расположился православный Свято-Троицкий женский монастырь.
Его история начинается задолго до того, как 6 августа 1862 г. Святейший Синод выпустил Указ об учреждении женской обители и приюта для девиц духовного звания в Творожкове. Его основательнице, можно не только дать ангельское звание святой, а и к ордену представить за терпение и тяжбу с бюрократической машиной. И раньше монастырь было не просто основать. На чьи средства, на чьей земле, каков устав? И вот, наконец получена и печать, и прошнурованный журнал…дадада. Всё как сейчас, пойди «предпрениматель», открой дело. На свои деньги, на своей земле, да ещё нужно было за свой счёт крестьян приписанных, крепостных, выселить и наделить землей. Построить хозяйство, найти привлечь работников и всё, всё это подарить собранной общине и тогда самой можно уйти, в монашки.
В эти мартовские дни особо остро осознаётся, что жизнь женская в прошлые столетия была совсем иной. Ангелине, можно сказать ещё повезло, но фраза «горе от ума», пожалуй, и тут уместна. Хоть бабушка и просила за внучку, говоря, лучше пусть будет жива, чем учена, но родители отправили 7 летнего ребенка в казённый дом, пусть и назывался он «Смольный институт». Пройдя полный курс каких то там наук, 14 летний ребёнок вернулся в дом(семиклассница по нашему). А как только минуло ей 15, выдали замуж за немца -лютеранина. Каково! Интересно, по какому обряду их венчали, ведь каждый остался в своём вероисповедании. Но она то, бедняжка, оказалась оторванной от корней и без душевной опоры. Ни родных, ни земляков, ни единоверцев.
Со смертью мужа, у женщины какой был выбор? Выйти снова замуж, вдова не бедная, но она - нажилась. Пойти в приживалки, так родных уж нет.
Остаётся уйти в монастырь, а это не просто пойти пожить. Постриг, это умереть для жизни мирской и молить бога о скорой смерти физической. Что она и сделала. Уморив себя непосильным трудом и самоограничениями на грани самоистязания. За что и кому это угодно, одному богу ведомо.
Сегодня видно, как много уже сделано для возрождения монастыря,


как много ещё предстоит сделать, какие чудные места в Творожкове.



Первой, путника встречает белокаменная часовенка, как будто вмурованная в угол каменной ограды из булыжника. Дорога идет вдоль ограды, поднимаясь на холм, где пряталась ворота. С торца, они были не заметны для незнакомого глаза. Арки ворот покрыты железом, как и конёк ограды и окрашены в одну яркую зелень так что они слились в одну ленту.



Эти арки в славянском стиле и солнечные кресты "Четвероконечная сила" над воротами и над арками, равно как и над часовней, умилили. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Откр. 12:1). Именно такие, четырехконечные кресты, как правило, с полумесяцем внизу, с древнейших времен до 1551 года ставили на храмах.



Над глухой стеной ограды возвышался белокаменный храм. Из-за канонической ориентации восток-запад, он стоял боком к воротам, но от дороги его боковой фасад выглядел торжественным и парадным. Поделенный на три части, он выглядел симметричным. Случайно или так и задумано, но с дороги через ограду, храм хорошо виден с подоконников и выше. Окна по первому этажу все арочные, высокие и узкие. Пары крайних окон одинаковые по высоте, чуть сдвинутые рядом. Выделенные полукружья арок и узкий простенок между окнами рисовали образ лика. Как говорят, глазницы окон и брови дугой сдвинутые на переносице.
В центральной части фасада, ладонью вверх взметнулись три больших арочных окна, одно выше других. Фасад украшают выступы кирпичной кладки, фигурные кирпичные карнизы, пояски, полукружья. Композицию завершает треугольный щипец с причудливым карнизом. Одна большая дуга, общая над всеми тремя окнами, как бы указывает нахождение за ними главного зала храма и направляет взгляды выше.


Пять луковок на тонких высоких барабанах высились над кровлей. Однако в остальном, по внешнему виду здания, не возможно было судить о внутреннем пространстве. Не было видного традиционного для православных храмов купола. Сам храм, казалось, стоит на высоком цоколе, хотя крыльцо храма не высокое. Это отлив, под высокими окнами храма карнизом обежал фасад, отделив его от плоскости стен, зрительно подняв цоколь.



За монастырскими воротами, небольшая ровная площадка от холма, на которой разместился белокаменный Троицкий собор, а дальше спуск, до самого озера. Дорожка вокруг храма, по краю откоса, ограждена не высоким парапетом. С её высоты, как со смотровой площадки, открывалась дальняя панорама в сторону озера.



На самом берегу, виднелись белые стены двухэтажной гостиницы для паломников, а между озером и холмом, бревенчатый корпус «насельниц» - основных жительниц монастыря и новая стройка, строительство трапезной (столовая).



Там же, под холмом разместились ещё несколько хозяйственных и жилых построек и деревянная церковь. Деревянная церковь была первой постройкой при основании монастыря и восстановлена на том же самом месте. Правда, то была одноэтажная домовая церковь, а сейчас, на прежнем месте, двухэтажная. Нарядная и радостная, своими резными деревянными деталями и русским обликом. Высокие крыльца, крытые кровлями, поднимаются до крытой галереи второго этажа. Резные «полотенца» на концах ветровых досок и свисающие с конька, резные наличники и перила ограждений - сказочно.
Все постройки монастыря, кажется намеренно, выдерживаются в исконно русском и в старорусском стиле. Это очень созвучно месту, монастырской территории, окружающей природе и создаёт особый настрой.

Прогулка по нижней территории монастыря была быстро пресечена. Община не большая и за всеми гостями не уследишь. А вот вокруг каменного собора, на холме, гуляли свободно и гости и кошки. Кошаки в Псковском краю на удивление пушисты, мордаты и любопытны до наглости.


На восточной стороне от храма расположилось небольшое кладбище со времени основания монастыря, а на стене мозаика «Святая троица».



В храме нет настенных росписей и это так хорошо, он выглядит воздушным. Таким светлым, сияющим и радостным. В монастырских мечтах получить настенные росписи, но мне кажется, что это его сильно изменит.
Всё внутренне убранство храма сейчас настолько гармонично, что я приписала это женскому вкусу, а не канону. Белый с золотом фарфоровый иконостас, золотистого цвета подсвечники, двух ярусное паникадило (люстра обручем) и золотистого цвета покрывала многочисленные этажерок, подставок и столиков, всё это, на фоне девственно белых стен и потолков, выглядело очень, я бы сказала, изыскано, если это уместно для храма. Красивые хоругви, как доблестные знамёна, размещены по красным углам справа и слева у алтаря.



Над входом, хоры, туда ведет хрупкая винтовая лесенка. По традиции, слева от входа распятие и столик для поминальных свечей. А по другую сторону церковная лавка

Монастырь по праву гордится подаренной им иконой «Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость С Грошиками», но мне больше всего запомнился другой образ под стеклом.

Внимательно рассматривая удивительное изображение, я пришла к выводу, что это не живопись, а тканое полотно. Привлекла, необыкновенная мягкость образа Богородицы с младенцем на руках. Лицо открытое, покрывало на голове не скрывает овал лица и линии шеи. По-матерински радостная, с нормальным ребеночком на руках. Она вся такая, реальная, полна женственности и жизни. В ней нет грусти и безысходности от предначертания, как обыкновенно изображают на иконах. Символы царственной власти в руках младенца, ещё - просто игрушки.



В храме , видно, хранятся святые мощи. «Рака», маленьким гробом и «реликварий», в виде домика. Беседка с черепом и костями.



Небольшая модель готического храма со стекленными стенками. Долгое время не осознавалось, что это настоящие человеческие кости и череп, приодетый в какое-то подобие шапочки, выставлены на всеобщее обозрение. Со временем, обратили внимание на обилие в храме разнообразных шкатулок, драгоценного вида. Малахитовые, деревянные резные и позолоченные с чеканкой. Они были, расставлены на столиках, перед иконами и между ними. Оказывается, Свято-Троицкий женский монастырь обладает целой коллекцией святых мощей.



В малахитовой шкатулке Святой Отче Спиридон взывает «моли бога о нас». В стеклянном яйце частичка, а на внутренней крышке шкатулки лик (портрет) святого и его подвиги в красочных изображениях. Всё так красиво и показательно, но при быстром приложении к святыне ничего не успеешь разглядеть.



В серебряной с чеканками шкатулке под стеклом помещены мощи троицы святых. Надписи у их икон, старославянской вязью. Красивая каллиграфия, но буквы прыгают вверх вниз, прячутся. Так что тоже, быстро не прочесть, у святынь рот не разевают.



А вот другие шкатулки, невольно заставили рот открыть. Деревянная, резная, содержала тоже много реликвий, но все они, кажется, были объеденены одной темой. На внутренней стороне крышки Крест резной с распятием и голгофой с предстоящими двумя женскими фигурами.



В золотой шкатулке, под крышкой с надписью на внутренней стороне «моли бога о нас» , просто ошарашили, вмонтированные стройными рядами с этикетками , как экспонаты коллекции, 24 капсулы с частичками.
Вот уж точно, чужой монастырь, чужой устав и к восприятию нового нужна подготовка.

Матушка монастыря, по всему любима сестрами своей обители. Увидев нас, они позвали её и вернулись к своим делам. Она пришла, как будто ждала нас, и открыла собор. Большие деревянные двери что-то плохо открывались и нам с радостью помог местный житель, по мужски толкнув створки.

Матушка терпеливо отвечала на наши вопросы и о храме, и о святых, и о наших проблемах. Приглашала приезжать, пожить, помолиться, потрудиться. Особенно нам запомнились слова о посте, дни которого как раз начинались назавтра. Она цитировала слова основательницы монастыря, монахини Ангелины, которая учила, что пост состоит не столько в воздержании от пищи, сколько в обуздании своего языка. «Прошу вас, говорила она, - научитесь сему посту, а главное, безропотному послушанию. От вас не столько требуется поста и молитвы, сколько истинного святого послушания. Умоляю вас, не следите за чужими грехами, а строго наблюдайте каждая за собой. За чужими грехами следить, значит, свои оставлять без всякого внимания».

История, Монастыри, Православный Свято-Троицкий монастырь, Россия, Размышления, Храмы

Previous post Next post
Up