От 10 до 120

Nov 18, 2013 20:26

Сходила, в «чужой монастырь». Так, День открытых дверей!
Комитет по культуре города приглашал,всех желающих, в Синагогу. Хотя она и называется, Большая Хоральная Синагога, в Санкт-Петербурге я не слышала, о другой. А эта, закрытое заведение, для праздношатающихся иноверцев. Не зайдёшь, как в христианский храм, по пути или …


Красивая ограда, творение Бенуа, с высоким гранитным парапетом отделяет территорию и здание от улицы.



Проход на территорию, через турникеты, после тщательного досмотра сумок «секъюрити» -ребятами службы охраны порядка и безопасности. Объект особого режима - так и написано у калитки. За оградой оказалось, что синагога стоит отдельным зданием и не примыкает к соседним. Можно обойти вокруг.
Весь день штормило. По улицам носились сквозняки, ломая ветки деревьев, громыхая железками. Надул, подъем воды в реках и растрепал облака. За оградой было тихо, ухожено и вымощено камнем. Но не булыжником, а разно размерными гранитными брусками. Узкая полоска двора перед зданием не позволяла разглядывать фасад, а приглашала сразу на крыльцо. Высокое крылечко соседнего дома принадлежит магазину особо чистых продуктов, для «своих». Народ в Дверях толпился там, любопытствуя, но всем казалось «дороговато». Табличка у двери здания рядом во дворе, удивила, «синагога грузинских евреев».
В фойе за входом, было по-клубному оживленно. За столом по диагонали, сидели симпатичные девушки, вида светского и совсем не обремененного религиозной темой. По другую сторону, на невысоком подиуме, играли трио музыкантов. Только на музыкантах, были черные шапочки маленькими блюдечками. (Не ясно, как они держались, не соскальзывая с головы).



Из холла, симметрично по бокам, за остекленными дверьми, направо и налево уходят лестницы. Вниз, в подвал и вверх, на этажи. По программе мероприятий в главном зале, ежечасно проводились экскурсионные лекции и беседы в режиме, ответы на вопросы. Ещё одни открытые двери из фойе, вели в небольшой зал первого этажа. Здесь совмещены, небольшой музей и Венчальный зал.



Экспонатов было немного, больше листов с письменами. Один экспонат привлек внимание, я где-то его уже видела (в музее). Указка, с громадным шаром с одного конца, а на заостренном конце маленькая ладонь с указующим перстом. Вспомнилось, как в детстве, старшие одяргивали, «не показывай пальцем». А вот, инструментарий есть, и называется «Яд»( рука, в переводе).



Венчальный зал небольшой, и после рассказа о церемонии, стало понятно, почему. Под балдахином на подиуме, стоит трон невесты. Здесь она, вся кошерная(чистая и правильная) сидит с опущенной фатой, в присутствии «мамок-нянек», в ожидании пока составляется брачный контракт. Её поздравляют, а она благословляет присутствующих. В этот час, благословение невесты особо ценно. Раввин синагоги больше юрист, чем священник. Невеста, уже за 1-2 часа ждет, когда сюда придет жених. А он придет, перед подписанием контракта удостовериться, подняв покрывало фаты, что это точно его невеста. В контракте есть пункт, что он невесту видел. И всё, дальше свадьба. В шатрах во дворе и в ресторане. Именно в подвальных помещениях под синагогой находятся эти залы. «Мальчики» отдельно, «девочки» отдельно- «по- восточному». Если зал один, то её разделяет ширма. Есть отдельная комната, где молодожены могут уединиться и поговорить. Вино, пьют. Жених бьёт о стену сосуд, в память о том что, Храм Соломона разрушен. После свадьбы, замужняя женщина покрывает голову. Головным убором или париком.



Доступ в нижний этаж был открыт, и мы прошли. Там работал ресторан, в буфете продавали кошерные пирожки. Безумно дорогие и в сухомятку. Одноразовая посуда, наверное, не признается храмом, а мыть за городской оравой, волонтеров не хватило. Сервированные столы, большие по-семейному и круглые, покрытые белыми скатертями, создают атмосферу торжественного события.



Обещанная экскурсия ограничилась лекцией и ответами на вопросы. Раввин отвечал на вопросы. Мне понравилась эта часть. С докладчиком работала помощница. Она ходила по залу с микрофоном и не только собирала вопросы, давая любопытным высказаться, а и повторяла, четко сформулированный вопрос, для Раввина. Некоторые вопросы были не просты для ответа. День то был посвящен толерантности, и не на любой вопрос ответишь мягко. О течениях в иудаизме. Как стать евреем, (оказывается можно). Как учение иудаизм относится к другим верованиям.
Санкт-Петербургская Большая Хоральная Синагога, третья в мире по размеру. Докладчик улыбнулся, 1320 посадочных мест. Больше только в Будапеште на 3 тыс. и в Филадельфии на пять. Место собрания более десяти человек молящихся, уже можно называть синагогой. Петербургская Синагога построена в арабо - мавританском стиле. Когда есть средства, приглашают лучших специалистов. Архитекторы выбрали, сефардский, испанский стиль.



В Венчальном зале, меня потрясла деталь интерьера. Капители колонн.



Впервые, подобную, встретила в Алжирских руинах арабского храма http://alla-kot.livejournal.com/73561.html



Это оказалось неожиданным, я ожидала увидеть некий архитектурный канон синагог, а оказалось что в синагоге главное в ином. Во-первых, во время молитвы раздельное нахождение мужчин и женщин. В храме, для женщин отведен балкон на уровне второго этажа. По этой, верхней открытой галерее, которая в архитектуре называется Хо́ры, Санкт-Петербургская синагога и названа хоральной.


Красивая деревянная мебель расставлена рядами с достаточными проходами. Это не узкие лавки и не откидные сидения, а диваны с высокой спинкой. Каждое место сиденья отмечено. Под сиденьем, выдвижной ящичек комодика, а на сидушке, дырочками отверстий, нарисована пятиконечная звезда в круге. Удобно, хотя способно вызвать улыбку.



Сидя на балконе, заметили, что за окнами гуляют люди. Стали выглядывать и на одной стороне двора увидели современную инсталляцию. Фрагмент Иерусалимской стены плача, в натуральном масштабе. Полотно закрывает стену дома, вдоль него можно пройти в глубь двора к маленькому зданию синагоги, типа часовни. Сейчас оно всё в лесах и занавешено, но есть открытая дверка, где устроен ещё магазинчик. Продукты, книги, сувениры, никакой святости.


Солнце освещало верхушки полосатых фасадов синагоги. Неожиданно, на кровле храма открыла для себя декоративные минареты. Один из древнейших символов славы и сохранения.



В этом году, Санкт-Петербургская Большая Хоральная Синагога, отмечает свой 120 летний юбилей. Дата примечательна ещё и тем, что теоретически наука доказала, что нормальная продолжительность жизни человека составляет 120 лет. А у евреев и сейчас есть обычай - желать при встрече друг другу дожить до возраста патриархов...
Желаю и Вам!

прогулки по Санкт-Петербургу, Культура, Традиции, Архитектура, Санкт-Петербург, Храмы

Previous post Next post
Up