Нетленные ценности души Самурая. Искусство жить.

Nov 06, 2012 15:19

Продолжая http://alla-kot.livejournal.com/64265.html, возвращаюсь в японскую историю.
Насколько я поняла, из истории предметов японской культуры и японских традиций, японцев формировала сама природа.
- Постоянные природные катаклизмы и трудности жизни на отдельных островах.
- Длительная самоизоляция, вдали от материка и как результат, сформировалось уникальное общество, не знающее опыта другого мира.
- Постоянные междоусобные войны и стычки, в которых каждый житель воин-самурай.
- Частые и радикальные перемены, в течении человеческой жизни и всей истории Японии. Всё это несомненно, требовало особого человеческого характера, для выживания.

Пишут, что Самурай, воинское сословие, определившее историю страны Япония.
Да они, не отделимы друг от друга, как слуга и господин.
«Самураи: Art Of War» - уникальный интерактивный выставочный проект, который разместился в одном из подъездов Музея Артиллерии.
Первых два выставочных зала отведены для воинских доспехов самураев.


Небольшая инсценировка военного эпизода показывает, что по нашим понятиям, воины мелковаты по росту.
Как у нас говорят, «метр с кепкой». И это верно, японцы в древности были мелкие, ну и сейчас не гиганты, а тогда в районе метр пятьдесят и скакали не на лошадях, а на пони. Животных, строптивых, упрямых и злобных.

Есть сведения, что Японцы попробовали воевать на материке, с монголами, но куда там.
У монголов оказались, и лошади настоящие, и лук посильнее, дальнобойнее. И, японцы переключились на междуособные войны, формируя этикет и мастерство самураев вплоть до 16 века.
16 век, пожалуй, самый насыщенный событиями и переломный для Японии. К их берегам приплыли первые европейцы, португальцы. Первые мушкеты, первые христианские миссионеры, первые реформы. Христиан и миссионеров быстро выгнали, а преобразования остались и дали начало новому развитию. Доспехи, мечи, отошли к этикету.
Интересно, что выгнали, и миссионеров, и всех японцев «заразившихся» христианством. Вот такая, прямо скажем, хирургическая операция.
А причиной стали, неожиданно открывшиеся сведения о тайных планах христианской Португалии, по колонизации Японии.

Сегодня по миру очень популярны и практикуются многие виды восточных противоборств. Все японские боевые искусства смертельно опасны. По сути, на них происходит тренировка и отработка ударов. Не контр ударов фехтования, а силы смертельного удара. Самурай не отражает удар, а разит. Если на него направлен удар, он не столько стремиться защититься, а ищет место, куда нанести свой смертельный удар противнику, раньше. С позиции, стоя, сходу, сидя. С любого положения, не раздумывая, самурай готов убить. Именно поэтому, к оружию особое отношение. К нему даже не прикасаются, попусту.

Читая, на развешенных в залах свитках высказывания и наставления Бусидо для самураев, становится многое понятным. Ведь многие столетия каждый японец в той или иной степени был воином. Даже самый низкий из слуг, ни на мгновение не расставался с мечом.
- «Я постиг, что Путь Самурая - это смерть. В ситуации «или/или» без колебаний выбирай смерть.»
- «Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги - что он должен умереть».
С такими лозунгами на стенах, кто станет обременять себя имуществом и незаконченными делами?



Доспехи самураев, оказались необычными и непривычными на вид. Ни латы рыцарей, и не кольчуги витязей. Только, разве чуть похожи на воинов в доспехах с картинки, «терракотовой армии», Китая.


Основные детали доспехов составлены из прямоугольных пластинок. Коричневатые по цвету пластинки похожи на кожаные или черепаховые. Это металлические пластинки, покрытые защитным лаком и кожей. Самое интересное, что пластинки соединены друг с другом тканевыми шнурками, шелковыми. Переплетения цветного шнура, своими рядами, придают каждому комплекту доспехов свой, отличительный вид. Цветастые кисточки бантики и узлы добавляют им колорита.
По цветам и плетениям, прежде всего, определяли свой - чужой. Как игроки команды в спортивном матче.




Тяжелые и громоздкие, чем-то похожие на снаряжение хоккеиста. Они обеспечивают определенную защиту, и не ограничивают подвижности воина.


Каждый доспех венчает шлем. Великий и ужасный. Не высокая шляпа, имеет козырёк как у кепки и достаточно широкие поля. Поля шлема защитно свисают на стороне спины, а с лицевой стороны как бы подрезаны и отогнуты наверх и назад, фантастическим завитком. Сам шлем сверху, оснащается мощными рогами, хвостами, вензелями и гербами. К шляпе полагается лицевая маска, с гримасой и с усами. Шлем, самая прочная деталь доспехов. За счет особой ребристой конструкции арбузиком и за счет особого лакового покрытия.
Доспехи самурая, это не просто панцирь черепахи или запугивающая противника маска. Это символ клана, показатель статуса. У кого-то попроще, у кого-то подороже.

Экскурсовод рассказала о войне, по древне - японски.
- Пришли на лужайку две армии. Выходит вперед представитель одной армии, со свитком и читает. Типа, я якимуто такой, убил того-того, папа мой такой… покорил, а дедушка сякой.. и так полчаса войны. В ответ выходит представитель противника и зачитывает не менее доблестную родословную своего шефа. И это, не хвастовства ради, а для запугивания. Если господа не образумились, то выходят сами или отправляют по представителю, биться, насмерть. Кто победит, той армии и победа. А если два шефа подрались, с коня завалились, и не понятно кто там победил, то подраться может и челядь 50 на 50.



Полководец, мог сидеть на холме, сигнализируя войскам веером. Боевой веер. Что-то среднее между железнодорожным сигнальным кружком на палке и двусторонним топориком на древке. Так и есть, полководец, при случае, мог им, и поколотить кой - кого.



Мы застали демонстрацию надевания доспехов на человека. Для этого была выбрана хрупкая девушка в белых одеяниях, для наглядности и контраста. Она была уже частично одета. На ногах, защитные гетры и какие-то тапки.


Бронежилетка- кираса, раскрывается сбоку, как ракушка. Зашнуровали сбоку, пристегнули сверху. К кирасе, на частых тесемках, подвешена защитная юбка. Надев корпус, на талию, поверх тесемок подвесной юбки, подвязали толстый пояс. От этого, пластинки юбки стали ближе к кирасе, а нагрузка от кирасы легла на валик пояса. Как мы, закрепляем современный рюкзак на поясе, что бы не давил на плечи.
Надели, и прикрепили, защитные рукава сразу с перчатками. Перчатки, с тыльной стороны, защищены накладками. Сверху рукавов, парой жестких ковриков легли наплечники. Неожиданно смешно, как погоны из соломенных подстилок



Прикрепили на лицо маску, вложив в неё на подбородок, сложенный платок. От маски, на грудь, свисает ярусная защита шеи. Последним был водружен шлем. А в шлеме на макушке есть дырочка. Туда спускает самурай, пар в пылу сраженья и дух при кончине.



В полном облачении, стало совсем не понятно, кто скрывается за этой грозной личиной. Самурай хранил свои доспехи в кубическом ящике-ларце. На мой взгляд, вполне может быть столом и стулом в походе. Верхняя часть, с крышкой чуть шире основного ящика. Снаружи вид, у большинства потрепан. Ларец имеет застежку крышки и пару откидных вертикально наверх проушин. За них удобно, нести ящик на палке или на лямке.

Самураю на сборы, времени нужно больше, чем просто на облачение. Принять ванну, сделать прическу, макияж. Тогда можно и на войну, ведь если погибнет, то должен выглядеть достойно
Но в те отдаленные времена, самурай каждое утро принимал ванну, брился, душил волосы, стриг ногти, шлифовал и полировал их. Он был готов к смерти в любой час.
Да что там макияж, у него даже все вещички подписаны. Не для того, что бы не потерялись, а что бы противник мог гордиться победой над ним, прочитав его доблестное имя. Так и будет. Пленных и раненных тогда не брали, а только головы поверженных врагов. Вознаграждение воину, шло только по таким предъявленным трофеям. И выражение «принести на блюде», именно отсюда. Неряшливый труп, выставлялся на посмешище. Всё по этикету самурайской чести.

Но так было не вечно. С получением огнестрельного оружия, крестьянское ополчение самураев разоружили, изъяв поголовно мечи. Воинов из крестьян заменили профессиональной армией с мушкетами. А воины феодалы, стали элитным сословием Самураев. Хотя и став элитой, Самурай так и остался, по сути, слугой. Слуга доблести, чести, слуга вышестоящего господина. Самурай без господина ничто.

Доспехи, мечи, отошли в историю. Однако ценности тех столетий и поныне сохраняют свое влияние в японском обществе.
(Одно из них, верность господину и клану. Это чувство благодарности и признательности человека по отношению к тем, кто занимает более высокое по сравнению с ним социальное положение.
Это почтение к родителям и к старшим. Обязательство перед господином всегда стояло в одном ряду с долгом перед родителями и почтительность к ним, какими бы сварливыми и несносными они ни становились со временем.
Такое понятие, как «узы верности», не утратило своей значимости и в наши дни. Работник сохраняет верность компании, ее президенту и своим непосредственным начальникам - этот порядок усердно культивируется и воплощается в жизнь японскими компаниями.
Похвальна бережливость и скромность. Исполнение с достоинством повседневных обязанностей, какими бы рутинными они ни казались.
Терпеливо, без жалоб, переносить все трудности и лишения. И мы это все недавно наблюдали. Восхищались, стойкостью и поведением жителей Японии, во время последнего, разрушительного цунами.)

Так как, настоящему самураю было запрещено заниматься ремеслом, они всецело отдавались совершенствованиям и искусствам. Вот откуда корни, бонсай, икебаны и японского сада. Созерцание пейзажа и чайная церемония. Во всём, целая философия.
Чайные церемонии, в которой всё в строчку. Это мы, в одной руке чайник, в другой руке другой, спешим к столу с расставленными чашками. А по-японски это на весь день, ну на пол дня представление, пока тебе чашку принесут. В наставлениях для самурая, есть и о чаепитии. Привлекла внимание фраза о чашках, «полностью лишены испорченности повседневной жизни»
Опять же, написание стихов и каллиграфия, это дело достойное для самурая. Один и тот же иероглиф, он может выписывать бессчетное число раз, выявляя мысль в форме до автоматического совершенства. Как мы оттачиваем годами, свой неповторимый росчерк подписи. В доме на стене могут висеть, как украшения, девизы и правила жизни.
Представить в квартире на стене, фразу из нашей действительности, довольно трудно.

Хотя самурай, скромен и ещё раз скромен, у него могут быть слуги. Держатель зонта и множество других…Прекрасная должность смотритель меча. Хочешь стой, хочешь сиди, но, смотри!. Дело в том, что Меч не вносили в дом. Это дурной знак и плохие намерения.
К тому же, там тесно.
Кстати, о домиках. Пламя войн, а они были частыми и непредсказуемыми, сжигало их дотла. Поэтому, в японских домах в традиции минимализм и особые предметы искусства. Кажется, чем меньше и проще предмет, тем изящнее. Свисающие свитки с образцами каллиграфии изречений, росписи ширм и стенок, открывающих пространство и виды на пейзажи. Бытовые мелочи, доведенные до совершенства. Будь то подставка или статуэтка, у них нет изнанки.

На выставке, мне понравились маленькие фигурки Нэцкэ, зверюшки и божки, охраняющие дом и приносящие удачу.

У нас живет один такой, маленький гипсовый хранитель домашнего очага, не унывающий Дзао Ван. Статуэтка, в два пальца высотой. Сидит длинноухий бородатый старец, в шапочке, с мешком за спиной и с камнем за пазухой. Нет, это не просто камень, а диск, на котором нужные записи, для сбытия мечт.

Но, больше всего, мне понравились мечи. Боевые, легендарные и священные.

Музеи, немного японского, Искусство

Previous post Next post
Up