Сегодня, наконец, почувствовала некий результат, похожий на оскомину.
В седьмой раз сходила на одну и ту же выставку, и опять, провела на ней пол дня.
Об этой выставке узнала из рассылки
http://wild-russia.livejournal.com/ , «Неизведанный мир».
С первого раза подкупила атмосфера, в виде доброжелательности и прочих бытовых удобств. Пахло не ладаном, а кофе. Никто не дергал за рукав и не ходил попятам отслеживая. Наоборот, это посетители, ходили за каждым знатоком, расспрашивая и прислушиваясь к обсуждениям.
В каждый свой приход, я наблюдала, казалось, нескончаемый поток все приходивших и прибывающих людей. И каждый раз, мне казалось, что я попала в гущу события. Залы всегда полны, два зала, вернее три.
Первый зал истории, о реально существовавших людях. О Будде, о его последователях и о великих учителях.
Второй зал, с экспонатами об Учении, пути и методах постижения просветления. Здесь много удивительных персонажей в виде статуэток и картин на ткани (тханки).
Третий зал, трансформер, для демонстраций фильмов, слайдов, для лекций, для мастер-класса и пробных медитаций.
Лекции, это отдельно от экскурсий. Каждая экскурсия здесь, сама по себе лекция. Каждый день разный экскурсовод, а в некоторые дни и несколько. Поэтому интересно слушать их всех. У каждого свой конёк и акцент. Один больше рассказывает о Будде, другой о сансаре и ступах, о защитниках и учителях. Кто-то знаток в искусстве «тханки», кто-то, в медитации.
В залах прекрасное освещение, экспонатов. Ничто не мешает фотографированию.
Чуть слышно пахнет кофе и можно посидеть. Сидеть в любом зале и слушать экскурсовода. Идет чистая трансляция от беспроводного микрофона.
Расскажу, о моих открытиях, на этой выставке.
«Тханка» - изображения на ткани.
Впервые, тханки, я увидела в центре тибетской медицины в городе Лхаса
http://alla-kot.livejournal.com/25226.html. Тогда, удивило, прежде всего, красочное, невиданное прежде, обрамление изображений. Сшитые. Из ярких, красных, желтых и синих полосок тканей, с удивительными рисунками, образованными переплетениями из шелковых и металлических нитей. Картины выглядели как свитки, с вшитыми круглыми перекладинами, сверху и снизу. Я думала, что перекладинки, это - верхняя чтобы подвесить тканьку, а нижняя для груза. Так то так, но они для того, что бы сворачивать изображения в свиток.
Что ещё было удивительным у тханок, так это тканевые драпировки, собранные у верхней перекладины. Оказалось, что это шторка-покрывало изображения. Это покрывало служит не только для укрытия его пыли грязи и перевозки, а и для закрытия от посторонних глаз. Это, и правда, неподготовленному зрителю, некоторые изображения смотреть непривычно. Огонь, страсть, содранные шкуры, клыки и мечи.
Ткань для тханки грунтуют с двух сторон. Кропотливо и не спеша, что бы стала гибкой как ткань, стойкой как кожа и ровной как бумага. Главный персонаж всегда самый большой, в середине. Остальные, по значимости, размерами меньше и ещё меньше.
Для буддийских скульптур и тханок, есть одно правило, завершающий ритуал. Это, наполнение, и открытие глаз. Глаза у статуй и у изображений делают смотрящими, в последний момент.
Как круглые молитвенные барабаны, так и троны статуй, нижняя часть, заполняются свитками текстов мантр.
Аналогично по смыслу, на тханке, на оборотной её стороне, делают надпись. Слог, в месте на уровне третьего глаза, слог на уровне горла, слог на уровне сердца главного изображения, на тханки.
На этой выставке собраны предметы, которые изготовлены практически в наше время, но были и чуть постарше.
Моё внимание привлекла тханка, выполненная в индийском стиле, шелкографии, золотом по золоту. В центре тханки, изображен главный герой, Золотой Будда. Он, всегда с чашей в левой руке, в которую, с 38 до 80 лет, собирал подаяния. Вокруг, по периметру, в расчерченных квадратах, его деяния, подвиги и из истории жизни. (Так похоже на христианские иконы жития святых). Это современное изображение, выполненное в буддийских канонах. В одном из квадратиков - белый слон. Белый слон напоминает о сне, что приснился его матушке. ( Как белый голубь, что явился деве Марии. Кстати, мать Будды звали Майя. У них, много похожего. И сны, и роды и судьба).
Еще, мне понравились тханки в стиле «Карма Гадри».
Они вот такие. Персонажи, как бы плывущие в пространстве. Это круче импрессионистов.
Весь фон из неба и земли создан многослойным нанесением великого множества мельчайших красочных точек, не заметных глазу. От этого кажется, что это не фон, а зримое пространство.
Краски для тханок минеральные. А это значит, что как в древнее, неторопливое время, цветные минералы (камушки) дробились, измельчались и перетирались, в порошки и пыль. Оказывается, оттенки краски можно получить из одной ступки. На разных стадиях истирания минерал изменяет цвет краски.
Хлопок, шелк, золото и серебро, минералы и животный клей, в общем, экологически чистый продукт, как говорят в наше время. При этом, с духовное наполнением, большой силы. Изображения, где каждый завиток и каждая деталь имеет смысл и объяснение.
Особенность Буддийского, тибетского искусства в том, что в нем, художники никогда не само выражались, а строго следовали канону. Все работы выполняются по заказам, для практического использования а не для украшения. Это искусство без подписей, хотя мастера известны.
Смотрела и вновь испытывала необыкновенное чувство, когда у тебя на глазах, в твоё время, рождаются предметы, ценность которых не меньше музейных древностей.
Потому что выполнены они, с соблюдением всех правил и законов, установленных в то давным-давно.