Дролма Ла, Дролма До, Дролма Ло.

May 25, 2011 00:12

Второй день Коры. http://alla-kot.livejournal.com/42539.html
Кайлаш, не виден.
Он был там, ещё вчера, а сегодня ощущение, что он не просто скрыт, а растаял, и ничего там нет, за белым занавесом.


Прошло много дней в том путешествии и после, но для меня это до сих пор День второй. Второй день Коры.
Утром, подъем как всегда, начался с возгласа «тии!». Разносили кипяток, чай и сахар. Покончив с завтраком, йоги растворились в облаке, надев налобные фонари. Я тоже принялась за сборы. Во-первых, утеплила тело, гиды с вечера предупреждали одеться тепло. Рубашка, из толстого флиса, показалась мне лишней. Но я решила все же взять ее с собой, разместив ее вокруг на пояснице, под резинкой непромокаемой куртки. В связи с предстоящей поездкой на лошади решила, сверху на брюки надеть еще одни, легкие защитные от воды и грязи.
Рюкзак, бутылка с водой, паек «пикник», домашняя, орехово-фруктовая подкормка и, я готова на выход!
В лагере тоже наметилось движение. Проснулись погонщики яков. Ночлег ими был обустроен внутри трубы тепличной пленки. Кинули во внутрь какие-то попонки, подоткнули под себя концы. Сухо и мухи не кусают. Их опыт и пример, кстати, я использовала потом в России.


Яки, оказывается, всю ночь паслись рядом с нашими палатками. Погонщики, за два конца прикрепили к земле длинную верёвку, а к ней, как на гирлянду, привязали поводья яков. По их виду, яков, думается, что это большая условность, привязать. Их ничто не удержит.
Собрала свой спальник и коврик. Большой рюкзак, для сохранности, впихнула в рогожную сумку и все вытащила из палатки. Делать больше нечего.
Складыванием палаток, почему-то, занялся младший повар. Я решила подключиться к деятельному процессу, не стоять же без дела. Он решительно возражал знаками, типа «Не положено»! Умоляю, жестами, принять посильную помощь. Я взяла на себя неквалифицированную работу. Выдернуть колышки и положить в специальный мешочек. Ну, еще разобрать каркас и тоже положить в специальный мешочек. Еще мне было позволено держать мешок, в который запихивались сложенные палатки. По три палатки в мешок. Когда третья палатка не лезла, мы дружно бухали мешком о землю под моё уханье. Маленькие палатки упакованы, и я опять осталась не у дел.



К этому времени погонщики яков приступили к погрузке багажа. Происходило это так. Погонщик по своему усмотрению хватает в каждую руку по тюку, и в раздумье как бы взвешивает, подбирая пару по равному весу. Подержал, бросил, значит не подходит. Годится - тащит к яку и начинает на него навъючивать.



У яка на спине попонка, а на попонке деревянный конек. Две рогульки и планки меж ними, по бокам от хребта скотины. К этому коньку, за планку, и привязывается груз. Тюк справа. Тюк слева. Смотрю, в мой полосатый мешок, к моему рюкзаку запихивают еще парочку для веса. Швы трещат. «Что ж вы делаете!» кричу я им. Стучу в грудь и, размахивая руками, показываю им изо всех сил, что мешок мой, а вы его рвете. Вот погонщики повеселились!

Наконец, весь груз экспедиции распределен на 10 яков. Привязаны и бочки, и тюки, и газовые баллоны. Погонщики отвязали яков от общей веревки, к которой они были привязаны по принципу перемета. Яки почувствовали свободу и тронулись с места. Погонщики неуловимыми методами направили их на восток. Туда, где в ущелье бежала река .


Ко мне подвели невысокую белую лошадку в нарядной упряжи и попонке, как раз ту, что накануне паслась на лужайке. Шерпы подступили с двух сторон решительно, настроившись водрузить меня верхом на неё. Стойте! Давайте, поищем что-нибудь повыше, показываю я, им. И тут же взбираюсь на валун. Все согласились, что так-то лучше. Я и взволноваться не успела, как сидела верхом на лошадке. Вставили мои ботинки в стремена, подогнав по высоте. Показали, за что нужно держаться. Я с благодарностью вцепилась двумя руками, за переднюю часть седла, и мы тронулись вслед за яками.
Впереди шел хозяин лошадки, держа в руке поводья уздечки. Путь наш лежал на восток, в ту туманную расщелину, где виднелась река и куда направились яки. Меж валунов, вниз по склону, к переправе. Река шумела и скакала по камням русла.
Тропы сошлись у бревенчатого моста. Не более десятка круглых бревен кинуты по валунам поперек реки. Кое-где, бревна связаны проволокой и веревками. С одного берега до другого с двух сторон мостков висел проволочный леер. Яки прошли дальше мостков и стали переходить бурный поток в брод. Увидев это, я окликнула проводника и стала энергично показывать, что я готова слезть с лошади. Они согласились и я, спустившись на землю, направилась к мостику. Вода была прямо у бревен и брызги летели от валунов. Мостик и канатное ограждение, показались мне не надежными и зыбкими. Но какие-то паломники подали руки, и я благополучно перешла на другой берег.


Другой берег встретил крутым склоном. Гигантскими ступенями, зажатых близко расположенными валунами, во множестве висевших на склоне. И не было понятно, то ли паломники, тысячелетиями выискали эти тропинки, с плиты на плиту, то ли неведомый герой вырубил их в скалах. Проступи порой до полуметра и взбираться на них помогали как раз валуны по бокам.



Тропы уходили вверх и немного направо, как мне показалось. Держась за валуны справа и слева я покарабкалась со всеми наверх в облако. Шерпы опекали меня и пытались забрать рюкзак. Но я показывала, что у них свой есть, два тяжело. Мне не хотелось разлучаться с фотоаппаратом и дневником, и флаги в нем.



Лошадка тем временем переправилась в брод и догнала меня. В подходящем месте я опять перебралась с камня, на спину лошадки. Тропы были узкие, на одного человека. Вились и делали зигзаги, меж камней и валунов по краю ущелья. (На камне справа, красной краской, надпись. Начало мантры, сложный звук долгого ОМ)


Слева склон. Справа уклон.



И со всех сторон каменюки, и бесчисленные пирамидки из камней, богине перевала. Расстояния обманчивы от прозрачного воздуха, несмотря на облачность. То что видится близким, на самом деле далеко и камни, при приближении к ним оказываются глыбами.



Камни с нацарапанными надписями мантр и, порой ощущение что находишься на отвале отходов каменоломни.



В одном месте было видно ответвление тропы, в сторону малого круга Коры, справа внизу. Нет, самих троп не видно издали, только под ногами. Издали, тропу можно определить, по передвигающимся точкам людей, словно муравьи. На эту тропу можно ступать после 13 кругов большой коры и верующие паломники строго придерживаются регламента, но «туристам это не указ как бы».



Местами тропа шла ступенями. Лошадь натужно взбиралась вверх. Затем, через некоторое время, мы немного стояли. Дышала лошадь, дышала я, дышал проводник, переводя дух. В одном месте на встречу вышла кобыла с жеребенком. Лошади не хотели разойтись, близко протискиваясь, и проводники вздумали их понукать. Взглянув на пропасть, которая сбоку, я энергично встала на защиту прав лошадей и слезла.

К перевалу Дролма Ла набор высоты 500 метров. Расстояние до перевала 7 километров, обычные паломники проходят за 3-4 часа. Наш путь лежал через поле смерти.


Шива Цаль. Я сразу его узнала по пирамидкам, множеству разбросанной одежды и других предметов. Надетые на камни футболки.


Даже в присутствии множества паломников, место выглядит жутко. Может быть от того, что из за расположенности на макушке хребта и из за тумана у поля смерти не видно края. Точнее по краю поля темнота.

В одном месте проезжала мимо плоского камня, с цветной вмятиной. Подобно драгоценному камню, со вскрытой естественной полостью, некогда заполненной чем-то красным. Полость была наполнена водой и её внутренние края ярко выделялись красным цветом. Может быть, это и есть след легендарного Миларепы, а может Судное Зеркало «Шиндже Мелонг», но расспросить об этом не было никакой возможности.

Паломник, тибетец, с благоговением обтер след наголовной пасмой шерстяных ниток и пронзительно прокричал «Ки-ки со-со лагья ло». Эта мантра, читается тибетцами при прохождении перевалов, и означает «славьтесь, победоносные боги», как мы бы сказали «слава тебе, господи».


А в той стороне, похоже «Бардо Транг» -измеритель грехов. Проезжая, видели, как «грешник» протискивался по канавке в узкий лаз под камнем.


Наконец, впереди показалось разноцветье молитвенных флагов и яркие точки паломников, среди камней. Яки и моя лошадка прошли дальше, стороной, по дороге ведущей к дальнему и долгому спуску с перевала. Паломники будут спускаться с кручи самым коротким путём.



Правее флагштока, громадный знак перевала - камень. Это, верхняя точка перевала Дролма-Ла, место символического перерождения паломников, покинувших «Бардо» на Шива Цаль.

Пришло время вешать флаги. Я достала свой комплект и быстро привязала между ними атласные ленты, привезенные из Санкт-Петербурга. Красную и синюю. От тех, кто в мыслях со мной и за тех, кого с нами нет. Наш уравновешенный проводник Норбу, был явно озадачен. И даже издал какой-то возглас, который можно истолковать как - «что за ботва?». К тому же из свого комплекта молитвенных флагов я выпорола несколько флагов, нарушив какой-то порядок. Проводник некоторое время не мог решить, каким концом привязать мою гирлянду к общей.


Наконец флаги были повешены, и я запечатлела их на фото. Слева, виден бок огромного камня куба. О нем много легенд и ему усердно поклоняются паломники, но одно совершенно точно, он обозначает переломную точку перевала Дролма Ла и он обозначил точку нашего перерождения.
Ла - по тибетски, перевал. Дролма - одно из имён богини Тара, проявляющейся в различных формах и помогающей идущим совершить этот нелёгкий подъём на перевал. На перевале снег.

Продолжение в http://alla-kot.livejournal.com/45561.html

Тибет, Путешествия, КОРА-ПУТЬ

Previous post Next post
Up